+
dosaada - Уголок занудства обложка

Рецензия: Dosaada — «Уголок занудства»

“Уголок занудства” - очень точное название. Именно уголок: не комната, не дом, не жилище, не чертоги - именно уголок. У этого слова есть даже свой нафталиновый аромат, аромат шкафа, старой одежды, толстых очков в пластмассовой оправе, полок, заполненных до отказа множеством книг, где соседствуют фантастика, томик Бродского и какой-нибудь технический справочник. Конечно, это далеко не единственная ассоциация, но по-моему, обитатель именно такого жилища склонен с разным формам занудства.

Музыкально, коллектив, созданный из бывших участников группы “Спасибо”, играет смесь мат-рока, прогрессивного рока и психоделии 60-70-х. Смены размеров, ломанные ритмы, гармонии — это музыка для опытного слушателя, знакомого со многими образцами музыкальной культуры прошлого. Это ведь тоже своего рода уголок занудства для слушателя. Когда ты приходишь сюда, то ты жаждешь удивления, нестандартных схем, ищешь истоки вдохновения музыкантов у каких-нибудь Van der Graaf Generator или Debile Menthol. Ты перебираешь дискографии, выстраиваешь их в иерархии, пишешь на каждый альбом характеристику — разве это не музыкальное занудство?

Dosaada уголок занудства Саша Пирожок

Про “Дом”. Если полвека назад Бродский сам помещал героя в свою комнату, то герой “досаады”, скорее всего, стал жертвой обстоятельств, которые еще, по-видимому, долго будут будоражить человечество. Человечество, которое оказалось совершенно не готовым к такому повороту. Ведь одно дело, когда многие зануды сами по своей воле предпочитают пиршеству социальных контактов уединенное домашнее существование, подкрепленное скоростным интернетом. А другое дело, когда миллионы людей насильно оказались отрезаны от внешнего мира (на момент рецензии в России давным-давно это уже вернулось к прежней жизни, а вот некоторые европейские страны до сих пор переживают повторные локдауны). Выясняется, что дом — это очередная иллюзия. Что дома-то и не существует. Что оказывается, людям очень сложно ужиться друг с другом. И еще вчера прекрасная семья рушится прямо на глазах. Люди, которые называли друг друга близкими, терпеть не могут друг друга и разделяют пространство общего дома. Отсюда и ироничное предложение про “разрежем детей напополам”. Ироничное, потому что здесь сталкиваются центробежные и центростремительные силы, и дети, как раз, может быть, и становятся этим притяжением. Ведь по музыкальному характеру совершенно не скажешь, что это говорит настоящий маньяк и домашний садист. 

Dosaada уголок занудства Саша Пирожок

Наверное, единственным положительным моментом из такого сидения дома стало то, что люди наконец надолго оказались наедине с собой. А когда человек, который убегал от себя в гуще социальных активностей, активного отдыха, шумных компаний, человек, который пересмотрел все возможные фильмы и сериалы, все же столкнется с неизбежным самокопанием, размышлениями, рефлексией, тогда возникнут и дилеммы: о своей судьбе, о судьбах общества, о счастье, добре и зле, о вечных ценностях. О том, что все рождены для счастья, что все люди — братья, что свобода лучше, чем несвобода. 

Конечно, чтобы прийти к таким рассуждениям надо иметь определенную чувствительность, эмпатию. Так в этом и задача музыки, чтобы посредством воздействия на чувства, задевая что-то далеко спрятанное за привычной маской циничного обитателя социума, раскрыть то светлое начало, которые есть практически в каждом из людей. И музыканты, на мой взгляд, с этой задачей прекрасно справляются. 

Может быть, музыка dosaada это что-то сложное, математическое и устаревшее, но лучше такой уголок занудства, нежели весь тот цинизм, который выливается на слушателей с вершин чартов и стримингов. 

Иллюстрации: Саша Пирожок
Редактор: Ильдар Мухамадеев