Рецензия: resequence — «Punctum»
Проект экспериментальной электроакустической музыки resequence санкт-петербургского саундпродюсера и композитора Димы Аникина выпустил сингл «punctum», продолжающий линию саунда, намеченную в EP «вой сирен» и сингле «смутный призыв воды». «Punctum» за счет острых, ярких звуков и мягких, окрашенных в созерцательные тона гармоний создает медитативно-гипнотическую, магическую атмосферу. Структура сингла, его романтическая, ясная, напряженная драматургия вырастает, будто кристаллическое образование из разреженных, но интенсивных в своей суггестивности ритмов и пульсирующих, едва намеченных мелодий.
Слово «punctum», предложенное Роланом Бартом в эссе «Camera Lucida», — термин из философской эстетики фотографического искусства. Переводится оно с латыни буквально как «укол», «рана». Если предыдущий сингл Димы Аникина «смутный призыв воды» погружал слушателя в грёзы, прославлял всепроникающее единство жизни через метафору текучих и дремлющих вод, то «punctum» чествует остроту пробуждения, ослепительную яркость инсайта, пронзительность невыразимого в словах чувства; такого чувства, которое столь субъективно, интимно, убедительно, реально, что не может быть разложено на символические составляющие, на слова, его невозможно присвоить, укоренить в знаках и смыслах. «punctum» — это острое и абсолютное бодрствование, стремительный бросок, мышление момента, разворачивающееся по собственной логике, не подвластной логике культуры, логике памяти. В «punctum» происходит короткое замыкание между настоящим и прошлым, между созерцающим и созерцанием. Как утрата проникает в самое нутро нашего существования, оставляя шрамы и пустоты, так и звук способен — в своей яркости и телесности — расчистить временное пространство для чистоты созерцания. Шумы сингла, расколотые синтезированным ритмом и сталью струн, остинатные, настойчивые пульсации собирают сознание и концентрируют его в непротяженном «здесь», озаренном пламенем тревоги, беспокойства, томления.
У Ролана Барта «punctum», как пронзительное и непосредственное восприятие свидетельств и следов любви и времени, противопоставлен «studium», восприятию, построенному на распознавании и воспроизводстве в речи и мышлении культурных кодов. «Punctum» может соприкасаться со «studium», сопутствовать ему — в сингле Димы Аникина культурные коды и непосредственность звука идут рука об руку. Металлические звуки, удары по струнам, сплетающиеся в мелодию, высекают созвездие ассоциаций — от испанской гитарной музыки фламенко до ритуальных священнодействий. Слух погружается в ритмы будто взгляд тонет во тьме, ищет в зиянии провала, в непроглядной черноте отражения звезд на поверхности вод.
«Punctum» Барта— это неопровержимое свидетельство «нечто было», свидетельство, запечатленное светом на фотографической плёнке. Звук, как и свет, сами по себе являются событием. Как свет обрисовывает контуры вещей, так и звук обрисовывает контуры мышления и чувства для слушателя, окрашивает само время цветом, делает хронос непосредственно воспринимаемым. «punctum» Димы Аникина даёт внимательным и вовлеченным слушателям еще один тонкий инструмент наблюдения за внутренним временем.
22 ФЕВРАЛЯ НА НОВОЙ СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА ПРОЕКТ RESEQUENCE ВЫСТУПИТ ВМЕСТЕ СО СТРУННЫМ АНСАМБЛЕМ И ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ KSENIA MICKHEEVA PROJECT. В ПРОГРАММЕ, КРОМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКО-МУЗЫКАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА «ВОЙ СИРЕН», КОНЦЕРТНАЯ ПРЕМЬЕРА СИНГЛА «PUNCTUM.