Рецензия: Sonic Death — «Russian Gothic»
Могу ли я вообще что-то говорить о группе, когда путаю цифры 8, 9, 10? Я долго об этом размышлял. Целый месяц. Месяц с момента выхода уже следующего по счету альбома “После нас тишина”. И все же пока у нас свобода слова, а значит надо пользоваться моментом, тем более, что до 1 июля остается не так и много времени. Ещё один важный нюанс: можно ли задаваться вопросом, а переосмысливают ли музыканты понятие “русской готики”? Но я думаю, что это уже цензурный вопрос, поэтому я его в своих измышлениях разбирать не буду.
Обычно, музыкальный альбом это строгая последовательность композиций или песен. Им даже указывают номера. Но в РГ это не работает, тем более, что можно на Apple Music найти две РГ с разным порядком. А не работает, потому что текст повествования, хотя и музыка тоже, здесь нелинейны. Это конечно сильное утверждение, но доказывать я его не буду, в конце концов, это моё личное субъективное восприятие, а не какая-нибудь теорема.
Присутствует ли в таком случае в альбоме сюжетность? Или это абстрактная мешанина? Я думаю, определенный мета-сюжет здесь всё же есть. В разных частях произведения я натыкаюсь на прямые или косвенные упоминания фильма. Последнего фильма, голливудского блокбастера, вестерна, а может быть даже какого-нибудь неизданного фильма Алексея Германа.
Но на самом деле, сейчас понимаю, что лучше всего смотреть на эту работу с другого ракурса. Выйти за пределы измерения сюжета, смысла, повествования, и посмотреть на РГ как на разноцветную мозаику или орнамент. Ведь когда мы смотрим на ковер, то мы же не задаемся вопросами о его смысле, мы просто погружаемся в эти изображения, рассматривая разные паттерны, разлагая их, в свою очередь, на ещё более мелкие части. Кроме такого гаражного ковра, наверное, подошло бы сравнение с каким-нибудь одеялом, сшитым из маленьких лоскутов.
Это сравнение должно понравится, наверное, и самим музыкантам. Сколько зная группу, где-то уже лет 5, я постоянно натыкаюсь на критику своих знакомых и просто обозревателей или комментаторов, что у Sonic Death все украдено. Я всегда чувствовал их нелинейность, поэтому эти упреки меня лично в их музыке никогда не смущали. А в таком случае прямые заимствования из других музыкальных произведенией больше не будут казаться чем-то из ряда вон выходящим явлением.
Я много раз прослушал этот орнамент. Думаю, что большой глубины он не имеет. Вопрос пространственных отношений весьма сложен, поэтому я, конечно, могу ошибаться, поэтому заранее извиняюсь. Но я буду рассматривать РГ как полотно, достаточно плоское, по которому я как раз собираюсь пробежаться. Такое плоское полотно из разных картинок мне видится как некий замысловатый лабиринт, поэтому по нему и можно пробежаться.
Сила в правде, страшен только Божий суд — архетипичная история для огромного числа россиян. Причём она типична даже для тех множеств, которые между собой совершенно никоим образом не пересекаются. Одни могут быть из интеллигентной семьи, допустим, культурной столицы, расти на классических западных популярных пластинках, читать правильные книги, ходить в правильные театры, а другие могут быть из какой-нибудь забытой богом деревеньки, со скотом, который понимает только русский мат, с туалетами на улице и со связью только на горе.
Великая русская стена. Сорокин мастер сильных образов. Ведь надо заметить, что во времена холодной войны использовался термин «железный занавес». В определениях и названиях тоже кроется много всего, это те самые ниточки на том самом ковре. Китай отгораживался от варваров. Уж если история и повторяется, то конечно, как насмешка над цивилизацией.
69777. Я специально проверил, ищется ли по этим цифрам что-то в лоб, но нет. А ещё, мне на слух казалось, что там должны быть три шестёрки. Слуховая аберрация? Может быть. 69 и 777. Инь и янь. Опять восточные мотивы. 69-й год. Фестиваль Вудсток. Наверное, опять не туда. Боинг 777. Может быть, именно ему суждено взорваться в полете. А еще 7/7/7. Мой день рождения. 7 день недели, 7 день месяца, 7 месяц года.
Ад, сатанинский культ, Сатана, вся власть у Сатаны. Возможно, как раз за видимой эпатажностью прото-блэк-метал группы стоит что-то большое. Почему-то мне кажется, что если и попали они на какую-то телепередачу, то скорее всего это «Здоровье» с Е. Малышевой. Тут тебе и медицинские приборы, и серийные убийцы, и всё остальное.
Приятно воспринимать зомби в метро именно как настоящих зомби из голливудских фильмов. И им тоже, как и тебе, нравится реклама сигарет. Правда, здесь не рассмотреть подробнее, что именно им нравилось в этой рекламе. Мне больше всего нравилась табачная реклама в Формуле-1. Marlboro, WEST, MildSeven, BAT. Всё это очень красивые образы быстрых болидов. Я даже какое-то время собирал эти пачки сигарет, пока их не нашел мой отец и не выкурил их. И да, они раньше были без всякой антирекламы от сторонников ЗОЖ.
Пластмассовый мир проиграл. Только сейчас узнал, что трактовка от С. Летова про реальных пластмассовых солдатиков совпадает с моим бессознательным чувством. Я всегда представлял этот победивший мир в виде угловатых, топорных советских игрушек, кубиков, неваляшек. Идеальные образы посредственности. Так какой же всё-таки мир проиграл? Наверное всё же другой.
Одинокий ковбой на пустых улицах города. Любовь движет всем и она же по чьему-то странному сценарию приводит к месту встречи с НЛО. Картина из клипа MUSE. Максимально далёкая группа от Соник Смерть.
Чем бы ты ни занимался, больше этого не делай. Да, видимо, пора заканчивать с этой рецензией.
П.С.1. Прочитав всё написанное, я понял, что скорее всего, ошибаюсь когда вижу альбом как полотнище. Это, скорее, сложная конструкция, возможно, с четырьмя отверстиями. Поэтому какая-то глубина всё же есть.
П.С.2. На этот раз по тексту пробежался наш бессменный редактор и заметил (вполне резонно), что текст рецензии достаточно обрывистый, и может быть, его стоит дополнить пояснениями. Хочу ответить на это и на возможные другие замечания, что в этой рецензии столько много разных отсылок, юмора, каких-то очевидных попсовых вещей, шуток, что, на самом деле, дополнять этот текст комментариями для меня было бы унизительно. Если вы прочли и ничего не поняли, то может быть, стоит ещё раз внимательно прочитать, всё-таки статус Sonic Death в русской независимой музыке обязывает слушателей вдумчиво относиться к их творчеству. А если всё же вы так ничего и не поняли, то отложите рецензию, займитесь самообразованием, науками, изучите математику, философию, погрузитесь в мировой кинематограф, литературу, и тогда уже вам станет понятна не только эта рецензия, но и вообще многие вещи, которые мы тут публикуем.
Редактор: Ильдар Мухамадеев
Иллюстрации: Софья Почтенная