Интервью: Владислав Семенцул
Мы встретились с Владиславом на следующий день после дня рождения Бориса Пастернака. Видимо, неслучайно.
Мне не дает покоя этот вопрос. Почему история Vitamin Youth начинается в 1973-м, когда на деле группу организовали в 2010-м году?
Почему бы и нет? Много всяких ипостасей. Ребята создают мифологию. Они любят что-то необычное, как бы пафосно это ни звучало. Отчасти здесь что-то есть от Сергея Курехина, у которого была группа “Поп-механика”. Он был знатный мистификатор. Знаешь его фильм “Ленин-гриб”, где он доказывал, что Ленин был грибом, важным научно-академическим голосом? Мне кажется, ребята так же развлекались. Кстати, в Vitamin Youth я начал участвовать с 2013-го года (после того, как группа распалась — прим. ред.).
А ты все-таки поэт, музыкант, певец или перформер?
Я просто автор. Музыкант из меня тем более средний. Я никогда профессионально пением не занимался. У нас в группе Vitamin Youth есть ребята, которые учились в музыкальном училище, и у них была такая эволюция.
Профессионализм играет роль. Но то, что голос у меня мощный — это я понимаю. Когда-то давно мы с друзьями становились друг напротив друга и тянули одну ноту. Когда вы втроем издаете один звук, вокруг вас создается звуковой купол. И это настолько прекрасно. Он тебя обволакивает…
…Я стараюсь никому не завидовать. Это чувство отдает гнильцой.
Почему ты так думаешь?
У меня создается впечатление, что мне было неинтересно все материальное. Я из небедной, обычной семьи Я жил, жил и жил себе. Когда мне мама в детстве покупала одежду на несколько размеров больше, я не выеживался. Такая была странность.
Хотя в детстве у ребенка бывает зависть. Мне как-то не купили заводной самолет, и я так расстроился. Еще я в школе хотел ролики, потому что они были у одноклассников. Я маму просил о них, а время шло. Ближе к девятому классу я попросил у друга покататься на его роликах. И упал. И сказал: “В п**ду эти ролики!”
Насколько знаю, ты детство провел не в Екатеринбурге.
Я родился в Ханты-Мансийском автономном округе, в Нижневартовске, там любая зима в два раза дольше проходит. Снег выпадает в начале октября, все это длится до начала мая.
С каких времен ты пишешь стихи?
В школе неинтересно было сидеть на занятиях, я писал стихи, разнообразную похабщину. Потом погибла моя сестра. Мне тогда было 16 лет. В 2000-м году это случилось. Ей было шесть лет, ее убили вместе с дядей.
Это было на дне рождения дяди, они тогда куда-то исчезли вместе с ним. В конечном итоге, нашли их на водохранилище. Есть подозрение, что им попались какие-то нехорошие ребята: было видно, что дядю душили, а у сестры от испуга лопнули вены. Сердце остановилось.
Тогда я написал первый стих:
Мысли мертвеца
Отчего сегодня глухо,
Словно ночь в моем гробу,
И не так уж и скучно,
Даже лучше, чем вчера.
Встав с полуденного зноя,
Я иду, глядя вперед,
Но меня никто не знает,
Потому что я уж мертв.
Помнишь, каким ты был тогда?
Закрытым, многих ненавидел и старался не общаться с теми, кого не знаю. Еще и набожным, с девятого класса.
Из-за родителей?
Родители не были набожными. Но у нас была маленькая книжка, которая помещалась на ладонь, с основной молитвой. Все началось, когда у меня случилась куча переживаний, негодяйские истории, и тут приходит тебе на помощь Иисус. Какую-то он придавал уверенность и создавал иллюзию, что кто-то тебе помогает, хотя, на самом деле, стоило рассказывать все родителям, чтобы они помогали тебе. Мой единственный друг об этом не знал.
Ты сейчас такого же мнения о боге?
«Бог» — размытое слово. Бог внутри тебя, ты внутри бога… Ты и есть бог… И мне слово это не нравится. Мне больше нравится “Всевышний”. Или “Вездесущий”. Мне как-то в голову пришло в голову слово “жижица” — место, где происходит все или ничего. Человек тоже есть все и ничего.
Я верю в то, что есть какая-то сущность. Я верю, что она оберегает меня. Возможно, это звучит цинично и высокомерно. Мне как-то товарищ сказал: “По вере их им же воздастся”. Это из серии фатума, по которому тебе предписан определенный сценарий. Это то же, что проходить путь разными дорогами: свернуть здесь или там, но все-таки дойти до назначенной точки. Она называется «смерть» [смеется].
Екатеринбург — следующий этап. Интересно, почему он? Ведь есть Москва, Санкт-Петербург…
Я до сих пор не понимаю, что меня привело сюда. Есть такое ощущение, будто Екатеринбург бессознательно меня манил.
Когда мы ездили к бабушке в гости в Приднестровье, то делали пересадку на поезд в Екатеринбурге. Поэтому я и знал про этот город. А еще я в 16 лет я сбежал из дома, и меня в Екатеринбурге-то полиция с поезда и сняла.
Екабэ на букву б
Екабэ на букву бэ
Гимн Урала на трубе
Широка у бога морда
Я играю три аккорда
Песню малую без слов
Про тот город, где Свердлов
Семенил туда-сюда
На плотинке у пруда
Под немые звуки рыб
Я губой к трубе прилип
И в округе слышен гимн
“Екб, ты стал другим!”
Помнишь, помнишь, благодать
Как ложились мы в кровать
Бормоча друг другу “фу”
Поцелуй меня в УрФУ
И не надо больше фраз
Мой Свердловск в глазах погас
Всем спасибо и судьбе
Екабэ на букву бэ
Я выпускался со школы и выбирал из трех городов: Челябинска, Сургута и Уфы. В итоге, я поступил в негосударственное училище искусств и художественных ремесел имени Демидовых в Екатеринбурге. Учился на режиссера неигрового кино.
Причем ты снял два фильма. Расскажи о них.
У меня есть две курсовые работы и вышел один фильм из двух частей. “Пролестегренные” снимал по своему стихотворению. Тема — всё, что меня интересовало: взаимоотношения, деньги, бухло и какого хера ты в этом мире делаешь.
Вторая работа, “Fucking animals”, с неправильным переводом, была о том, что твои ожидания не совпадают с реальностью и внутренним содержанием. Из-за этого создается диссонанс. Поэтому у моего героя происходит взрыв. Он пытается найти себя, а в конечном итоге, он находит персонажа, который уводит его в лес на цепи.
Преподам понравилось. Товарищи говорили: “Влад, ты странный”.
Как ты относишься к критике?
Раньше у меня «подгорало». Я думал, что у меня многосложная поэзия. Расстраивало, что другие не знают подноготную творчества, которое кажется поначалу белибердой. Когда находишь ключ к тексту и видишь, что в трех строках скрыта история государства, ты от этих знаний чувствуешь удовлетворенность.
Почему ты сейчас ничего не снимаешь?
Я долго был погружен в себя. Потом был влюблен, ходил, переживал. Как-то себе жил и жил, и думал о влюбленности. Я учился потом на факультете журналистики в Уральском гуманитарном институте, на заочке, сам оплачивал учебу. Забрал документы, потому что пропустил сессию: ездил автостопом к девушке в Челябинск. Все ради любви. Я тогда жил на ЖБИ [район Екатеринбурга — прим. ред.], на такси доехал до Химмаша [тоже район Екатеринбурга — прим. ред.]. Шел по Челябинскому тракту часа два. Но вот остановилась фура, и меня довезли до Челябинска. Ехали мы часов пять или шесть.
«Любовь» — странное слово. Мне было дико грустно.
Автостопом я ездил раз двадцать. Причем в любой вечер, в любое время года, чаще всего с другом Даней. Выходишь на трассу и едешь. У нас знакомые были, мы им звонили и говорили: “Хотите принимайте, хотите — нет”. Так вот, нас принимали.
Про автостоп писал твой друг, сценарист и режиссер, Алексей Кудряков. Ты участвовал в его читках. Это правда, что ты актер?
Актер я с натяжкой. Была история. Есть Лариса Абашева, основательница “Театра Шарманки”, театра ORA и других проектов. Она ставила пьесу “Спектакль Бородино”, предлагала играть роль Александра I. Я у нее спрашивал тогда: “Ну, какой я актер?” Она отвечала: “В этом и есть любопытство, я же чувствую в тебе потенциал. Из тебя актера мы сделаем”. Она мне выслала сценарий. Я его почитал, испугался, отказался. “Ну и дурак”, — сказала она.
Не жалеешь?
Я с юности приучил себя не жалеть о чем-то. Бессмысленно это чувство.
По поводу твоих текстов. Как ты их пишешь?
Я представляю историю в голове и начинаю ее раскачивать. Недавно ходил на фильм Ренаты Литвиновой (“Северный ветер”), увидел рекламу «Ельцин Центра». И я раздул строчку: “Мне Ельцин снится каждый день”. Представляешь, тебе каждый день снится Ельцин? Звонит тебе в квартиру, внаглую заходит, садится за стол и начинает тебя учить или кушать.
Место для всех фамилий
Мне Ельцин снится по ночам
В глухой тайге он пилит ель
Визжит пила, визжит метель
И кровь бежит по кирзачам
Я наблюдаю и молчу
Как кровь сочится из ствола
Как ель окутывает мгла
И превращается в свечу
И наступает тишина
И Ельцин исчезает в темноте
Слышны шаги, видна луна
То есть это вымысел?
Это может быть история, слово, всё что угодно. Люди являются одним из видов топлива для стихов. Едешь, например, и смотришь на женщину. И пытаешься понять по ее лицу, что у нее за жизнь. И начинаешь потом раздувать текст.
Какие поэты тебе нравятся?
Мне нравится Олег Григорьев. Отчасти, есть схожесть его разочарования в жизни с моим. У него печальная судьба. Есть такой фильм документальный про него, “Портрет под мухой”. Он же был детским писателем, но не только. У него инфантильно-мрачные тексты. У меня получается писать милый мрак. Но не получается инфантильный мрак.
Автор, которым я зачитывался — Даниил Хармс: все его дневники, стихотворения, все, что было сохранено его другом Друскиным. У него крутые дневниковые записи, есть книга воспоминаний его жены, Марины Малич, — “Воспоминания о Хармсе”.
Потом Аня Герасимова. Она написала книгу про Введенского, называется “Все”. Это здоровый сборник всех стихов поэта, (к слову, он был лучшим другом Хармса).
А что скажешь о творчестве Пастернака из школьной программы?
С Пастернаком такая же история, как с Мандельштамом. Я сидел на работе и задал себе вопрос: почему я их не читал раньше? Написал текст по этому поводу:
“Во всем виноват Пастернак,
Но я его не виню,
Я молча таскаю х**ню в буерак,
Простую такую х**йню
Я молча сжигаю х**ню в огне, как будто бы что-то не так
С портрета Борис улыбается мне
Леонидыч Борис Пастернак”.
А Борис Рыжий?
Борис Рыжий прекрасен. Он написал более тысячи стихотворений, и мне многие заходят. Складывается ощущение, что он мой дружбан и он мне все рассказывает: облака — такие, смерть — такая. Василий Сигарев, кстати, в интервью Дудю сказал: “Есть Пушкин, Есенин, а есть Борис Рыжий”. А больше не надо ничего. Согласен с этим.
Напоследок: твой любимый фильм?
Георгий Данелия — “Слезы капали”, 1982-го года. Я его раз 40 смотрел и 40 раз ещё посмотрю. Жила-была волшебница, у нее было зеркало, которое показывало сущность человека. Негодяи разбили его и маленький осколок попал председателю небольшого города в глаз. Он был прекрасным семьянином, отличным другом, а стал лицемером, полной обороткой. Почему фильм понравился? Этот человек, главный герой, наверное, похож на меня.
А группа?
У меня есть группа в ВК: “Izi Izi Uza”. Там опубликованы интересные альбомы, фильмы.
А здесь расположена музыка группы Vitamin Youth.
Редактор: И. Мухамадеев
Иллюстратор: А. Дубинкина