Спасибо — «Спасибо»: рецензия на альбом
Группа Спасибо стала для меня группой, с которой у меня теперь всегда будет ассоциироваться тот период, когда я переехал в Москву, и той чередой событий, которая потом последовала в моей жизни и в жизни моей группы Патриарх&Бакунин. В тот момент я часто переслушивал предыдущий их долгоиграющий релиз — Навсегда.
Группа Спасибо — это группа, которая также у меня ассоциируется с НМУ, и с “прогрессивной” частью нашего общества, с жителями условного “центра” Москвы. Не в последнюю очередь, наверное, это обусловлено группой, на которую ориентируется в поиске своего звука Спасибо — King Gizzard & the Lizard Wizard.
Альбом Спасибо был выпущен в свет 30 октября 2019 года.
Для меня всегда была важна визуальная составляющая музыкального релиза. По секрету скажу, что альбомы с плохими обложками я даже не начинаю слушать. И здесь обложка может вообще быть как самостоятельный арт-объект и перформанс.
Музыку коллектива, как и любую непростую музыку, ее надо определенное количество раз прослушать и переслушать. Можно, конечно, бросить после начала первой композиции, как некоторые могли бы сделать. Но я бы такое сравнил бы с тем, как если бы вы бросили читать книжку после первых же страниц или предисловия. А в этой книге есть, что почитать.
Хотя, наверное, лучшая аналогия для этой работы — это даже не книга, а голливудский фильм. Здесь по традициям жанра есть место и герою (супергерою), и злодею, дружбе, любви и теме семьи.
Этот альбом — это большая история рефлексии Расела (фронтмена и бессменного лидера Спасибо). Мы как будто оказываемся на сеансе психотерапии, только сделано это все очень красиво с художественной точки зрения. Красивые метафоры, отсылки к произведениям прошлого, яркие картины мелькают на экране кинотеатра.
Сильные образы рисуются при проигрывании: Президент Горох, Мишка, Кошкин Дом, Пустота.
Пустота. Да, это тот случай, когда две ударные установки оказались очень к месту в разных ушах. Своим нагромождением создают ту затягивающую пустоту, огромное чёрное нечто, большую махину, требующую себе жертв. Одна из самых сильных композиций как альбома, так и всей группы.
Текстово Спасибо выделяется на фоне остальных групп новой русской волны, умение работать со словом проявилось ещё на альбоме Навсегда, когда на протяжении всего времени в тексте практически не было повторений и зацикливания.
Царь Горох — это то немногое, что ещё позволено сказать, особенно когда в интервью ты отвечаешь, что вообще это не про то, о чём вы все подумали. Но мы живём в таком времени, и эта песня конечно же останется в истории, как песня застойных лет 10-х..
Пик действительно является пиком и кульминацией повествования. Мы наконец узнаём причины душевных терзаний героя. Для меня именно через эту песню произошло переосмысление и всего альбома, и образа Расела. За всегда весёлым, жизнерадостным парнем скрывается очень сентиментальный, ранимый человек. Посредством аккуратной аранжировки, расстановки в пространстве звуков получилось передать эти глубоко личные переживания. Это вообще не очень характерно для русского человека — выходить и раскрывать себя перед публикой. У нас принято играть, врать, заигрывать, но не быть собой. Именно в этом и сила композиции, помимо шикарного музыкального сопровождения.
Кошкин дом, песня, которая логически вытекает из Пика. И было видно на московской презентации, что она имеет также большое значение лично для Расела. Но я хотел бы отметить, что многим слушателям, фанатам Спасибо возможно понравилась эта песня в основном из-за заглавной метафоры, где инфантильное поколение с семейными фоточками с котами из Инстаграма нашло свое отражение.
Спасибо, все говорят спасибо. Все скандируют спасибо. Звучит как самовнушение. У русских фильмов не бывает хэппи-эндов.