Рецензия: Маркер — «Ненависть, голод и немного грусти»
Пост-хардкор — самая актуальная музыка для русского народа. По крайней мере, в русской рок-музыке уж точно. Актуальнее только пост-панк. Так уж повелось, таков культурный код русских людей, в том числе и молодых.
В восьмидесятые молодёжь переболела новой волной с пост-панком, а в девяностые — хардкор-панком и рейвом. Однако, пост-хардкор оказался как-то ближе: динамичная аргессивно-хмурая музыка с экзистенциальной лирикой, подаренная нам такими безумцами, как Hüsker Dü, Rites Of Spring, Fugazi и Shellac, казалось бы, просто была создана для русского культурного пространства, где песня — всегда плач, жалоба и обращение. Чего стоит одна Гражданская оборона, почерпнувшая вдохновение явно из подобной западной музыки.
Юноши из московской группы «Маркер» иногда ссылаются в своём творчестве на самого Егора Летова (ведь история пост-хардкора в России, по иронии судьбы, начинается с него): «всем понятно сразу: винтовка — это праздник», «дождик капал — все смеялись навзрыд» да «летели качели без пассажира». Подобно своему кумиру, они тоже делали первые записи дома. В феврале этого года они уже отметились довольно милым альбомом под названием «Больной безумный мир», где в ритме поп-панка, инди-рока и эмо пели о несбыточных или ещё не сбывшихся мечтах и надеждах. А о чём ещё петь двадцатилетним парням?
В этом году «Маркер» выпустил мини-альбом из трёх песен. В последнее время вообще популярно стало выпускать EP из трёх треков. Удобно, не иначе? Альбом называется «Ненависть, голод и немного грусти», и мы уже заведомо знаем, о чём эти люди будут петь. Тексты песен пестрят больше терминами и игрой слов, нежели образами: «от ужаса до скуки карнавал круговой поруки», «кости торчат, хоть я ни на чем не торчал», а строчка «по проводам течёт кровь» как будто вырвана из контекста какой-нибудь эмо-группы из ставшего символичным 2007 года.
Показательно, что по названиям песен вполне можно догадаться, о чём будет текст. В «Гиенах» вокалист призывает не вылезать из постели, дабы не быть сожранными какими-то метафизическими «гиенами» (если речь, конечно, не о «геенне огненной»).
Вторая же песня, «Кости», хоть и повествует о «торчащих костях», наиболее красочно описывает тревожное состояние человека лет двадцати в условиях большого города. Хотя, автор мог вкладывать в песню другой смысл. Пожалуй, это лучшая песня на мини-альбоме. Просто потому, что здесь не цитируют Летова, а поют о чём-то своём. Этим песня и выделяется на фоне остального молодёжного «постмодерна».
Чего не скажешь о третьей песне под названием «Прыг-скок». Добравшись до третьего трека, я подумал, что здесь будет опять отсылка на летовскую песню… И угадал. Даже звучит похоже на раннюю «Оборону», только в обработке «Нашего Радио». Звучат ребята очень модно – это единственное, что радует в данной песне. В девяностые с такими композициями эти москвичи влились бы в ряды «коньковской формации». Жаль только, что родились они лет на двадцать позже. И сейчас обращение к летовским мотивам больше похоже на дань моде, чем на откровение. Создаётся впечатление, что вся песня «Прыг-скок» делалась на скорую руку для наполнения хронометража (нужно ведь не меньше трех песен).
Я на месте ребят выпускал бы только по одной песне или оставил бы только «Кости» – наиболее самобытный и лиричный трек, которым они могут гордиться. Хочется пожелать всем музыкантам поменьше делать отсылок и побольше обращаться к своему «внутреннему космосу».
К музыке претензий нет никаких. Они явно знают, в каком направлении хотят играть.