Статья: Вагончик
Начнём с описания причины, по которой я был приговорён к жизни в вагончике. Специфика моей работы предусматривает периодические длительные поездки в болотистую глушь, посреди которой расположен объект, который необходимо подвергнуть тщательному ремонту. В этот раз ремонт был запланирован аж на девять дней. Вообще, рядом с этим объектом есть общежитие, но в заселении туда мне и моим напарникам было отказано, так как оно уже было заполнено до отказа другими желающими провести время (бремя) ремонта в более комфортных условиях. Хотя тут стоит упомянуть, что комфортными эти условия были лишь относительно: зачастую в комнаты, предусмотренные на двух человек, заселяют, посредством раскладушек, ещё парочку (а то и больше) людей. Очевидно, что работяга, предпочитающий после окончания смены проводить время в одиночестве, совсем не сможет полноценно отдохнуть, и многодневное его пребывание в этом персональном аду в конце концов загонит его нервную систему в угол и хорошенько её изнасилует.
До этого в вагончике я никогда не жил, и в какой-то степени мне, как существу ещё довольно молодому, не утратившему природного любопытства и тяги к новому, было интересно, что же сулит мне знакомство с этим традиционным (в представлении большинства людей) временным местом жительства вахтовиков. Вообще, обычно я живу в общежитии, причём в комнате я один.
Итак, настал день выезда с базы. Помимо себя, мы погрузили в багажное отделение «Урала» оборудование и некоторое количество ЗИП (запасных частей, инструментов и принадлежностей). Продолжительность времени пути до объекта составляла около трёх часов. Поймав попутный ветер, мы отправились в дорогу, которая ничем примечательным не отличалась. Разбавлял я этот утомительный путь музыкой (конечно, послушал новый отечественный альбом) и играми на Нинтенде.
И вот поворот к величественному, полностью готовому к ремонту объекту. За воротами, недалеко от КПП, перпендикулярно забору было расположено два вагончика, предназначавшиеся нашей службе, электрикам и парням из ремонтно-монтажного цеха. Один был синего цвета (поновее), другой – белого (ему было лет двадцать). Подъехали к КПП. Выгрузили добро, пошли к начальнику объекта отмечаться, ставить подписи на кипе макулатуры и получать ключи от вагончиков. Нас, проклятье, определили в белый вагон, который, наверное, помнит время, когда президентом был другой человек (не Медведев). В довесок меня ещё определили как ответственного по вагону. Не знаю, какие привилегии и обязанности мне сулило это назначение, но приятных ощущений по этому поводу я не испытал. По просьбе моего напарника начальником станции нам был выделен электрочайник, который, судя по его виду, шёл в комплекте с вагоном (кстати, после пары использований он сломался). Ну и, разумеется, нам было выдано постельное бельё (так что зря я стырил комплект из своей общаги).
В вагоне пахло старостью, как в бабушкиных квартирах. Так как он стоял под небольшим углом, то ходить по нему было несколько неудобно, так как тебя постоянно клонило в сторону. Вагон был разделён на три части: тамбур в середине, по бокам два крыла, по четыре койки в каждом. Внутреннее убранство крыльев сильно походило на убранство поезда купе: две койки снизу, над ними вторым ярусом ещё две, между койками небольшой столик. Войдя внутрь, мы сразу включили обогреватель, так как за окном было около 10-ти градусов.
Разложили вещи, постель и пр. Отправились работать. Отработав, вернулись для сна в наши «номера». Спать было довольно жёстко. Поначалу было терпимо, но после нескольких дней такого аскетичного сна тело начинало ныть от одного соприкосновения с лежбищем. Матрасы, кстати, были слишком широкие для коек, поэтому одну сторону мы подвернули (заодно это снижало вероятность свалиться на пол среди ночи). В вагоне была предусмотрена вентиляция. Наверное, это помогало снизить духан, который тут, скорее всего, неизбежен летом при полном заселении. Хотя роль этой вентиляции выполнял такой маленький кулер, что я едва ли могу быть уверен в том, что он хоть немного справлялся со своей задачей.
Расскажу про одну свою необычную ночную авантюру. Купил я в столовой бутылку лимонада «Колокольчик» (уж больно захотелось чего-то сладкого), и опрометчиво выпил некоторое его количество перед сном. Как и следовало ожидать, среди ночи мне захотелось в уборную. В вагончике туалеты не предусмотрены, из санитарно-гигиенических принадлежностей там только некая модернизированная версия деревенского умывальника (его модернизация заключается в наличии обогрева бачка с водой). Им мы, к слову, ни разу не пользовались. Так вот, туалет был только на станции (метров 150 пути). Взвесив все «за» и «против», я решил всё же опорожниться не отходя от вагона. Выйдя на прохладный околонулевой воздух, стал искать, где бы совершить задуманное. Задача была непростая, так как повсюду понатыкали камер, а с той стороны, где камер не было, дул сильный встречный ветер. Вдобавок ещё в голове витало восклицательным знаком воспоминание об истории, когда повариху или комендатшу задрал медведь – он прятался под зданием (в болотах здания, в большинстве своём, стоят на сваях). Но в итоге, всё закончилось благополучно: место я удачное нашёл, рядом с каким-то ржавым гаражом. Какого чёрта он вообще там стоял – непонятно, но в ту ночь это было мне очень даже на руку. Такие вот бывают ситуации, когда простейшее действие начинает представлять из себя целый квест.
Приятно было сидеть в вагончике вечером после смены за кружкой чая (пока чайник ещё работал) и болтать о чём-нибудь с напарником. Атмосфера была как в поезде, на которых я езжу постоянно, но положительное отличие состояло в том, что тут была беседа, а в поездах я, обычно, ни с кем не разговариваю всю дорогу. Окно нашего крыла выходило на красивый болотный пейзаж. Мой напарник почему-то, кстати, не находит ничего красивого в болотах, а мне они дюже нравятся: глаз радует буйство красок, низкие ёлки тут заместо травы, а сосны, поеденные паразитами, мёртвенно-серые раскинули свои голые лапы, повсюду вода, а на воде утки, лебеди. Иногда и олени бредут, поедая на ходу болотный мох. Может быть, коллега мой так не любит болота из-за того, что родился, по сути, на них, и ему пейзажи эти осточертели? Возможно. Но ведь я, уроженец Южного Урала, любил и люблю наши степные просторы. Хотя я вообще всё люблю. Главное, чтоб в меру было.
Проработав на объекте в общей сумме девять дней, я благополучно его покинул. Перед отъездом я, как ответственный по вагону, сдал, так сказать, объект начальнику станции (он просто пересчитал подушки, матрасы и пледы (ага, как в поездах)). Несмотря на то, что читателю мой опыт проживания в вагончике может показаться отрицательным, я его таковым не нахожу. Напротив, такое времяпрепровождение я считаю полезным, если оно проходит на периодической основе, ибо это сильный контраст по сравнению с обычной жизнью, а чем ещё питаться творцу, как не контрастами? Вернувшись домой, у меня даже мысли не возникало о том, чтобы выразить этот свой опыт в письменной форме, но почему это было интересно главреду. Ну, надеюсь, читателю тоже было интересно.
Иллюстрация: Саша Пирожкова