+

Интервью: Владислав Семенцул

Владислав Семенцул - поэт, участник и автор текстов екатеринбургского рок-коллектива “Vitamin Youth”. Его стихи - милый мрак, Урал и шаманизм. Сюда не пробирается восемь лучей солнца, но мы ведь знаем: только в темноте можно хорошо играть в слова.

Мы встретились с Владиславом на следующий день после дня рождения Бориса Пастернака. Видимо, неслучайно.

Мне не дает покоя этот вопрос. Почему история Vitamin Youth начинается в 1973-м, когда на деле группу организовали в 2010-м году? 

Почему бы и нет? Много всяких ипостасей. Ребята создают мифологию. Они любят что-то необычное, как бы пафосно это ни звучало. Отчасти здесь что-то есть от Сергея Курехина, у которого была группа “Поп-механика”. Он был знатный мистификатор. Знаешь его фильм “Ленин-гриб”, где он доказывал, что Ленин был грибом, важным научно-академическим голосом? Мне кажется, ребята так же развлекались. Кстати, в Vitamin Youth я начал участвовать с 2013-го года (после того, как группа распалась — прим. ред.).

А ты все-таки поэт, музыкант, певец или перформер? 

Я просто автор. Музыкант из меня тем более средний. Я никогда профессионально пением не занимался. У нас в группе Vitamin Youth есть ребята, которые учились в музыкальном училище, и у них была такая эволюция. 

Профессионализм играет роль. Но то, что голос у меня мощный — это я понимаю. Когда-то давно мы с друзьями становились друг напротив друга и тянули одну ноту. Когда вы втроем издаете один звук, вокруг вас создается звуковой купол. И это настолько прекрасно. Он тебя обволакивает… 

…Я стараюсь никому не завидовать. Это чувство отдает гнильцой.  

Почему ты так думаешь? 

У меня создается впечатление, что мне было неинтересно все материальное. Я из небедной, обычной семьи Я жил, жил и жил себе. Когда мне мама в детстве покупала одежду на несколько размеров больше, я не выеживался. Такая была странность. 

Хотя в детстве у ребенка бывает зависть. Мне как-то не купили заводной самолет, и я так расстроился. Еще я в школе хотел ролики, потому что они были у одноклассников. Я маму просил о них, а время шло. Ближе к девятому классу я попросил у друга покататься на его роликах. И упал. И сказал: “В п**ду эти ролики!” 

Насколько знаю, ты детство провел не в Екатеринбурге.

Я родился в Ханты-Мансийском автономном округе, в Нижневартовске, там любая зима в два раза дольше проходит. Снег выпадает в начале октября, все это длится до начала мая.   

«Мысли мертвеца»

С каких времен ты пишешь стихи? 

В школе неинтересно было сидеть на занятиях, я писал стихи, разнообразную похабщину. Потом погибла моя сестра. Мне тогда было 16 лет. В 2000-м году это случилось. Ей было шесть лет, ее убили вместе с дядей.  

Это было на дне рождения дяди, они тогда куда-то исчезли вместе с ним. В конечном итоге, нашли их на водохранилище. Есть подозрение, что им попались какие-то нехорошие ребята: было видно, что дядю душили, а у сестры от испуга лопнули вены. Сердце остановилось. 

Тогда я написал первый стих: 

Мысли мертвеца 

Отчего сегодня глухо,

Словно ночь в моем гробу, 

И не так уж и скучно, 

Даже лучше, чем вчера.

Встав с полуденного зноя, 

Я иду, глядя вперед,

Но меня никто не знает, 

Потому что я уж мертв.

Помнишь, каким ты был тогда? 

Закрытым, многих ненавидел и старался не общаться с теми, кого не знаю. Еще и набожным, с девятого класса. 

Из-за родителей? 

Родители не были набожными. Но у нас была маленькая книжка, которая помещалась на ладонь, с основной молитвой. Все началось, когда у меня случилась куча переживаний, негодяйские истории, и тут приходит тебе на помощь Иисус. Какую-то он придавал уверенность и создавал иллюзию, что кто-то тебе помогает, хотя, на самом деле, стоило рассказывать все родителям, чтобы они помогали тебе. Мой единственный друг об этом не знал. 

Ты сейчас такого же мнения о боге? 

«Бог» — размытое слово. Бог внутри тебя, ты внутри бога… Ты и есть бог… И мне слово это не нравится. Мне больше нравится “Всевышний”. Или “Вездесущий”. Мне как-то в голову пришло в голову слово “жижица” — место, где происходит все или ничего. Человек тоже есть все и ничего.  

Я верю в то, что есть какая-то сущность. Я верю, что она оберегает меня. Возможно, это звучит цинично и высокомерно. Мне как-то товарищ сказал: “По вере их им же воздастся”. Это из серии фатума, по которому тебе предписан определенный сценарий. Это то же, что проходить путь разными дорогами: свернуть здесь или там, но все-таки дойти до назначенной точки. Она называется «смерть» [смеется]. 

Отрывок из стихотворения «Ворона голубя не съест…»

Екатеринбург — следующий этап. Интересно, почему он? Ведь есть Москва, Санкт-Петербург… 

Я до сих пор не понимаю, что меня привело сюда. Есть такое ощущение, будто Екатеринбург бессознательно меня манил. 

Когда мы ездили к бабушке в гости в Приднестровье, то делали пересадку на поезд в Екатеринбурге. Поэтому я и знал про этот город. А еще я в 16 лет я сбежал из дома, и меня в Екатеринбурге-то полиция с поезда и сняла. 

Екабэ на букву б

Екабэ на букву бэ

Гимн Урала на трубе

Широка у бога морда

Я играю три аккорда

Песню малую без слов

Про тот город, где Свердлов

Семенил туда-сюда

На плотинке у пруда

Под немые звуки рыб

Я губой к трубе прилип

И в округе слышен гимн

“Екб, ты стал другим!”

Помнишь, помнишь, благодать

Как ложились мы в кровать

Бормоча друг другу “фу”

Поцелуй меня в УрФУ

И не надо больше фраз

Мой Свердловск  в глазах погас

Всем спасибо и судьбе

Екабэ на букву бэ

Отрывок из стихотворения «Катя, Катя, я в Екате»

Я выпускался со школы и выбирал из трех городов: Челябинска, Сургута и Уфы. В итоге, я поступил в негосударственное училище искусств и художественных ремесел имени Демидовых в Екатеринбурге. Учился на режиссера неигрового кино. 

Причем ты снял два фильма. Расскажи о них. 

У меня есть две курсовые работы и вышел один фильм из двух частей. “Пролестегренные” снимал по своему стихотворению. Тема — всё, что меня интересовало: взаимоотношения, деньги, бухло и какого хера ты в этом мире делаешь. 

Вторая работа, “Fucking animals”, с неправильным переводом, была о том, что твои ожидания не совпадают с реальностью и внутренним содержанием. Из-за этого создается диссонанс. Поэтому у моего героя происходит взрыв. Он пытается найти себя, а в конечном итоге, он находит персонажа, который уводит его в лес на цепи. 

Преподам понравилось. Товарищи говорили: “Влад, ты странный”. 

Как ты относишься к критике? 

Раньше у меня «подгорало». Я думал, что у меня многосложная поэзия. Расстраивало, что другие не знают подноготную творчества, которое кажется поначалу белибердой. Когда находишь ключ к тексту и видишь, что в трех строках скрыта история государства, ты от этих знаний чувствуешь удовлетворенность. 

«Пролестегренные или Fucking animals»

Почему ты сейчас ничего не снимаешь? 

Я долго был погружен в себя. Потом был влюблен, ходил, переживал. Как-то себе жил и жил, и думал о влюбленности. Я учился потом на факультете журналистики в Уральском гуманитарном институте, на заочке, сам оплачивал учебу. Забрал документы, потому что пропустил сессию: ездил автостопом к девушке в Челябинск. Все ради любви. Я тогда жил на ЖБИ [район Екатеринбурга — прим. ред.], на такси доехал до Химмаша [тоже район Екатеринбурга — прим. ред.]. Шел по Челябинскому тракту часа два. Но вот остановилась фура, и меня довезли до Челябинска. Ехали мы часов пять или шесть.  

«Любовь» — странное слово. Мне было дико грустно.

Автостопом я ездил раз двадцать. Причем в любой вечер, в любое время года, чаще всего с другом Даней. Выходишь на трассу и едешь. У нас знакомые были, мы им звонили и говорили: “Хотите принимайте, хотите — нет”. Так вот, нас принимали. 

Про автостоп писал твой друг, сценарист и режиссер, Алексей Кудряков. Ты участвовал в его читках. Это правда, что ты актер? 

Актер я с натяжкой. Была история. Есть Лариса Абашева, основательница “Театра Шарманки”, театра ORA и других проектов. Она ставила пьесу “Спектакль Бородино”, предлагала играть роль Александра I. Я у нее спрашивал тогда: “Ну, какой я актер?” Она отвечала: “В этом и есть любопытство, я же чувствую в тебе потенциал. Из тебя актера мы сделаем”. Она мне выслала сценарий. Я его почитал, испугался, отказался. “Ну и дурак”, — сказала она. 

Не жалеешь? 

Я с юности приучил себя не жалеть о чем-то. Бессмысленно это чувство. 

По поводу твоих текстов. Как ты их пишешь? 

Я представляю историю в голове и начинаю ее раскачивать. Недавно ходил на фильм Ренаты Литвиновой (“Северный ветер”), увидел рекламу «Ельцин Центра». И я раздул строчку: “Мне Ельцин снится каждый день”. Представляешь, тебе каждый день снится Ельцин? Звонит тебе в квартиру, внаглую заходит, садится за стол и начинает тебя учить или кушать. 

Место для всех фамилий

Мне Ельцин снится по ночам

В глухой тайге он пилит ель

Визжит пила, визжит метель

И кровь бежит по кирзачам

Я наблюдаю и молчу

Как кровь сочится из ствола

Как ель окутывает мгла

И превращается в свечу

И наступает тишина

И Ельцин исчезает в темноте

Слышны шаги, видна луна

То есть это вымысел?

Это может быть история, слово, всё что угодно. Люди являются одним из видов топлива для стихов. Едешь, например, и смотришь на женщину. И пытаешься понять по ее лицу, что у нее за жизнь. И начинаешь потом раздувать текст. 

Какие поэты тебе нравятся? 

Мне нравится Олег Григорьев. Отчасти, есть схожесть его разочарования в жизни с моим. У него печальная судьба. Есть такой фильм документальный про него, “Портрет под мухой”. Он же был детским писателем, но не только. У него инфантильно-мрачные тексты. У меня получается писать милый мрак. Но не получается инфантильный мрак. 

Автор, которым я зачитывался — Даниил Хармс: все его дневники, стихотворения, все, что было сохранено его другом Друскиным. У него крутые дневниковые записи, есть книга воспоминаний его жены, Марины Малич, — “Воспоминания о Хармсе”.  

Потом Аня Герасимова. Она написала книгу про Введенского, называется “Все”. Это здоровый сборник всех стихов поэта, (к слову, он был лучшим другом Хармса).  

А что скажешь о творчестве Пастернака из школьной программы?

С Пастернаком такая же история, как с Мандельштамом. Я сидел на работе и задал себе вопрос: почему я их не читал раньше? Написал текст по этому поводу:

“Во всем виноват Пастернак, 

Но я его не виню, 

Я молча таскаю х**ню в буерак, 

Простую такую х**йню 

Я молча сжигаю х**ню в огне, как будто бы что-то не так 

С портрета Борис улыбается мне 

Леонидыч Борис Пастернак”. 

А Борис Рыжий? 

Борис Рыжий прекрасен. Он написал более тысячи стихотворений, и мне многие заходят. Складывается ощущение, что он мой дружбан и он мне все рассказывает: облака — такие, смерть — такая. Василий Сигарев, кстати, в интервью Дудю сказал: “Есть Пушкин, Есенин, а есть Борис Рыжий”. А больше не надо ничего. Согласен с этим. 

Напоследок: твой любимый фильм?

Георгий Данелия — “Слезы капали”, 1982-го года. Я его раз 40 смотрел и 40 раз ещё посмотрю. Жила-была волшебница, у нее было зеркало, которое показывало сущность человека. Негодяи разбили его и маленький осколок попал председателю небольшого города в глаз. Он был прекрасным семьянином, отличным другом, а стал лицемером, полной обороткой. Почему фильм понравился? Этот человек, главный герой, наверное, похож на меня. 

А группа? 

У меня есть группа в ВК: “Izi Izi Uza”. Там опубликованы интересные альбомы, фильмы. 

А здесь расположена музыка группы Vitamin Youth.

Редактор: И. Мухамадеев
Иллюстратор: А. Дубинкина