+
Yuri Vinogradov — Vers la Lumière, обложка
Обложка "Vers la Lumiere". Автор: Юрий Виноградов.

Рецензия: Yuri Vinogradov — «Vers la Lumière»

Разбор нового музыкального произведения независимого реутовского мультиинструменталиста Юрия Виноградова. Эту работу можно назвать "звуковым аттракционом", сочетающим в себе большое разнообразие образов.

29 мая композитор Юрий Виноградов выкатил в свет поэму для органа под названием «Vers la Lumiere» («К Свету»). Поэма (по словам Юрия, это произведение по форме является поэмой) длится 28 минут 14 секунд и представляет из себя полную импровизацию, основанную на контрастной полифонии. Сам автор говорит, что эта композиция — «метафорическое музыкальное движение от спутанности к различным оттенками тонам ясности, прозрачности и света.»

Поддержать автора и приобрести произведение на Bandcamp: https://yurivinogradov.bandcamp.com/album/vers-la-lumi-re

С творчеством Юрия я не был знаком, изначально не знал, что меня ждёт, но был в предвкушении. Половина очарования “Vers la Lumiere” пришлась на сам инструмент. Орган — универсальное устройство, с его помощью можно показать весь спектр человеческих и не только эмоций. И вот я окунулся в этот водоворот звуков.

Поэма начинается в соль мажоре, и сразу же уходит от этой тональности. Светлый поток мелодии отдаёт нервозностью и вскоре захватывает больше октав. Диссонанс смешивается с консонансом, здесь нет противостояния этих категорий гармонии, это, скорее, попытка создать какой-то странный, можно сказать даже абьюзивный союз. Вскоре появляются какие-то незначительные темы, появляются, чтобы раствориться в этом потоке.

К  восьмой минуте поток уходит на перерыв, остаются лишь кратковременные вспышки звука. И на сцену снова выходит смешанная мелодия, в этот раз более таинственная и неуверенная. Мелодия трансформируется в более траурную, а затем и в жуткую и грозную. К четырнадцатой минуте всё это превращается в мощный поток из аккордов и переборов. После этого грома наступает короткая перекличка между нижними и верхними октавами, между форте и пиано. Строгая меланхоличная тема будто пытается успокоить эти голоса и нас, слушателей, но и она надолго не задерживается в этом произведении. Время для соло верхнего голоса, ненавязчивый мотив с трелями. Будто искаженные часы пытаются указать на пролетающее время и бессмысленность происходящего. Суровый напористый мотив прерывает эту тему. Грубые и резкие аккорды пытаются заполнить данное пространство. Но и этой теме приходит скорый конец, околосредневековая мелодия входит в это сюрреалистическое повествование.

Но трансформация неминуема, бульканье и трели извращают и этот образ. Снова появляются аккорды, темп чуть замедляется. Просветление или нет? Скорость снизилась, и вот мы слышим мессу. Не трудно догадаться, что скоро и она превратится во что-то безобразное. Всё подходит к концу, ещё немного волнения и… растворение в пространстве, избавление от всех ненужных мыслей. Ля мажор.

Признаться честно, когда я начинал слушать, композиция меня отвратила. В моих мыслях вертелось: «Ой, это опять какая-то дурная импровизационная какофония.» Но лишь послушав полностью, я понял — в этом что-то есть. Это не просто набор звуков, а компиляция множества разнохарактерных мотивов и приемов. Так что обязательно прослушайте и испытайте спектр эмоций на себе. С вами был Кирилл, ещё увидимся.

Редактор: Ильдар Мухамадеев