Рецензия: Егор Забелов — «NITI»
28 февраля вышел сольный альбом Niti белорусского баяниста Егора Забелова. Интересен он уже тем, что это сольная музыка для баяна, которая далека от фолковости и лишь иногда позволяет себе неизбежные фольклорные интонации. Безусловно, Егор Забелов в строгом смысле этого слова не принадлежит к андерграунду — у него классическое музыкальное образование и музыкальная социализация, он сотрудничает с фестивалями по всей Европе, пишет музыку для немого кино и театров Германии, Словении, Польши и Беларуси. Академическая и близкая ей classical crossover или modern classical музыка не может быть андерграундной в силу тесной связи с институциями и мощными символическими капиталами, ассоциированными с этой музыкой — т.е. с престижем. Безусловно, такая музыка не столь популярна, как иные эстрадные жанры, но андерграунд — это зона общественного умолчания, серая зона, где сбиты эстетические оценки и радары, пространство личной инициативы, не связанной с крупными институциями и культурными капиталами. Несмотря на то, что музыка Егора Забелова, по моему мнению, не принадлежит к андерграудной, она очень интересна, оригинальна и достойна освещения в нашем блоге.
Семь композиций альбома — суггестивных, даже монотонных, построенных на повторяющихся паттернах — сплетают для слушателя уникальный опыт: минимализм, очевидно вдохновленный произведениями американских классиков Стива Райха и Филипа Гласса, исполненный на баяне. Безусловно, такой подход открывает новые грани этого интересного инструмента, который обычно ассоциируется с фольклором, хотя советские и российские композиторы обогатили репертуар для этого инструмента рядом оригинальных сочинений. Niti Егора Забелова — не мистический баян «Под знаком скорпиона» или De Profundus Софьи Губайдулиной или эклектичный баян концертов для баяна с оркестром Ефрема Подгайца. В духе глассовского Koyaanisqatsi, это кинематографичная, даже саундтрековая музыка. Её репетитивность не холодна и безмятежна, но интенсивна и драматична. Не следует искать тонких чувств и мимолетных состояний, музыка громка и напориста — Niti вполне себе голливудский блокбастер для баяна соло.
Исполнитель мастерски обращается с уникальным тембром инструмента — иногда баян звучит как нежный синтезатор, иногда остроты и хлесткости добавляют перкусионные тона; ритмичные и густые акустические басы порой звучат как основа для техно-музыки. Музыка наслаивается, мелодические линии закольцовываются в гипнотическом бегстве, ясные и легко прослеживаемые структуры иногда раскалываются хаотическими атональными всплесками или драматически выверенной сменой динамических оттенков.
Егор Забелов указывает, что эта музыка была вдохновлена книгами американского писателя афганского происхождения Халеда Хоссейни: «те мысли и чувства, которые возникли при чтении, сформировали основное видение, идею и кульминационную точку моего музыкального повествования — это переживания и трагедия отдельно взятого человека, скрывающиеся от наших глаз за масштабом событий, происходящих вокруг и за расстоянием, отделяющим нас друг от друга». На мой взгляд, замысел раскрыт совершенно убедительно, возможно, даже с избыточной прямотой: в музыке альбома Niti нет ничего интимного, насыщенная эмоциональность лишена субъективности и непосредственности. Кажется, что ритмичные, регулярные ритмы баяна, сливающиеся иногда в возвышенный эмбиентный хорал, ведут речь о макроструктурах стереотипного драматического чувства, которое можно обнаружить в шлягере или ином артефакте массовой культуры; но также его можно найти в мифе, легенде, и, следует заметить, в кульминационных точках музыка Егора Забелова достигает интенсивности и яркости отзвука архетипического сюжета.
Альбом оригинален, необычен, интересен. Его можно порекомендовать практически каждому любителю музыки — аудиальных гурманов заинтересуют необычные тембральные решения и подача инструмента, менее опытных слушателей вдохновит выверенная, хорошо знакомая по саундтрекам Гласса и Наймана драматика.