
Пьеса «Моя зайка — дьявол» Дениса Третьякова
Осуществлено было это действо в «Театре 18+», что в Ростове-на-Дону.
Перед прослушиванием я не читал краткого содержания сюжета пьесы, и можно сказать, действовал вслепую, и когда я только начал слушать, у меня была только одна мысль: «Блин, зачем я вообще это включил [я смотрел запись], это же какая-то ерунда. Надо сейчас же бросить.» Но я пересилил себя. И не зря — минут через 10 действо преобразилось (а начиналось все с душеизлияний зэка о его несчастной любви).
Оказалось, что сюжет-то не так прост. Я бы даже сказал, совсем не прост. Крутится он вокруг заговорческой теории о советском мультфильме «Ну, погоди!», в которой Зайка предстает в образе госпожи из мира БДСМ-утех, а Волк — раболепным червяком, бесконечно любящим свою госпожу и всецело ей поклоняющимся. Действительно, если вспомнить, о чем были серии мультика, то всплывают только вечные мучения Волка и задорная мордочка Зайки. Конечно, любви и поклонения в мультике нет, но заговорческая теория на то и заговорческая, чтоб додумывать и дорисовывать.
Так вот, Волков в пьесе довольно много, а Зайка всего одна. Действие мастерски плавно и незаметно перетекает от одного места к другому, одни Волки незаметно сменяют других, Зайка предстает то в одном амплуа, то в другом, то в третьем. Тут надо бы сказать, что я думаю по поводу Волков, а точнее, Волка. Хоть и поставлено все так, будто их много, но я думаю, что это все один человек со множеством личностей. Даже когда Волков одновременно два и они беседуют между собой, даже тогда я уверен, что это один человек. У него, как я думаю, просто жесткое психическое заболевание на почве безобидного советского мультфильма. Особенно мою теорию подкрепили детские воспоминания одного из Волков, в которых его мама умывает лицо в аквариуме от крови после изнасилования, а делает она это как раз когда по телевизору показывают «Ну, погоди!» Ну и пошло-поехало: помутнение рассудка, несколько личностей, мания со всеми вытекающими.
Кстати, на протяжении всей читки я невольно вспоминал фильм «Кролики» Дэвида Линча. Это и правда в чем-то похожие произведения. Похожие в некоем ощущении, которое я сейчас постараюсь описать. В первую очередь скажу, что это ощущение — проявление душевной болезни носителя образа Волка (Волков). Говоря просто и одним словом, это страх. Но страх сильный. Сила его не во внезапности, не в архаичности, а в том, что его не испытываешь в обычной жизни, в типичных для появления страха ситуациях. Его можно пробудить, когда подобные произведения впитываешь или когда у тебя подобное помутнению рассудка Волка состояние. Тогда этот страх просыпается, вылазит из самых темных, самых забытых и запыленных глубин мозга. Это страх оказаться беспомощным в ловушке собственного разума, в зацикленном повторении похожих событий, из которого, как тебе кажется, ты уже вот-вот нашел выход, но вновь и вновь жестоко обманывают тебя твои же извилины. Твои же больные извилины. Не уверен, поймет ли меня сейчас хоть кто-то. Это чувство это не тревога, к которой все привыкли, не паранойя. Это худшее, что вообще может произойти с сознанием. Из этого нет выхода, помощи тоже нет. Ты не знаешь, жив ты или нет. Реальность все вокруг или нет. Ты пытаешься понять, ты обречен вечно пытаться это понять — твоих сил не хватит.
В общем, рекомендую пьесу фанатам Дэвида Линча. Кстати, концовка мне не понравилась.