Рецензия: КДиМБ — «Катакомба»
Группа в ВК: vk.com/kdimb
Суперссылка на стриминги: onerpm.ru/katakombalp
Забавно, но если посмотреть на обложки пяти основных альбомов группы, то и там можно проследить личностное развитие её участников: начиналось всё с рисованных изображений со сказочными персонажами, а вот на последних двух иллюстрациях мы уже видим самих музыкантов. И так и в музыке — если поначалу в творчестве были устойчивые сказочные мотивы, то начиная с альбома “Кики” пошло развитие в сторону собственной рефлексии и погружение в глубокий мир человеческих чувств и взаимоотношений, а также наблюдается преображение и усложнение самой музыки.
Но перейдём теперь непосредственно к разбору последнего на данный момент альбома группы — “Катакомба”.
Как я уже сказал выше, теперь это серьёзная, взрослая группа. И хотя это было заметно и на более ранних работах коллектива, но теперь к серьёзности подтянулась и музыкальная составляющая. То есть раньше чувствовалось некое несоответствие текстов и звучания, как будто бы музыкальное развитие несколько “тормозило” по сравнению с поэтикой, было по-прежнему “детским”, а теперь всё пришло в гармонию. Да, стало много гитары, а с уходом из группы вокалистки Яны Смирновой и становлением на её место Александры Фроловой, голос их песен стал будто более “зрелым” и даже, не побоюсь этого слова, эротичным. Про последнее — и не удивительно: столько песен о любви на этой пластинке!
“Приходи гулять
Затяни меня
в город с головой
Не ходи домой
Не звони домой
Мне так хорошо
Пропадать с тобой!”
(«Прогулка»)
В одном моменте альбома (песня “Пространство между”) я даже подумал: “Вау, это такой поп, это так не похоже на старую Дивизию…” Так о любви они ещё никогда не пели.
И как хорошо, что Дивизия посвятила этому прекрасному, светлому чувству столько места в новом альбоме. А то в “Увы”, увы, песни обволакивали нас стенаниями по тяготам взрослого мира, по этой проклятой кризисной “тридцатке”, пересмотру взглядов, отношений и всего такого прочего, что, наверное, на определённом этапе жизни свойственно каждому из нас.
Но есть и нотки той самой старой Дивизии, к стилю которой мы так привыкли за 12 лет. Например, песня “Танцуй и кайся”, по тексту которой девушка, дождавшись схода льда, устремляется на лодке вдаль неизвестно куда, оставив кого-то на берегу. Ну не начало ли это прекрасной сказки или доброго фильма на манер “Королевства полной луны”? Кстати, мне эта песня понравилась, ещё когда она вышла синглом 1 июня этого года. Уже тогда я сказал себе: “Я напишу на этот альбом рецензию, если он будет таким же крутым, как этот сингл!” И вот я пишу на этот альбом рецензию, а значит, он и правда такой же крутой.
“Я не могу понять пока
Куда несёт меня река
В какую часть материка
Погода, сдайся!
Но даже если не туда
Я попаду туда сама
А ты один на берегу
Танцуй и кайся!”
(“Танцуй и кайся”)
Есть на альбоме и несколько странные для творчества группы песни. Разберём одну из них — “Русский андеграунд”. Что такого произошло с музыкантами, что они написали такую злобно-ироничную песню, в которой так забавно обсмеивают ярых антисторонников отечественной независимой музыки? Мне правда интересно. А ещё я сейчас задумался: а Дивизия сама всё ещё андерграунд или уже нет? И где его границы? Кстати, говоря о развитии группы, я почему-то забыл упомянуть, что когда-то у них было по несколько англоязычных песен на альбоме, но со временем это число свелось к нулю. Тоже эволюция? Для меня — да. Надеюсь, это не следование модным тенденциям, а даже если и так, то тогда я надеюсь хотя бы на то, что текущая тенденция на русскоязычность никогда не сменится.
“Я не подаю даже руку
Тем кто любит русские группы
Таким как ты — святой воды
Сколько не таи, ходят слухи
Прекрати любить эти звуки
Какой позор — плохой танцор”
(“Русский андеграунд”)
Посмотрите, как создавалась обложка для альбома «Катакомба»:
Кстати, а ведь когда-то группа экспериментировала с включением в темы альбомов протестных и социальных мотивов. Например, пластинка “Кики” (2015) — ироническая “История успеха”, агрессивная и прямолинейная “Вооруженная лига неизданных писателей”, “Человек из ряда вон”, конечно. Такое же и на “Увы” (2018): “Вышка” про тюрьму, озорная и панковская по настроению “Фак Ю”… На “Катакомбе” я таких настроений уже не заметил. И так как я любитель проводить различные ассоциативные параллели, поэтому и тут укажу на аналогию развитий личности и музыкального коллектива. Схожесть в том, что как и любой человек, сначала он наивен, его поведение и мышление инфантильно — первые альбомы Дивизии. Затем следует пора первой любви и протестного максимализма — это средний этап творчества группы. Потом был и кризис собственный, и отношений… И несмотря на то, что личностный кризис, переоценка ценностей и протест каким-то образом умудрились уместиться на маленьком альбоме “Увы”, всё это так складывается с моей теорией, что моё рациональное и всё всегда раскладывающее по местам мышление радуется. Хотя, может это всего лишь логичные реакции музыкантов на ситуацию в стране и в мире? Мир действительно поделился на “до” и “после” где-то в 2013 году… Короче, я тут не ответы пришёл давать своей рецензией, а скорее, задать их самому себе, читателю и участникам группы, так что конечную и стойкую точку зрения тут вы не увидите.
Видимо, сейчас идеальный момент, чтобы подвести итог. Альбом я считаю лучшим из того, что делала Краснознаменная дивизия моей бабушки. Хотя бы потому, что эта работа — пример поступательного всестороннего развития, умения приспосабливаться под изменяющиеся условия и чёткого следования собственному мироощущению, передаваемого нам, слушателям, через музыку. Ну и конечно ещё потому, что с музыкальной точки зрения альбом очень привлекательно звучит. Это по-прежнему эклектичный инди-поп с приятным вокальным дуэтом, а для этой пластинки — ещё и с очень удачно подобранным музыкальным стилем к каждому тексту.