Репортаж: Шведский музыкальный стол от блога Сырника и Павлов
Я давно слежу за музыкальным блогом Сырника и Павлов — около 8-ми или 9-ти лет. Этот паблик сильно повлиял на меня, на мои музыкальные вкусы, на широту этих вкусов. Можно с уверенностью сказать, что не будь его, то не было бы и УндергрундХерос, где я теперь пишу этот отчет (или обзор). Ну и отдельное спасибо Сырнику и Павлам за Григория Полухутенко, за то, что они в какой-то момент включали его песни практически в каждые пост и подборку. И вот спустя столько времени я впервые попал на их фестиваль.
Мероприятие проходило в недавно открывшемся клубе с незатейливым названием «Клуб». Довольно уютное и по-своему колоритное местечко, объединяющее в себе бар, концертную часть и книжный магазинчик. Идеальное место для среднестатистического подписчика Сырника и Павлов: выпил какой-нибудь коктейль, купил новый томик модного западного философа и прямо вместе с книжкой и бокальчиком отправился в пляс под разношерстную музыкальную программу.
На выступление первой группы я опоздал — вот что значит бесплатный вход, который совершенно не дисциплинирует. Выступал акустический дуэт мальчика и девочки (хотя, наверное, это слишком категоричное определение гендерных ролей для основных подписчиков Сырника и Павлов) с очень типичной музыкой для фанатов блога, любителей настольных игр, любителей раскрашивать бокалы, делать витражи и плести фенечки. Спокойная, мягкая, без особых претензий, под нее можно ритмично покачаться из стороны в сторону, что и делала немногочисленная публика. Я даже начал было думать, что, возможно, все выступающие будут играть в таком же стиле.
Затем на сцену вышел Костя Карп. По тому, сколько он посвятил времени разъяснениям, кто он и как надо его слушать, можно было подумать, что он вообще стендапер, и выступление-то уже началось. Но вот по его команде звукорежиссер включил музыкальную подложку и выступление действительно началось. Наверное, это разновидность рэп- или хип-хоп-направления. Музыка — сплошная подложка: голос второго вокалиста, который не смог выступить, голос самого выступающего. Но мы же понимаем, что смысл хип-хоп-рэп-выступления не в том, чтобы поразить публику своим исполнительским мастерством, а честно оторваться, качаясь и раскачиваясь под заранее записанный бит. И он качал и раскачивал, прыгая и прыгая все выше и выше, то прыгая, то вставая, то прыгая, то вставая… Будучи довольно высокого роста, казалось, что вот он сейчас достанет головой до потолка. Прыгал он честно. Зрители тоже пытались прыгать, у некоторых даже это походило на подпрыжки. Честность так и исходила из всего этого действа. А песни… из того, что я расслышал, кажется, были про заплатки на рукавах, про попрошайничество, про какие-то, видимо, тяготы. Поэтому когда выступление закончилось и артист накинул на себя модный тренч с не менее модным шопером и записал последний свой тик-ток, никакого диссонанса все это не вызвало. Но надо отметить еще один плюс этого сета: он был разнообразным, а когда артист взял гитару и просто так спел, то за такое уж можно простить и всевозможные музыкальные подложки.
Отваал
Следующая группа тоже была дуэтом. На этот раз определить гендерные принадлежности было сложнее, но, возможно, это сулило более модную и интересную музыку. По количеству зрителей, которые начали толпиться и заполнять собой всю площадку перед сценой, было понятно, что это определенно модная музыка.
Начало было многообещающим. Я люблю экспериментальную музыку. Но я не знал, что у этой экспериментальной музыки так много фанатов. Чуть позже стало понятно, чем вызвана такая популярность.
После действительно интересного интро последовали песни, которые модная публика, видимо, знала наизусть, раз умудрялась им подпевать и заглушать самих исполнителей (хотя в этом, наверное, не заслуга громкости зрителей). Но я решительно ничего не мог разобрать, кроме пары цитат из попсы 90-х (вот так мода-то у нас) и чего-то про дачу (ну, здесь надо заметить, что для москвичей тема эта актуальна лет так 200). Поэтому для меня это был очень скучный сет, который гудел и свистел под удары мощного саб-баса. Зрителей раскачивало. Походило это на танцы сельди в банке, как будто между людьми находится желеподобная субстанция, и они всегда с определенной задержкой реагируют на внешние волны.
Я уже неоднократно отмечал здесь особую публику, и это действительно так. Коэффициент интеллекта на квадратный метр просто зашкаливал. Например, я познакомился с математиком и аспирантом из Вышки, который в свободное время любит фотографировать разных птиц. В курилке можно познакомиться с программистами и обсудить то, как не очень хороша написана документация по Google Sheets API, а фотографируя красивую девушку, можно узнать, что, оказывается, это представительница серьезного СМИ.
На Отваале я скучал, поэтому когда освещение сменилось на ярко-красное и на сцену стали выходить музыканты и браться за живые инструменты, мое внимание вновь вернулось. Состав зрителей тоже изменился: появились разные экстравагантные люди в плащах и больших шляпах, а некоторые уже начинали странно пританцовывать в стиле времен середины прошлого века (видимо, они знали, кто будет выступать, и в их голове уже играла эта музыка).
Михаилл Лоов
Коллектив Михаила Лоова украшали несколько музыкантов: саксофонист (хорошо играющий саксофонист украсит практически любую группу), экстравагантный ритм-соло-гитарист (полет фантазии и творчества при его импровизациях переходил все возможные границы, запреты и тональности), ну и сам фронтмен, который еще в начале выступления мог похвастаться упоминаниями о творчестве Мамлеева, об отечественных философах, о старинных баснях и песнях (к концу, уже исключительно сидя на стуле, его хватало только на пронзительные крики).
Но получилось, в итоге, опять очень однообразно. Живость музыки, конечно, их немного спасала, но слышать крики вокалиста, исходящие из каких-то глубин души, под однообразный бибоп на протяжении часа было не менее сложно, чем предыдущий Отваал. Спасало следующее обстоятельство: в отличие от подавляющего большинства присутствующих на фестивале, я алкоголь не употребляю (возможно, именно поэтому мне кажется все это достаточно однообразным; думаю, для вокалиста на сцене творилась целая феерия). Я купил тархун. Хотелось, конечно, более привычной газировки, но неземной вкус сего напитка позволил сразу забыть о Кока-Коле. Невероятно приятный, нехимозный, чистый, натуральный и мягкий вкус. Это просто идеальный напиток для такого фестиваля. Как и большинство хорошей музыки в блоге у Сырника и Павлов является продуктом зарубежным, так и тархун тоже оказался зарубежным, а именно — грузинским.
Сижу я за звукорежиссером, то есть это вообще самая лучшая позиция для прослушивания. Слушаю я уже сильно поднадоевший шансон-бибоп, пью вкуснейший тархун и задаюсь вопросом: «А почему публика так яро отплясывает под эти шансон-джаз-переделки, реплики на Вилли Токарева?» Ведь это же та самая публика, которая ведет модные беседы в курилке о ЛГБТК+, об Израильско-палестинском конфликте (по заветам великого Венички Ерофеева). Как? И почему? Ладно мне еще можно простить любовь к Вилли Токареву, я хотя бы родился в СССР. Но для меня ответ на этот вопрос так и остался неизвестен.
ИХНАБТБ
Эта группа была этаким теневым хедлайнером: в каждом движении, в каждой паузе это чувствовалось, все ожидали полнейшего угара от Куковерова и Ко. Поэтому когда вокалист в самом начале несколько раз прокричал «Идите нахуй! Идите нахуй! Идите нахуй!», то это, видимо, означало как раз обратное.
Я люблю экспериментальную музыку. А с творчеством Куковерова и группы ИХНАБТБ (название произносится как их-на-бэ-тэ-бэ, а не как я раньше пытался сразу выговорить, и получалось «ихнабтббтб…») я был знаком заранее (вот заметка). Куковеров вообще частый гость на страницах нашего журнала, так как он выпускает очень много разной и необычной музыки.
ИХНАБТБ – это арт-панк. Хотя, немного подумав, я бы добавил, что это арт-барокко-панк. Панковость проявлялась в громкости — теневые хедлайнеры обязаны звучать громче и мощнее, и они играли громче и мощнее. Местами громкость и мощь были даже излишними, так как из-за этого страдала техника исполнения, но кого вообще заботит техника? Музыканты менялись местами. Вокалист отбил себе в слэме или в каком-то падении глаз. Дикий панк на границе разумного. Арт-составляющая была в каждом движении, это было не просто исполнение, это было шоу, где эффектно провести пальцами по грифу важнее, чем звуки, которые из этого получатся, а вокалисту важнее показать какие-то скрытые знаки и послания, нежели попробовать спеть. Это чистое искусство, искусство ради искусства и только ради него. Вот если вы наплюете на все возможные запреты и выпустите наружу всю глубинную животность, то как раз и получится выступление ИХНАБТБ.
Но опять же странно было, что люди находили смысл в этих строчках песен. Для меня это было откровением. Это еще один вопрос, оставшийся без ответа.
А затем для меня было еще одно приключение (мы с ним заранее договорились об экспресс-интервью)под названием “Я бегаю за Куковеровым по пятам, а он под разными предлогами уходит”. Поэтому последнюю группу мне не получилось ни хорошо снять, ни тем более послушать, хотя из всех на фестивале они играли наиболее слаженно и качественно. Но, как говорится, искусство требует жертв и моими жертвами стали Fire Granny.
По моему тексту кому-то может показаться, что я как-то слишком критично относился ко всем выступающим, но это не так. Мне действительно понравился этот фестиваль. Он держал тебя в напряжении, и даже когда ты скучал от музыки, ты мог найти себе какое-что другое, не менее интересное занятие. Широта представленных жанров действительно позволяла смотреть на выступления артистов с разных сторон, с разных позиций, а видя еще и разную публику перед собой, задуматься над тем, почему конкретная разновидность музыки им нравится. Это был прекрасный вечер. Желаю всем выступающим удачи в осуществлении творческих планов и такого же широкого музыкального кругозора, как у Сырника и Павлов. А блогу я желаю дальнейшей плодотворной работы и крутых фестивалей.
Редактор: Ильдар Мухамадеев