+

Репортаж: екатеринбургский арт-проект «Эдеммаш»

Мы поднимаемся к баку водонапорной башни. Здесь расположена масштабная работа Егора Горе - Уралмаш красками в период девяностых. Это еще не конец выставки, потому что рядом уже могила истории (работа Оли Цве “Изгнание”) Видим все, что полагается: цветы, красный цвет скорби и памяти, карта района и сгущенная кровь в виде камней.

Белая башня, цветы и преступность

Что такое «Эдеммаш»?

Место встречи: Белая башня.

Далее вы прочитаете рассказ об арт-проекте “Эдеммаш”, проходящем в неспокойном районе Екатеринбурга, где вплоть до 2005 года орудовала ОПГ, а также мирно работал машиностроительный завод. Это выставка, расположенная в Белой водонапорной башне, является выставкой потерянного рая в Уралмаше.

Выставка “Эдеммаш” открыла фестиваль “Уралмашевские сезоны” 10 октября. Она стала отправной точкой в путешествии от девяностых до текущей жизни Уралмаша. Здесь соединились уральские художники, краски, гербарий и воспоминания жителей, чтобы зритель мог иметь правильную трактовку сущности района, где когда-то убивали и похищали людей.

Сезоны Дягилева = «Уралмашевские сезоны»

Оли Цве «Изгнание».

Анастасия Харлампович — одна из организаторов “Уралмашевских сезонов” (и “Эдеммаша” в том числе), местная жительница на протяжении двух лет. Раньше для Насти это был непонятный периферийный район, куда не стоило соваться.  Теперь она пригласила художников на выставку, чтобы другим рассказать о достопримечательностях района.

Мы встретились с Анастасией незадолго до экскурсии по Башне. И вот мы сидим в холле белого здания, памятника конструктивизма: я, Настя и художница Соня Содерберг, принимавшая участие в проекте. Вот, как складывался наш диалог.


“Эдеммаш” — образ потерянного рая в Уралмаше, образ идеального района, который бы я хотела видеть, — рассказывает Настя, и мы слышим эхо её слов в пространстве. — Он открывает фестиваль “Уралмашевских сезонов”, которые являются аллюзией к русским сезонам Дягилева. Вот в начале XX века Дягилев ездил по Европе, русскую культуру показывал. У нас похожая ситуация, но только это история про культуру Уралмаша.

Изначально у меня была идея связать выставку с чувством отчужденности к месту, в котором находишься, и чувством нереализованности в нем. Когда мы стали подробнее исследовать Уралмаш, то выяснили, что здесь есть свои сообщества, часто локальные, местечковые, но они активные, поэтому о нереализованности говорить нельзя. Эта выставка, по сути, о том, как Уралмаш воспринимают в принципе, какие ассоциации он вызывает.

Иллюстрация: Никита Шалагин

Почему Уралмаш? 

Здесь офигенная архитектура: сталинский ампир, конструктивизм. Продуманная планировка. Не просто так стоят здания, здесь все взаимодействует друг с другом. Уралмаш системный, это чувствуется. Хотелось бы, чтобы сюда приезжали люди и говорили: “Вау, как красиво! Уралмаааш!”, чтобы здесь была культурная движуха.  Раньше я жила на ЖБИ [район Уральского завода железобетонных изделий — прим. ред.], но это другой район по специфике, я бы не описывала его как “эстетически красивый”. Жила еще во втузгородке [район, прилежащий к центру Екатеринбурга]: там сталинки, все интеллигентно, вроде, тоже классно, но Уралмаш лучше.

Клише опасного района еще остается?

Конечно! У нас даже есть несколько работ, которые отсылают к криминальной истории. Мне кажется, это не плохо, это часть истории района, которая привлекает к нему интерес. У Уралмаша есть свое лицо. 

Как вы подготавливались? 

Подготовка началась с первых чисел сентября. Мы набирали художников, изучали Башню, гуляли по району, осматривали достопримечательности. От тех, кто здесь долго жил, мы брали работы, которые создавались в годы их жизни в Уралмаше.    

Диалог прекращается: в двери Белой башни стучат. Это значит, что пора познакомиться с потерянным раем поближе. 


О принудительных работах

Режиссер Александр Белов — главный герой в передаче «Завтрак художника».

Выставка “Эдеммаш” занимает всю площадку Белой башни, а русло свое берет в вестибюле. Здесь стоит проектор, с которого транслируются фильмы Александра Белова. Он является участником текущей триеннале современного искусства в “Гараже”, создателем передачи “Уралмаш Doc” от проекта “Екатеринбург — Новиков”: с ведущей Оксаной Шевченко режиссер до абсурда обыграл бытовые ситуации в Уралмаше — они подходили с камерой к бабушкам и спрашивали: “Где здесь живут наркоманы?”

И вот мы стоим, пьем чай из бумажных стаканчиков и изучаем творчество Александра Белова. Он рассказывает нам о фильмах, о том, что высмеивает привычные для района вещи и утверждает, что в Уралмаше сейчас все более-менее спокойно. Я понимаю, что время задать вопрос. 

А как ты познакомился с этим районом?

Когда мы с другом приехали впервые в Екатеринбург в 2008 году, мы спросили у жителей: “Есть такой криминальный район, где бы нас убили?” Кто-то сказал: “Уралмаш, пожалуйста, приезжайте”. Мы приехали, видим: бабушка на скамейке сидит. Она сказала: “Если вы хотите, чтобы вас убили, там Веер есть”. Мы сходили, ничего страшного не увидели. Тут еще клуб “Неон” стоит, я ходил мимо него, когда работал рядом, часов до 11. Видел, как там людям разбивали морду каждый вечер. Ну, клуб, где могут разбить морду, может быть везде. 

Что-то поменялось?

Не знаю, что здесь поменялось… Здесь не было “Мегамарта” [продуктовый магазин], был лес побольше…

А еще была такая ситуация. Я приходил в “Магнит”, когда устраивался, и спрашивал: “Ребят, ну чем вы тут занимаетесь?”. А они: “А мы здесь отбываем наказание, у нас принудительные работы”. Потом у другого спросил, а он говорит: “Да я пьянствовал, наркоманил раньше, сейчас работаю”. До Екатеринбурга я вообще жил в Перми. Прожил там с 0 до 27 лет. Теперь хочу съездить в Москву, там постоянная движуха.  

Разлить индустриальность 

Экспозиция Егора Горе.

На “Эдеммаше” были представлены работы более двадцати екатеринбургских художников. Необходимо пройти все этажи Белой башни, чтобы полностью изучить представленные работы. Они прикреплены к белым сырым стенам, они и в подвале, они и в водяном баке, вершащем конструкцию водонапорной башни. Надеваем каски и идем навстречу к феномену Уралмаша. 

«Индустриальные этюды» Зои Зои.

На первом этаже видим, как графические пейзажи Зои Зои расплываются решеткой от баллончика краски.

Рядом находится керамическая ваза Галины Беловой с изображением машиностроительного завода. 

Объединение художников «KSялм» создало криминальную историю подростка из Уралмаша в куртке адидас. Здесь везде разлиты абсурд и криминал.

Артем Китцов изобразил красные кресты и туманные силуэты людей.

В поле зрения — фото завода «УЗТМ» от Сергея Смирнова. 

«Графический психодел».

Прежде чем подойти к работам, мы не понарошку рвем другие картины. Спокойно, это эксперимент Марии Азерной, “Графический психодел”. Сто художников на протяжении трех лет встречались и вырисовывали на ватманах свое бессознательное. Теперь его, как символ прошлого, мы должны уничтожить. 

Спускаюсь ниже — вижу экспозицию Юлии Мрачной о психологическом отчуждении в четырех стадиях: от разума, от тела, от мира и от жизни.

Ухожу от мрака по лестнице — рассматриваю работы Леры Деменьшиной-Бронте о леснике, который неожиданно нашел в лесу труп.  

Художник и флорист Данил Маевский сотворил работу из роз, которые прорастают, как человек в новом месте.

Также Данил Маевский и Катя Лишняя передали ощущение отчужденности от тела, изобразив сгнивающее, разрушающееся тело, которое не воспринимается своим.

Елена Пермякова создала графические портреты местных жителей.  

Один из коллажей Маши Кучи.

Работы Марии Кучевасовой — ностальгия. Художница создала “Неотправленные письма”. Чем больше она находилась здесь, тем больше было воспоминаний об этом месте и душевности: прогулки с друзьями, свидание в Белой башне. «Неотправленные письма» — чувства, которые похоронены внутри тебя.  

Детство Софьи Содерберг 

Софья Содерберг. Фото: Данил Маевский

“Божество”, “Не смотри”, “Духи местности” и картонный человек — работы художницы Софьи Содерберг, которая живет в Уралмаше с двух лет. Стоя напротив них, Соня рассказывает о своих странных снах и о детстве в Уралмаше. 

Первую картину я увидела во сне, — говорит Соня, — человек во сне сказал мне: “Нарисуй божество”, и я нарисовала его. Вторая — о страхе детства — темноты. В “Духах местности” я совместила плакаты гостиницы “Мадрид” и странный ритуальный огонь в местном парке Победы. Перед написанием третьей я ходила по деревне у бабушки, там была стройка, и я видела, как к бульдозерам были подвешены детские игрушки. Это было так жутко. 

Как твои работы связаны с Уралмашем?  

Я здесь живу с двух лет. Я продолжаю здесь жить. Много чего произошло. Здесь я раскрыла свое творчество. 

Что для тебя Уралмаш?

Это моя жизнь. Я здесь училась в школе, здесь выросла, с пацанами в футбол играла.  

Рисую я с самого детства.  Помню, поиграла в какой-то из первых “Mortal Kombat” и начала рисовать бои со своими персонажами, придумывать им собственные атаки, силы и так далее. Очень все это увлекало. Еще я постоянно гуляла по району с бабушками и няней, купалась в фонтане. Мы всегда покупали мороженое «Гостовское» с шоколадной крошкой и газировку “Колокольчик”. В школе училась потом на Эльмаше (он рядом с Уралмашем), там же большую часть времени и проводила. Уралмаш не пугал никогда, он очень спокойный, спальный. 

Конец

Итак, что мне еще предстоит увидеть и почувствовать в этот день? Экспозиции Егора Горе и Оли Цве, выход из водонапорной башни, автобусная остановка и промозглый холод. 

Это точка в проекте “Эдеммаш”. Теперь мы с точностью можем отметить, что старого криминального района больше с нами нет. Это правда. Если исходить из новостных сводок, здесь, в Уралмаше, точно стало безопаснее.

Редактор: Ильдар Мухамадеев
Обложка и фото: Анастасия Дубинкина
Иллюстратор: Никита Шалагин