Рецензия блин! КАЗУСКОМА — «ПРОТИВВСЕХ»
Последний на данный момент альбом московской хард-рок-группы Казускома не содержит в себе такого количества экспериментов, как их предыдущая работа (вспомним, что было: совместная песня с рэпером Хаски, кавер на Константина Ступина, звуковые причуды в виде использования в аранжировке саксофона, перкуссионных ударных), но тем не менее можно с уверенностью сказать, что ребята не отступают от своей привычной тематики: страдание от непонимания и неприятия обществом, агрессивный протест и, конечно, любовь (песен о которой, кстати, немного).
Все стриминговые сервисы тут.
Я заметил некую концептуальную особенность этого альбома. В нём часто упоминается тема зрительного восприятия — цвета́, свет и тьма, отражение, глаза. В песне “Красный день” героя жёстко триггерит на буйство красный цвет, который в композиции связывается с войной, любовью, и вообще всё в ней в него окрашено: квартиры, дома, сны. Даже на лбу у героя горит красная точка снайперского прицела.
Несомненно, красный цвет, цвет крови, цвет закатного и рассветного неба, цвет сердца (а значит, души и любви), цвет боли, цвет, название которого отражено в слове “красота”, этот цвет имеет очень большое значение в нашей жизни, и поэтому он так влияет на нас, когда мы его видим. Причём он может влиять как позитивно, так и наоборот — вызывать ярость. Пожалуй, эта двойственность и служит тому, что красному цвету посвящают многие произведения искусства, да и не только. Например, в Древнем Риме красный означал власть, храбрость, и было принято отделывать царские палаты и одежду (вспомним тогу Цезаря) этим цветом. Но что-то я немного отвлёкся.
Разбирая “визуальную” тематику альбома, нельзя не отметить, что тексты в нём частенько крутятся вокруг глаз. В одной из песен герою видятся “страшные глаза”, которые всё никак не могут уйти из его воспоминаний. Но Казускома раскрыла тему глаз более широко — можно сказать, что одной из тем альбома являются не просто глаза, а зрительное восприятие. В данном случае музыканты не играют с двойственностью понятия, в отличие от красного цвета, а подают тему преимущественно с негативной стороны. Помимо уже приведённых в пример страшных до незабываемости глаз из песни “В дверном проёме”, упоминается отсутствие света, как тождественность отсутствию любви (“Быть как ты”). Отрицательные черты плохого человека отражаются в его глазах:
“Все твои слова мне так знакомы
Все твои действия знаю наперёд.
<…>
Тише, будь тише,
Пусть никто не слышит,
Чтоб никто не смог
Взглянуть в твои глаза
<…>
Твои глаза, заплывшие городом,
В твоих глазах не видно ничего”
(«В твоих глазах»)
Да даже в том же «Красном дне» «зрачки кровожадного героя сверкают, как ножи».
Но перестанем мусолить эту очевидную, на мой взгляд, тему альбома, и посмотрим, что там ещё парни из Казускомы приготовили.
Разобрав песни на темы, которые они охватывают, мне стало понятно, что они имеют преимущественно негативный оттенок, что, в принципе, характерно для творчества Казускомы. Помимо уже озвученных выше тем, к негативным также относятся протест против общества, страдания по чему-то (или кому-то?).
Так отчего страдает герой в балладной песне “Тихо и холодно”? Если судить по словам, использованным в тексте для описания душевного состояния, становится понятно, что это не просто грусть, а депрессивная пустота. Не плохое настроение, а его отсутствие. Этот текст можно даже описать одним словом: “нет”. Рефрен “тихо и холодно” есть отсутствие звука и тепла, у героя нет своего пути. Его глаза, которые он потерял, имеют серый цвет, как и серые дни, в которых он существует (опять излюбленная цветовая тема Казускомы). Герой говорит о смерти (то есть об отсутствии жизни), молчании (то есть опять же об отсутствии звука). Очень мрачная лирика. Тем не менее, понять конкретную причину страдания героя трудно. Может, её и нет вовсе. Страдание такого типа, я думаю, идёт не от внешнего воздействия, а от внутренних неурядиц. Депрессия та же, да и хотя бы меньшие её собратья (типа апатии и простой хандры). Да уж, умеет иногда хард-рок окрасить реальность в серые цвета.
Но перейдём от опущенных рук к протестной лирике (после разбора которой пора уже будет закругляться, я думаю). Песни “Красный день” и “Противвсех”. Если с первой всё понятно, обычный маргинализм, то со второй не всё так просто. В её тексте мне видится герой с посттравматическим стрессовым расстройством. Посудите сами:
“Снова война затмевает глаза,
Снова война возбуждает тебя”
И в таких цветах у героя всё вокруг. Чувствует он себя всё время будто под прицелом, то есть находится в постоянной боевой готовности… Хотя какой тогда тут протест? Герою можно только посочувствовать. Постоянно пребывать в этом состоянии (даже во сне герою видится красный цвет) — смерти подобно. Как и в случае, когда видишь всё в серых красках.
В общем, Казускома совершенно не жалеет в этом альбоме своих героев, только в последней песне давая одному из них (вместе со слушателем) возможность уехать “в никуда”, как будто понимая, что прогнав нас по таким очень и очень тяжёлым жизненным дебрям, нам точно понадобится передышка, точно понадобится уехать хоть куда… да хоть в никуда.