Рецензия: Брысь — Уважайте сны
Альбом краснодарско-московского дуэта Брысь “Уважайте сны” меня зацепил с первого прослушивания. Это было одновременно что-то совсем не похожее на большинство современных релизов и при этом альбом был очень родным, как будто ты его уже слушал когда-то давным-давно. И дело не в сибирском панке, на который указывают многие музыкальные обозреватели — здесь его как раз немного, лишь, может быть, в “Новой зиме”, и то это лишь элемент саунда. Также я не согласен и с многочисленными сравнениями с Янкой Дягилевой, но здесь я не буду столь категоричным, каким бываю иногда в своих рецензиях. Возможно, кому-то действительно так слышится.
Этот альбом обладает своим особым ритмом (имеется в виду не музыкальный ритм). За это я всегда ценю альбомы, как особую единицу музыкального высказывания. Каждая песня появляется в нужный момент и именно с тем художественным окрасом, который ты не ожидаешь услышать, и который при этом ещё сильнее приковывает к прослушиванию.
Меня настолько зацепил дуэт Брысь, что я даже думал провести над собой эксперимент и «вернуться» во времени лет на 20 назад, когда музыки было мало, и если у тебя появлялся какой-нибудь новый диск, ты его обязательно заслушивал до дыр, вникая в каждый нюанс записи, вокала, аранжировки, смыслов и идей. Слушая такой диск, ты обычно не отвлекался на другую музыку. И я пытался прожить так хотя бы несколько недель, слушая только «Уважайте сны». Но увы, эксперимент провалился. Скорость современной жизни неумолима, ты не можешь не слушать новые альбомы, новые песни, когда они тебя окружают со всех сторон, во всех социальных сетях, на сайтах, в рекламах и т.д.
Но я честно пытался, и продержался где-то четыре или пять дней. Тогда же я понял, какое основное чувство вызывает у меня этот альбом. Это чувство ностальгии. Так получилось, что Брысь выпустили альбом 10 апреля, в самый разгар пандемии коронавируса, которая застала меня в родных краях, где я родился и провёл большую часть жизни.
Когда в процессе размышлений над рецензией я понял, что главной её темой будет тема ностальгии, то поставил себе задачу (не спрашивайте зачем) — прежде освежить в памяти фильм А. Тарковского “Ностальгия”. И набирая сейчас этот текст, вспомнил об этой задаче. Поэтому откладываю пока свою “печатную машинку”, вернусь сюда после просмотра фильма.
Я вернулся после просмотра фильма, ещё раз прослушал альбом. Внимательно прослушал. С “Ностальгией” я не ошибся.
С самых первых нот песни “Некому” музыка и вокал отправляют меня к воспоминаниям. Рубеж 20-го и 21-го века, играет радио, (может быть, Европа Плюс, а может быть и Хит FM). Играет достаточно громко. Можно даже сказать, слишком громко. Это слушает моя сестра, она вообще постоянно слушает радио и музыку. Сижу в кресле-гамаке, где-то около 12 часов дня. Яркое солнце бьёт в глаза из окна, и в контровых лучах света можно наблюдать за движением множества пылинок. Это довольно-таки увлекательное занятие, особенно когда других развлечений-то особо и нет. Пылинки похожи на звёздные скопления, и ты наблюдаешь за ними и погружаешься под музыку в этот космос.
Альбом действительно затягивает. Когда я его впервые услышал, потом тут же прослушал его ещё раз пять подряд.
“Слезай” начинается неожиданно, на контрасте с плавной первой композицией. Зима вновь лишь как метафора, мы все прогрязаем в зиме. И в апреле, и летом. Ещё одно воспоминание. «Пепси Чарт» по одному из четырёх каналов по телевизору. Мы ждём его целую неделю, чтобы опять услышать одни и те же композиции.
Пепси. Копаясь в своих воспоминаниях, я совершенно не нахожу в том периоде упоминаний конкурента Пепси — Кока Колу. Такое ощущение, что летом её просто не продавали. Почему же я жду этот «Пепси Чарт», когда мне вообще не нравится ни одна песня? Наверное, дело в том, что газировка была дефицитным продуктом. Помню, как ждёшь того момента, когда открываешь новую бутылку и сразу наливаешь, а поднимается, в основном, пена. Твоя задача — успеть её “выпить”. В детстве даже небольшие мелочи доставляют удовольствие.
Разодрав глаза устало
Выгоняла улица дотемна
На улице действительно раньше было всегда много народу. Лавки у подъезда были горячими точками ожесточённой войны молодёжи и бабок. Бабки побеждали всегда. И немудрено — возможно, это самое сильное поколение, оно рождено Великой Отечественной войной. Но это касается только людей, комары всё же были сильнее всех. Мне очень нравились различные пластины против комаров: «Раптор», была ещё какая-то другая фирма, названия уже не помню. Эти пластины были зелёными и синими. Мне нравились зелёные.
Почему-то мне кажется, что там, в своём стуле-гамаке, я слушаю какую-нибудь песню Би-2. Если и есть преемственность в музыке Брысь, то как раз это проявляется в её русско-роковости.
Там где-то навсегда
Однажды пропал весь город
И встали все трамваи
Ни звука в переходах
Города, пропадают. Вымирают. Плачевный итог 20-летия.
На полу река
Вертится вода
Заберёт врага
Напоит до дна
Посмотрев “Ностальгию”, не могу отделаться от ощущения, что эти строки навеяны фильмами Тарковского. Эти реки, лужи, вода в доме, капли с потолка.
За спиной патроны
Красно солнышко в груди
Вспомнил ещё одну характерную вещь для моего детства — пороховые игрушечные пистолеты с пистонами. У меня было даже два таких пистолета. Пистоны для них покупались редко, поэтому каждый “барабан” ты берёг для каких-то исключительных случаев.
Сон
Приснилось мне
Что я воюю
В чужой стране
Прямая цитата из песни группы АукцЫон. И прямая музыкальная цитата вокальной партии. Тот момент, когда это сделано очень даже уместно и красиво. Аранжировочный ход с басовой линией в этот момент текста очень круто звучит. Этот альбом вообще насыщен такими мелочами. Но я не хочу разбирать каждую такую мелочь. Для меня, рассказ об альбоме это, прежде всего, рассказ о тех эмоциях, чувствах, которые вызвала эта музыка, а не о том, в каком такте зазвучал нужный колокольчик.
Ностальгия — это пространство безвременья. Это не возвращение назад в прошлое. Прошлое окончательное ушло. Но это и не настоящее. Это зыбкая вещь, как талый снег. Вроде, выглядит прочным, а как ступишь на эту тропу, так сразу провалишься. Этот альбом можно было слушать 30 лет назад, 20 лет, 10 лет, а может быть и в каком-нибудь 2036 году его можно будет послушать и оказаться как будто в солнечном летнем дне 1999 года.
Редактор: Ильдар Мухамадеев
Иллюстрации: Ольга Саблина, В. Илларионов-Саблин