Рецензия: Порез на Собаке — «Воспитание и Такт»
Уже почти с самого начала альбом пугает нас мистическим, жутким сюжетом. Он небольшой, всего лишь недолгий поток мыслей от какой-то шизанутой девушки, меланхолично мечтающей перевоспитать надоевших родственников. Это приправлено общением с воображаемым человеком в её голове, а фоном для мыслей служит скрипучий монотонный бит. И вот благодаря этим составляющим альбом сразу приковывает тебя к креслу, причём, приковывает буквально. Вокруг начинает ходить эта девушка и напевать тебе жуткие истории. За окном комнаты, в которой вы находитесь, темно. Дичает апрель. Тёмные силуэты веток царапают оконное стекло. Не ты ли тот родственник, которого нужно перевоспитать?
Группа в ВК: https://vk.com/poreziknasobachke
Где ещё послушать: https://band.link/AAWKP
Поддержать на Bandcamp: https://poreznasobake.bandcamp.com/album/—6
Очень классная музыка в композиции «Представь». В общем, этого уже ожидаешь от Пореза, когда включаешь их новый альбом. Музыка у них чарующая и одновременно несколько грубая. Также она заставляет мозг слушателя активно работать на визуальное воображение — картинки так и появляются одна за одной в голове, выстраиваясь в сюжет, который напевает тебе Ситников или Оля Чернавских. Думаю, тут дело в умении музыкантов чувствовать то, как надо построить музыку, чтобы она являлась совершенно подходящим звуковым сопровождением для текста. Гармония получается.
Но не всё с этой композицией так гладко. Этот текст мне показался пародией на поэзию Пореза/Позиций. Уж слишком абсурдный текст вышел. Да-да, переборщили ребята с абсурдностью. Тут как думаешь: вот начало какое доброе и светлое, про солнышко, про то, как оно нас греет. «…сейчас будет какая-то жесть!» — думаешь ты. И жесть ожидаемо появляется: радиационное облучение от солнечных лучей… Эм. Музыканты вообще в курсе про озоновый слой? Или это такой намёк на плохую экологию? Или это жесть ради жести? Да, абсурдная поэзия, я понимаю, но даже в абсурде должна быть какая-то своя логика, некий абсурдный смысл, стержень для выстраивания абсурдной ситуации, контраст, на фоне которого абсурд воспринимается именно как абсурд. А тут что — плюх тебе, слушатель, по голове абсурдом. Больно? Конечно. А за что бьют? Непонятно.
Примерно то же можно сказать и про следующую композицию, которая про секретного жука. У меня тут также возникло ощущение, что я чего-то не понимаю. Какой-то жук, брат, криминальная, вроде бы, история. Опять семья, солнце и мистические отношения с неодушевлёнными материями — это отсылки к предыдущим песням альбома, указывающие на то, что они связаны? Только тут чрезмерным кажется отсутствие здравого смысла и вообще интересного повествования. А музыка в этой композиции это просто фон — ни больше, ни меньше.
В песне «Проспал» Порез обращается к теме игр со Смертью. Тут мне сразу вспомнилась аналогичная по тематике композиция из их предыдущего альбома, которая «Возврат». И вот получается прям очень хорошо у ребят записывать песни на эту тему. Не знаю, может, у них особая договорённость с подругой с косой, может, они смогли как-то закорешиться хрен знает каким способом. Ироничность на грани трэша и бит, который, наверное, играет на дискотеках в сумасшедших домах — рецепт песни, которая западёт в душу и станет одной из лучших на альбоме Пореза. Хочется также отметить неожиданные рифмы, которые ещё и органично вплетены в общий характер как повествования, так и повествующего. Отличная поэтика.
Про композицию «Ива Всё не Облетает» трудно сказать что-то, о чём я ещё не говорил в своей рецензии. Мы снова имеем настолько прямой, что кажущийся ироничным текст, который подаётся нам под ненавязчивый бит с элементами индустриальной музыки. Эх, не хотел я вообще ничего писать про эту песню, но раз уж начал разбирать альбом по каждой композиции, то к делу надо подходить серьёзно. Почему не хотел писать: проходная песня. Она не плохая, но она и не цепляет. Качество поэтики — обычное, бит, как я уже сказал, — ненавязчивый, незаметный, неброский, чуть ли не лишний. Возможно, добавь в текст по щепотке фирменных триллера и трэша, мы получили бы отличную музыкальную историю с чуть ли не комедийной затравкой, по-хорошему шокирующим пиком, завораживающим плато и оставляющей приятное послевкусие концовкой. К сожалению, по факту мы имеем будто бы недоделанный продукт. Ну вот, ничего не хотел, вроде бы, говорить, а в итоге, настрочил горку негативной критики.
Инструментальная «Теперь Это Твоя Забота» содержит в себе приятный фирменный порезвский/позиционный звук. Жаль, что под эту музыку не было придумано текста. Мне кажется, подошла бы такая сцена: знойный летний день, флора радует буйством красок, поют птички. По огороженной высоким белым забором с колючей проволокой территории ходят неуверенным и неуклюжим шагом пациенты психиатрической клиники. Ходят, и каждый думает о своём: кто о свободных птичках, кто о привлекательной медсестре, кто об очередной дозе нейролептиков. Кричащий получился бы контраст — не обладающие разумом растения и птицы и люди, разум которых взорвался и разлетелся на тысячи мелких кусочков либо сжался до размеров маленького орешка. Тонкая и хрупкая линия между сломанным разумом и его отсутствием — на этой грани мы пытаемся жить.
При прослушивании композиции «Потерялась», в моей голове всплывали картины из фильмов Дэвида Линча (кстати, недавно этому гениальному старичку исполнилось 75). Я вспомнил «Малхолланд Драйв»: девушка там оказалась такой же потерянной среди враждебно настроенного мира, и она блуждала по лабиринтам своей памяти в надежде отыскать ниточку, ведущую к пробуждению. А ещё, когда героиня песни запела про исчезновение всего мира, в моей голове появились образы Красной комнаты из «Твин Пикса», где всё так же было неустойчиво, загадочно, пугающе. Ну а успокоение героини, о котором поётся в самом конце, породило мысли о том, что примерно такой финал ждёт каждое живое существо в окончании его жизненного пути; нас ждёт постепенное исчезновение всего, поначалу немного пугающее, но всё же мы примем наш отход в тёмный бесчувственный мир, осознав, что мы пришли куда надо. Что можно сказать о музыке в этой композиции: она подобна океанариуму, наполненному, вместо рыб, различными болтиками, винтиками, деталями большими и маленькими, медленно плавающими в полутёмном водном пространстве. Мой слух бродил по этому океанариуму, смотрел сквозь обзорные иллюминаторы как эти детальки сталкиваются друг с другом, рождая чарующие, погружающие в транс звуки. Чудесная, богатая и плотная получилась песня.
«Скрипят Телеги». Скрипят шестерни жизни. История, рассказанная в этой композиции, на первый взгляд, кажется похожей по настроению на «Бродячий Цирк» из предыдущего альбома Пореза. Тут тоже эдакая мрачная, грубая сказка про группу людей, катящих куда-то вдаль, несмотря ни на что. Звучит даже как-то вдохновляюще. Только если в «Цирке» больший упор был у сторону сказки, то в «Телегах» явно читается экзистенциальная аллегория на течение жизни. Вообще, невзирая на мрачность этого обоза, на его полукриминальных пассажиров, мчащихся по расхлябанной русской вечно грязной просёлочной дороге на разваливающихся телегах, невзирая на всё это, путь героев кажется мне светлым, ведущим к чему-то большому, важному, истинному. Так и в реальности: каждый человек — пассажир обоза, каждый соседствует с самыми разными людьми, животными, переносит самые разные невзгоды, радуется моментам счастья, прощается с любимыми и не очень персонами, напористо гонит свою четвёрку лошадей вперёд, обходя уставших по обочине, или же сам, меланхолично устремив взгляд куда-то вдаль, плетётся около хвоста вереницы жизни. Именно такое настроение, как мне чувствуется, передаёт эта композиция. И тут немало важную роль играет музыка — вдохновляющий мотив. В общем, «Телеги» — прекрасная аллегория на жизнь.
Удивительно, как творчество Ситникова и Чернавских сначала создаёт тяжёлые тёмные тучи, а потом оно же оборачивается солнечным лучом, без труда пронзающим свинцовое небо. За эти контрасты я и люблю его. А ещё — за тонкое чувство гармонии музыки и поэтики. Поразительно то, как точно, ровно кладутся тексты на лоскутное, колыхающееся на ветру одеяло музыки. Конечно, не всегда у ребят получается нащупать эту самую гармонию, не всегда получается не переступить где-то грань, тогда всё получается излишне абсурдным, становясь даже нелепым. Но этого мало по сравнению со всем остальным, представленным как во всём творчестве дуэта, так и конкретно на этом альбоме. В заключение скажу, что музыканты уверенно себя чувствуют на том поле эстетики треша и грубости, которое они для себя выбрали. Пустив там корни, они могут стоять там долго, продолжая расти и развиваться, периодически зовя нас, слушателей, познакомиться с их новым творением — очередным альбомом-веточкой на их деревце.