Впечатления от концерта ambient-музыки
Попал я на этот свой первый концерт, который был сборным, собственно, случайно. На нем выступала группа, в которой играет мой знакомый, и я пришел их пофотографировать. Первыми как раз выступали они — дуэт Акасари.
Все мои познания об эмбиенте были от редкого прослушивания альбомов Брайана Ино, где меня хватало на несколько минут, после чего я обычно переключался на другие композиции, других исполнителей. Также от того, что другой мой знакомый (надо заметить, весьма неординарный знакомый — например, он себя отождествляет с кошкой, точнее, с пумой), писал много такой “залипательной” музыки. В этом он точно был и есть большой специалист. Не зная абсолютно ничего о музыкальной теории, он выдавал на редкость атмосферные и интересные мелодии, преимущественно мрачного и психоделического характера.
Но на концерте я ожидал услышать как раз настоящий эмбиент, во всей его красе. Я удобно устроился на одном из немногих стульев, остальные зрители ютились на полу или рампе. Ах да, забыл сказать, что место проведения концерта — модное место для молодежи, но почему-то именно концертная площадка располагалась в неудобном для нее зале для скейтбордов. Видимо, это намеренное решение — чтобы наслаждаться современной модной музыкой, надо немного страдать. Ну так вот, я устроился на этом стуле, весь в ожидании. Я вообще вдумчивый слушатель, и даже в жанрах, которые мне не близки, я, как музыкант, ищу интересные мотивы, аранжировочные ходы, звуки и т.д. И вот первые звуки были изданы. Многократно обработанная гитара и синтезатор, видимо, тоже с какими-то примочками. Раздался звук, протяжный, тягучий “бауууум”, многочисленные дилеи и реверы разносили остатки звуковых волн по помещению. “Бааууум-уууу-мммм”. Начало многообещающее. “Бауууумммм” — звук, скорее всего, издаваемый от синтезатора, потому что гитарист больше крутит многочисленные примочки, и, видимо, производит чистый шум. “Бааааум”.
Прошло несколько минут. Ты за каждым этим “баууум” ждешь какого-то развития, и уже все твое тело в напряжении. Ну, мне еще хорошо, у меня стул. Зрители на других местах начинают на них ерзать, видимо, затекает спина от напряжения, от напряжения тягучего ожидания этой музыки. Проходит еще минут десять. Организм так устроен, что он не может находиться слишком долго в напряжении и в ожидании. Да, для разных процессов это время может быть разным, но на концерте эти 10 минут кажутся уже целой вечностью. И вот я стал замечать как потихоньку люди начинают доставать свои телефоны. В эпоху всеобщей зависимости от соцсетей и мессенджеров целых десять минут, когда не происходит абсолютно ничего, это уже огромная роскошь. Но я чувствую, что я сильнее, и продолжаю вслушиваться в эти тягучие “бауууум”. Но музыканты предательски не хотят вносить хоть какое-то разнообразие. “Баааууум”.
Нет, я тоже сдаюсь. Точнее, не так. Мой разум начинает находить логичные оправдания. Да ведь это же такая музыка, такой концерт, ты тоже можешь достать телефон и потупить в него немного. В конце концов, всего лишь проверить парочку сторис в инстаграме и пару свайпов в твиттере. А что, это такая музыка, она как лаундж, только темная и гнетущая. Многие зрители начинают уже вполне себе вести беседы между собой. Музыка становится фоном. Сюрреалистическим фоном.
Проходит еще целая вечность, ну то есть, наверное, еще минут 5-10, просто они ощущаются как вечность, и даже тупить в телефон под эти вибрации одной ноты мне становится неприятно, как, видимо, и остальным. Обстановка становится все более и более сюрреалистичной. Вот человек с клюшкой, он неуверенно делает шаги по центру зала. Шаг вперед, два шага назад. А, нет, кажется, он все же хочет подойти к сцене. Ах, нет, он все-таки передумал. Или нет?.. Вот он встал на месте, потянулся рукой вверх, делая эдакий жест, который должен кого-то привлечь, но кого? Люди, раздавленные музыкой, начинают растекаться по стенам и полу зала. Вот человек сидит, обхватив руками голову и уставившись в одну точку. Никакого развития. Никакого движения. “Баууум”.
Вечность — это своего рода кардинальные числа, у которых каждое следующее число на порядок бесконечности больше предыдущего. Эта вечность тебя поглощает. Или раздавливает. Человек с клюшкой устал ходить в неопределенности и все-таки сел на край рампы. Теперь точно все раздавлены.
Наверное, такая музыка предполагает еще что-то, помимо музыки как таковой. Но для особо чутких в это состояние раздавленности можно впасть и просто так. Так вот, в таком измененном состоянии, происходит переосмысление всего опыта, который был тобой получен. Вещи, а точнее, соотношения между ними, раскрываются в новых, удивительных подробностях. Эта музыка — хотя можно ли называть шум гитары через миллион примочек и одну ноту на синтезаторе музыкой? — эти звуки позволяют, оказавшись в этой цепочки вечностей, взглянуть на все действительно относительно. Наверное, в этом и была цель данного музыкального исполнения.
Примерно еще через одну вечность музыканты прекратили извлекать звуки, настала тишина, и с определенной задержкой — ведь надо время, чтобы выйти из транса — зрители одарили исполнителей заслуженными аплодисментами.
Иллюстрации: Софья Почтенная