Рецензия: Петля Пристрастия — «Не тот человек»
Хорошая цитата, которая сразу может обозначить настроение нового альбома Петли Пристрастия. Многие даже называют группу лучшей в точности и совершенстве препарирования окружающей паршивой реальности.
Пресса всегда тепло встречала каждый новый альбом, и группа после практически каждого релиза признавалась одной из лучших среди русскоязычных в различных номинациях и премиях. Возможно, и шестой студийник ждет такая же участь. Но вряд ли эта исчерпывающая характеристика будет чем-то полезна потенциальному слушателю.
Превосходными степенями сложно передать красоту и мощь образов. Клещ, как олицетворение могучей природы, стихии, которую она таит в себе. Она готова размазать и уничтожить каждого, кто покусится на ее авторитет. Большой метеорит, вулкан — слишком наглядно, да и редкие это явления. Клещ ничтожный и маленький, как таракан, только не смешной, но если укусит, то все может закончиться очень плохо.
Важен еще контекст. Петля Пристрастия — белорусская группа, и она активно поддерживала тамошние протесты, а сам вокалист, Илья Черепко-Самохвалов, был осужден за это на 15 суток ареста. Поэтому Норма — это не просто антиутопия, а антиутопия, которая реализовалась. Хотя, по правде говоря, слушая ее в конце 21-го года из самых разных уголков планеты, можно также обнаружить определенные параллели.
Но важна и музыка. Часто в обсуждениях музыкальных групп, которые в своем творчестве затрагивают остро-социальную проблематику, о музыке как таковой практически не говорят. А ведь именно музыка возвышает слова, а не наоборот. Если было бы достаточно на черное сказать “черное”, а на белое — “белое”, то и петь и играть песни вообще было бы не надо.
С музыкальной точки зрения проделана огромная работа. Это не обыденный и приевшийся пост-панк. В этом альбоме можно услышать пост-рок, пост-фанк, пост-нойз, пост-психоделию. Запоминающиеся вокальные хуки. Услышав первые аккорды альбома, так и представляешь музыкантов на многотысячном стадионе Уэмбли. Глухой бас? Ничего подобного! Здесь есть и глухой, и звонкий, и резкий, и монотонный. У Петли очень разнообразная звуковая палитра. Панорама звуков довольно широка, и каждый инструмент находится в правильном месте. Музыкальной вершиной в этом отношении является композиция «Гедонист». Возвышаясь над остальными песнями, она демонстрирует слушателю мрачный пейзаж окружающего пространства: полуразрушенные, освещаемые только луной улицы; перебежками передвигается, засидевшийся в гостях гедонист. Надо спешить домой, чтобы успеть насладиться последним пивом. “Гедониста” вообще можно по-разному трактовать, и благодаря отличному музыкальному сопровождению песню хочется переслушивать и находить в ней новые смыслы.
Может быть, это самый грустный и безнадежный альбом группы. Может быть. Может быть, дальше будет только хуже. Но величие искусства состоит в том, чтобы показывать как что-то прекрасное, так и безобразное. Падение мира, боль, отчаяние можно и нужно показывать во всем величии этих моментов. Спокойная, с тактом и выдержкой констатация фактов показывает стойкость, достоинство, внутренний стержень авторов. И это то, что вызывает огромное уважение и желание еще раз переслушать этот альбом.
Редактор: Ильдар Мухамадеев