Рецензия: SONIC DEATH — Осёл войны
…а скорее, послесловие. Мы по-прежнему находимся в этом бесконечном феврале, хотя сейчас уже конец этого кошмарного года. Мрак, ужас, миллионы сломанных жизней, сотни тысяч убитых и покалеченных, невозможность говорить и писать. Но ничего не сказать о, возможно, главной группе “русской” “новой волны” мы не можем. Тем более, что группа теперь базируется в Грузии (Тбилиси), и претерпела изменения (но об этом позже), а использовать слово “русская” в её отношении совершенно не приятно и даже внутренне стыдно.
AppleMusic | YandexMusic | YoutubeMusic | Spotify | Instagram
Когда я прочел, что следующий альбом Sonic Death будет на украинском языке, то первая моя мысль была о том, что можно очень жестко облажаться с этим. Весь контекст происходящего говорит, что как бы ты ни поддерживал Украину, ты часть этого морока. Об этом, кстати, и сам Арсений Морозов признавался в интервью медиапорталу «The Flow». Был велик шанс сделать неприятную для всех вещь. Автор этой статьи (кто именно — тайна), наверное, так же эмоционально переживающий все события после 24-го февраля, тоже пытался написать или сыграть что-то про эту ***** от лица украинцев, так как, с художественной точки зрения, именно такая подача была бы самой сильной, но он так и не смог найти себе сил и моральных оправданий это сделать. Поэтому пусть это делают Мэттью Беллами или Pink Floyd — они изначально были на правильной стороне истории.
Но все тревожные ожидания не оправдались, так как, во-первых, альбом вышел и на русском языке, что все-таки образует нити с российской аудиторией (хотя, судя по некоторым скриншотам реакций от “преданных” фанатов, лучше бы этих фанатов вовсе не было), а во-вторых, одна композиция, “Крижаний дракон”, стоит всего альбома. Настолько мощной и наэлектризованной песни я у SD и не припомню. Группа всегда славилась панком, металом, психоделом, но домашним, по-аутсайдерски милым и теплым. Возможно, это вообще лучшая песня коллектива за их 10-летнее существование. При прослушивании главного риффа леденящий ужас пронизывает до мурашек. Перед глазами пролетают все те ужасы, разбитые дома, взрывы, клубы дыма и мощная воля народа, которая противостоит этому Дракону.
Поэтому когда следующая композиция, переходит к привычному “мажорному” звучанию, создается интересный эмоциональный контраст. Фаталистическая вещь — улететь и не умирать в Москве. Космический эльф — это же Илон Маск? К концу года он стал неоднозначной фигурой, благодаря своим высказываниям о различных формулах мира и своим действиям со свободой. Но одно верно: как пелось в важной для десятых песне, свобода она только на Марсе.
Жизнь не будет прежней, музыка не будет прежней, наш (не вполне понятно, что это теперь значит) ундергрунд не будет таким, каким он был. Мы все были в иллюзии, что можно учить санскрит, делать полезные вещи, мечтать о полетах и тем самым двигать этот мир. Но все это были лишь пустые, наивные надежды, которым суждено было разбиться. Будущее совершенно туманно, будущего для нас нет, причем, наверное, даже больше, чем об этом думали Sex Pistols или Ермен Анти. Одно ясно: сейчас не время для нейтралитета (если только это не песня группы Спасибо — одна из немногих их композиций, которая и сейчас актуальна). Ты выбираешь: или Белое или Черное. И очень жаль терять друзей, коллег, даже некоторых авторов данного сайта, которые оказались…
Оборотнями
“Я настоящий оборотень
Я ненавижу вас
Крови крови крови
Крови прямо сейчас”
Когда многие музыканты по весне или осени эмигрировали, я думал о том, почему они сейчас не споют и не заявят свою позицию, как есть, со всей прямотой и без недосказанности и эзоповых хитростей. Но опять Арсений Морозов и Ко показывают, что подход иносказательности все же работает лучше. Замените Драконов, Оборотней и прочих чудовищ на реальные имена, которые вы все прекрасно знаете — что тогда будет? Дежурная сводка новостей, этот же “Осёл войны”, как мне кажется, будет прослушиваться и спустя продолжительное время, обладая универсальными сказочными, архетипическими историями.
Последняя композиция в этом смысле могла бы с легкостью и открывать альбом.
“Там где всё закатно в бетон
Управляет немощный дракон
Его власть уже почти 100 лет
Не пускает свет”
Нахождение ее в конце, как мне кажется, указывает на общую пессимистичность, с которой мы переходим в следующий, 2023-й год. Но когда я первый раз слушал альбом, 16-го декабря, на одном недружественном сервисе, то он подсунул следующую композицию, которая хоть и не была включена в альбом и является, скорее, личной песней Арсения, но это именно то, чего мы желаем вам в новом году!
П.С. Этот альбом стал последней долгоиграющей пластинкой коллектива, записанной с бас-гитаристкой Дианой. Я познакомился с Sonic Death, когда она уже играла в группе, и конечно этот ее уход/отстранение/развод (подробностей, к сожалению или к счастью, мы так и не узнали) такая символическая точка в портрете эпохи русской инди-музыки десятых.