“R2CC” значит “Радио-два-цапля-цапля”
Кинолента режиссерки Маши Черной как жизнь телеграфистки и концептуалистки Яны Сидоркиной — уникальная. Армия и шаббат в художественной мастерской Пепперштейна, любительские радиостанции, тромбон и тхэквондо. Название фильма — это позывной главной героини “Радио-два-цапля-цапля”, а биполярное расстройство — главная причина, по которой Яна делает все на свете.
(Сам фильм ищите внизу статьи)
Маша Черная, режиссер документального фильма, еще перед премьерой окрестила свое детище неудачным. “В нем мало киноязыка, мало драматургии”, — объяснила режиссер. Тогда мы не поверили и посмотрели “R2CC”.
Кинолента впервые вышла в январе на фестивале неигрового кино “Окно в Европу”, а потом сорокаминутная документалистика — однажды и навсегда — попала в YouTube и на просторы издательства “Крот”. Там мы и познакомились с эпичной картиной Маши Черной о человеке-оркестре, философине, радиолюбительнице и удивились: “Разве может быть так, как у Яны Сидоркиной?”.
Начнем с того, что Яне 22 года, и она не похожа ни на кого. Она со школьных времен знакома с буллингом и маниакально-депрессивным синдромом, когда настроение стремительно скачет от полного бездействия к полной готовности действовать.
Сидоркина с детства мечтала носить военную форму и получить три профессии: художник, историк и военный. Теперь вот поправляет в фильме “R2CC” свою офицерскую шапку-ушанку из искусственного меха, рассказывает о покупке бушлата и о том, как в детстве выучила наизусть имена российских царей.
“Я помню, как этот бушлат купила — из Калининграда заказала, такой кайф! Все такие „блядь, бушлат“, ну мама там „фу, не позорься“. А мне так кайфово в нем ходить, мне в детстве это запрещали, я самодельную форму делала, сама сшивала в восемь лет. В шесть лет я знала наизусть всех царей России, всю историю. Я вообще мечтала создать свое карликовое государство.”
Маша Черная снимает эпичную документалистику, которая осторожно отдаляется от других фильмов. Это не вычурность, но нормальность, к которой нужно приспособиться.
Впечатляет, как Яна Сидоркина следует за арт-группой “Инспекция “Медицинской герменевтики”” и играет на тромбоне; звонит в колокола в местном храме; оканчивает факультет философии и работает в радиоэфире на всех диапазонах, включая двухметровый.
Ничего подобного больше нигде не увидеть, кроме как в “R2CC”: как радиоантенны соединяются с еврейским праздником, борцовский клуб переходит в граненый стакан с водой и таблетками, татуировки набивают перед концертом ансамбля “Колокол”, где Яна выступит с тромбоном. А потом инструмент разобьют… Снова посыплются из картонных пачек лекарства, и в этот раз Яна Сидоркина не станет выходить из дома.
Рваные диалоги, паузы, дрожащая камера, тишина, смех, какое-то необъяснимое безумие — этот фильм органичный, потому что он живой и немного сверхъестественный.
Отдельная история в “R2CC” — участие Яны Сидоркиной в клубе “Инспекция “Медицинской герменевтики”” и в скандальных шаббатах писателя и художника Павла Пепперштейна, который проходит на протяжении десятилетий. О нем еще режиссер Александр Расторгуев снял документальный фильм “Секта”, его запретили к распространению в сети. Маше Черной удалось договориться с раввином, но снять целиком происходящее не разрешили. Поэтому в фильме вы не увидите главных ритуалов, но благодаря правильному монтажу, почувствуете запретную атмосферу. Также вы услышите смех Яны Сидоркиной и увидите ее распущенную косу и морскую тельняшку.
И конечно, радиоспорт. Оказывается, такой существует, и Яна с позывным R2CC отлично проявляет себя на любительской радиостанции. Она кандидат в мастера спорта в этой дисциплине.
Резюмируем. Фильм ничего не объясняет, удивляет, но, как видите, стирает границы всего разумного, когда все понятно и распределено на кружки по интересам. Маша Черных точно сказала про эти кружки: “Это только какие-то заборные щели, через которые мы смотрим на многомерного человека со всеми его противоречиями, и он туда целиком не влезает”.
Да, за сорок минут “R2CC” и правда не разобрал бы забор, но феномен Яны Сидоркиной перелез через него сам. Рекомендуем убедиться в этом вам самим.
Смотреть фильм:
Редактор: Ильдар Мухамадеев