+
Плейлист Венкова наслаждаться жизнью обложка альбома
Обложка альбома

Рецензия: Плейлист Венкова — «Наслаждаться жизнью»

Мысли о красиво поданной сентиментальной рефлексии петербургского музыканта

Группа в ВК: vk.com/playlistband
Где ещё послушать: Apple Music | YouTube Music | Spotify
Поддержать на Bandcamp: playlistvenkova.bandcamp.com


Начну с того, что рассуждая о чьей-то рефлексии, невольно разделяешься надвое — в одной части ты проецируешь переживания автора на себя, а в другой сосредотачиваешься непосредственно на его чувствах. Так я и решил подать свою рецензию — в разделённом на две части виде.

Перед этим немного о музыке (пост-панк, нью вейв). В общем и целом, ничего революционного в ней нет, это просто приятное сопровождение для текстов. Она не навеет скуку, так как довольна разнообразна и красива, но и не вознесёт на седьмое небо как от открытия чего-то нового. Так что эта составляющая альбома не является ни минусом, ни плюсом.


Никита Венков — вокал, гитара, аранжировки. Фотография взята из группы исполнителя в ВК.

О своих чувствах.

Хоть я и сказал, что музыка не является чем-то впечатляющим сама по себе, но в связке с текстами она создаёт такую атмосферу, что сам вместе с героем испытываешь описываемые им чувства или хотя бы понимаешь их. Наверное, я так близко воспринял темы, затрагиваемые автором, потому что сам нахожусь в том же возрасте, что и он. Мне тоже скоро 25. Даже странно, что автор из Санкт-Петербурга, а не из какой-нибудь провинции, как я. Он точно попал в то, что переживают, как я думаю, многие молодые люди: глупые ошибки, непринятие себя, первые разбитые сердца. Наверное, ещё одним плюсом в копилку близкого восприятия альбома будет то, что в возрасте около 25 действительно начинается архивирование воспоминаний юности. Будто мозг подсознательно обдумывал все эти события бурной юности до «четвертака», а теперь в нашей голове проходят последние сеансы показа воспоминаний. После плёнка будет убрана на склад, в архив. Такие мысли возникают после песен «Было круто», «Мне скоро 25».


«Я лежу лицом к потолку, вспоминаю юность,
Порою улыбнусь, порою отплюнусь.
И я б хотел пройти весь этот путь, не изменив маршрута.
Раньше я не осознавал, но было круто.»


О чувствах героя песен.

В основном, поётся от лица человека, который попал в сети обыденности, рутины и алкоголизма, но откуда-то находящего силы петь об этом. Это песни молодого офисного (или подобного) человека, схватившего кризис взросления раньше привычной тридцатки. Что это? Гимны современной молодёжи, резко попавшей из комфортной «богемно»-беззаботно-безответственной тусовки в суровый мир самостоятельности? Не отражает ли этот альбом проблему современного общества, где родители настолько боятся за своих детей, что готовы навсегда оставить их в детстве? Герой даже ностальгирует по тем временам, когда можно было весь день проваляться дома, упиваясь чтением книг, мягким ложем, созерцанием, спокойствием. Видимо, лицо, от которого поётся, совсем недавно оказалось в среде самостоятельности, и теперь творчески перерабатывает катарсис во вдохновение. Получается эдакая романтика кризиса.


«Добрый человек из окон смотрит на десятки зданий.
Сколько он построил планов, сколько было ожиданий.
Скоро я возьму, что надо, мне совсем чуть-чуть осталось.
Нужно только постараться, нужно только снять усталость»


Я закончил описывать чувства нас обоих, но мне ещё есть, что сказать. Заметил, что не чувствуется именно позитивное воспевание образа жизни героя текстов. Нет оправдывания. Да, звучат эти песни, как изливание именно грусти. Алкоголь, дурная работа, одиночество — согласитесь, кто-нибудь смог бы воспеть это в хорошем свете. А здесь слушаешь, к примеру, «Стокгольмский синдром», где по музыке довольно светло, голос не звучит заунывно, как в какой-нибудь «Наслаждаться жизнью», а воспринимается эта композиция чуть ли не с мурашками по коже оттого, что у героя так всё хреново. Буквально, дорога в никуда. Она обеспечена, если ничего не делать с этим, а чувство возникает такое, что у героя вообще нет сил делать что-либо. Не могу не вспомнить тут главного отечественного романтика Виктора Робертовича. Взять, к примеру, его «Бездельника», «Время есть, а денег нет» или «Муравейник» — в них тоже поётся об одиночестве, асоциальном образе жизни, но тем не менее, подано это с определённой силой, определённым настроем, волей, так что воспринимается это всё именно как гимн, а не заупокойная.

Нельзя не отметить, что некоторые композиции альбома всё-таки являются вдохновляющими, но лично мне изучать эту сторону альбома показалось не таким интересным занятием, как разбор его мрака. Это либо моё тяготение к тёмным сторонам жизни в искусстве, либо светлая часть просто получилась хуже. Если подумать, тексты её всё так же богаты интересными метафорами и образами, музыка нескучна. Я говорю о таких песнях, как «Никуда не надо», «За окном светло». Вторая, кстати, является завершающей в этом альбоме. Думаю, это такой выразительный ход, говорящий слушателю, что в конце концов у героя всё будет хорошо, что есть надежда.


«Время зимы истекло, смотрю в окно — а там светло.
Сквозь городское стекло смотрю в окно — а там светло.
Мне нравятся все девушки вокруг, мои очки — мой верный друг.
Реки города оделись в гранит, и солнце здесь, оно горит.»