Рецензия: Кровосток — «Наука»
Знаете, как выглядит типичный концерт авангардной рэп-группы Кровосток? Здесь не приветствуются слэмы и динамичные танцы, зато публика знает наизусть все тексты исполнителя. Когда Шило только открывает рот, публика готова подпевать каждую строчку. Люди цитируют тексты песен группы, в том числе и в интернете. И так повелось с нулевых годов.
Слушая новый альбом под названием «Наука», я задался вопросом: «А будет ли, что цитировать? Будет ли, что подпеть?» Ведь каждый альбом Кровостока становился сенсацией именно из-за текстов песен, расходящихся на цитаты, неважно, криминальная ли это история или философия цинизма (как правило, это две основные темы у коллектива).
История группы всем давно известна и навязла в зубах: поэты и художники Шило и Фельдман решили поиграть в рэперов, написав десяток текстов на кровавую криминальную тематику. Шутка оказалась настолько удачной, что зажила своей жизнью. И успешно живет до сих пор. Автор помнит, что одно время среди любителей рэпа Кровосток был даже популярнее, чем Каста — это при том, что Шило читал тексты монотонно и зачастую мимо бита (у рэперов, кажется, это называется «оффбит»).
О творческом подъёме или упадке Кровостока люди рассуждали после выхода каждого их альбома, что происходит раз в три года. И если первые три работы («Река крови», «Сквозное», «Гантеля») считаются «классическими», то каждая пластинка, выходившая после, натыкалась на шквал критики и обсуждений.
«Студень» 2012-го года породил мощнейший хит «Куртец» авторства битмейкера группы Фантомаса-2000, но при этом абсолютно проседал из-за обилия электронных аранжировок и проходных текстов (таких на альбоме половина). Вышедший через три года «Ломбард» ознаменовал полностью электронное звучание группы — готичные аранжировки звучали интереснее, чем сами тексты, даром, что звучали они как популярный тогда клауд-рэп. Спустя ещё три года, музыканты выпустили пластинку «ЧБ», ставшую приятной неожиданностью для тех, кто ждал от группы музыку и лирику в духе альбомов «Гантеля» и «Река крови». Александр Лаэртский говорил, что этот альбом «опережал время на двадцать лет вперёд».
Но мы говорим о «Науке». Изначально, прочитав название треков, я прикинул, что новый альбом будет либо слишком сумасбродный, либо слишком скучный. Оказалось, и то, и другое.
Альбом начинается с относительно проходного трека, но уже во второй песне появляется живой интерес к лирическому герою — да-да, тому самому Робину Гуду, ворующему у богатых. И так на протяжении всего альбома: проходные треки соседствуют с интересными по очереди. Из интересных песен, помимо «Зашёл, вышел», можно выделить заглавную — она должна была явно называться «Наука», но носит имя «Коромысло» и повествует о бандите и учёном, добавляя в криминальную историю научную фантастику. В этом треке, кстати, звучит живая бас-гитара, что тоже удивляет, особенно вкупе с абсолютно электронными аранжировками.
Кому-то понравится «Амфибия», песня весьма неожиданная в своём повествовании, а кто-то вспомнит прошлогодний трек «Дети», перекочевавший в этот альбом. Многим нравится «Сквирт» — очередное философское рассуждение на тему интимной жизни. Ребята из Кровостока очень любят такое.
Если название альбома — это стёб, то он удался. Вряд ли эти взрослые дядьки на сложных щах обсуждали, можно ли проводить политику без насилия или хорошо ли воровать у богатых.
Если сравнивать «Науку» с предыдущими альбомами Кровостока, то на ум приходит только «Студень» с его половиной проходных вещей и половиной хитовых. Проблема в том, что песни «Куртец», «Думай позитивно» и «Душно» народ до сих пор поёт, будет ли тоже самое с песнями «Науки»?
Предыдущий альбом, «ЧБ», зарядил поклонников группы позитивным настроем как минимум на год вперёд. Поэтому три года все с энтузиазмом ждали новый альбом. Но станут ли фанаты ждать нового альбома после выхода «Науки»?
Конечно. На то они и фанаты.
Редактор: Ильдар Мухамадеев