Рецензия: 808hardcore — «Край»
Альбом питерско-уральской хардкор-группы 808hardcore “Край” вышел в свет 1-го октября 2020-го года. Я начал его слушать в этот же день. Наверное, повлияло то, что я лично знаком с музыкантами — первое интервью в нашем журнале было как раз с гитаристом Дмитрием Кузьминым (Митяем). А еще мы сотрудничаем с автором обложки данного альбома, Никитой Шалагиным. Поэтому рецензия будет несколько предвзятой. И ее абстрактность, в таком случае, будет скорее плюсом, нежели минусом.
Как я уже говорил, я сразу начал слушать этот альбом, и слушал его достаточно много. Где-то на 50-е прослушивание я наметил для себя примерный план этой рецензии.
План рецензии:
- Край как местность.
- Край как граница.
- Край как иное.
Чтобы приступить к реализации этого плана, потребовалось примерно еще столько же прослушиваний и примерно 3 месяца.
1. Край как местность.
Край. Со словом «край» часто приходит на ум словосочетание “родной край”. Родной край — это что-то близкое, понятие, индивидуальное для каждого. Для кого-то это бескрайние степные просторы, играющие разными оттенками и красками. Для кого-то это скалистая местность, изрезанная мелкими долинами и озерами, покрытая редким лесом из разных пород хвойных деревьев. А для кого-то родина это бетонные коробки, заасфальтированные детские площадки, шум автострад, тяжелый воздух подземки, с ее потными, заполненными до краев вагонами.
У каждого человека получается свой опыт взаимодействия с этим окружающим пространством. И опыт одного совершенного не похож на опыт другого. То есть вводя само понятие местности, места существования, мы уже разделяем людей, проводим между ними границы.
2. Край как граница.
Границы появляются естественно. Они практически вшиты в нас, в наше сознание. Границы есть уже у самых ранних людей: это граница леса, опушки, поляны, граница огораживает ареал обитания, охоты, собирательства. Есть также граница между известным и неизвестным.
Если посмотреть на интерактивную историческую карту государств, при
быстром ускорении, где в секунду проходят десятилетия, становится заметно, что вся история государств сводится к истории их границ.
Границы показывают не только историю, но и настоящее. Посмотрите на большинство провинциальных российских городов — они изрезаны однотипными, некрасивыми серыми заборами. А границы общественных учреждений? Это же целое пособие по уничтожению оригинальности, чувства прекрасного и светлого. Все эти заборы, они, такое ощущение, стремятся мимикрировать под более основательные сооружения, под доминирующий тип организации пространства — зоны. Высокие серые заборы, колючая проволока. Мы и на обложке альбома видим что-то подобное. Как будто в этой местности о главном
предназначении человека давным-давно забыли.
А вы видели заборы в русских деревнях? Это же покосившееся, ржавеющее, и решающее, в какую сторону падать, бесформенное нечто. В других же странах (а благодаря Google Street View вы можете сами в этом убедиться) иное отношение к границам своих жилищ, своих общественных пространств. Заборы — это еще один индекс свободы и процветания края.
Представить себе местность или край без границ крайне сложно. Если только не взять обычную бумажную ленту, не перекрутить один из ее концов и не склеить.Получится как раз поверхность без края. Правда, машина по такой поверхности сможет проехать только на этой иллюстрации.
Если представить себе какое-нибудь существо в мире без границы, то смогло бы оно эволюционировать во что-то близкое к венцу творения? Что вообще удалось бы понять в этом бескрайнем мире? Вопрос риторический, потому что, как мы уже выяснили, границы появляются автоматически.
3. Край как иное.
Но если все же мир и был бы бескрайним, то вот от смерти даже в таком мире было бы сложно уйти. Смерть, сон — это тоже границы, но особые. Обычные границы либо видны, либо осязаемы, либо, если они далеко за пределами галактик, могут быть математически рассчитаны на основе общих законов мироздания, и таким образом, существуют объективно. Но что насчет других краев, краев иного пространства,
иного существования?
Что такое сон? Можно измерить разные процессы, биоритмы, режимы функционирования головного мозга, но как измерить эти субъективные
ощущения? Как измерить осознанные сновидения? Почему так важно смотреть на свои руки? Какова география сна? Как с помощью снов удается работать с памятью и конструировать прошлое, а может, и будущее?
Абстрактная рецензия. Это, по сути, и не рецензия. Единственное, что объединяет вышеизложенные рассуждения с альбомом — они плод восприятия этой музыки и лирики. Следствие ощущения, которое у меня возникает каждый раз при прослушивании этой работы. И возможно, что именно такая абстрактность подтолкнет читателя к вдумчивому прослушиванию, ведь группы стараются и пишут песни не для
того, чтобы люди попрыгали в концертом зале. Это же лишь
бессмысленное трепыхание между альфой и омегой, похожее на полет мотылька к яркому пламени костра в ночи. А человечество существует, чтобы создавать произведения искусства.
Иллюстрации: Ольга Саблина
Редактор: Ильдар Мухамадеев