+
фестиваль боль

Онлайн-концерт «БОЛЬ»: Внешнее важнее содержания

Карантинный концерт - карантинный репортаж (в стиле гонзо) с мероприятия от нашего читателя.

Во время трансляции и после нее в комментариях группы этого мероприятия оставлены одни лишь положительные отзывы. Мы решили пойти другим путем, и в этом нам поможет гонзо-репортаж от читателя нашего журнала, пожелавшего остаться анонимным. Обращаем ваше внимание, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации.

Редакция «УндергрундХерос»


Я изначально не надеялся на качественный концерт, ведь должно было быть несколько новых для меня исполнителей — а по моему опыту, 90% новооткрытой музыки это то, что нужно бросить подальше от себя, и помимо этого, должно было быть столько нелюбимых мной исполнителей, что оставалось лишь подпитываться ожиданием «Спасибо», «Аутистов», «Казускомы».

Наличие ведущей напомнило мне о ламповой позднесоветской/российской передаче «Музыкальный ринг», где также выступали музыканты, правда перед живой публикой и по-одному.

Итак, началось выступление. Группу «AVRAMOVA!» впервые услышал. Запомнилась интересной музыкой, авант-попом, как ее характеризовали в комментариях. Вот бы еще аранжировка была подана вживую, настоящими музыкантами, а не фонограммой. В целом, напоминает Жанну Агузарову.

Вот смотрю на первого участника и думаю: конечно, стрим-концерты не заменят нам живые выступления. Это вынужденная мера, и если бы не пандемия, то их бы и не было. Как говорят многие музыканты (и я их поддерживаю), не хватает живой энергетики, взаимообмена ей, чувства толпы. Ну что это — петь в пустом (не считая организаторов) зале в камеру? Положительное нахожу здесь одно — поддержка какая-никакая независимых музыкантов.

Играет «ШТАДТ» — звук интересный, но однообразный до жути, как и его новый альбом. Пока он кричал и раздевался, пошел варить себе обед. Покушал 8 хинкаль с майонезом. Недавно начал кидать в воду лавровый лист, дает запах.

Вообще, раз уж затронул гастрономическую сторону этого дня, я немного опечален жидкой ее частью, а именно — пивом. Пиво брал хорошее, дорогое, но бывают в нашей слегка синей жизни такие моменты, что каким бы хорошим ни было пиво, оно вызовет лишь головную боль и плохое, тяжело переносимое состояние духа на весь день до вечера. Так что для пива нужно уметь подбирать настроение. И вот сижу я омраченный. И пивом, и некоторыми частями концерта, и тем, что завтра на работу.

Вернулся — на стриме началось интервью с Штадтом, в котором ведущая вела себя очень непрофессионально, но так вылизывала его, бедного, что меня с ног до головы пробирал кринж.

Скаканем немного дальше по времени — «луни ана» — две неуверенные в себе (ну, это ладно, может, опыта еще нет, матерости) девочки, одна из которых поет, другая включает минусы. Что из себя представляет музыка: завывания тупого текста под унылые биты. Решил не терзать воспаленную душу, и ушел читать книжку, которая тоже является, как и почти все в этот день, унылищем, но временами она подает интересные художественные ходы, так что я решил все же дочитать ее, не бросать. Сюжет этой книги малость безумен — он о человеке, точнее больше о его личности, о том, как эта конкретная личность может запросто поменяться жизнью с кем-нибудь, запросто убить ради этого. То есть не важно, хочет ли другая личность меняться с безумной, у той все равно все прекрасно получится, у нее талант! Звучит фантастически, но книга не принадлежит к жанру «фантастика», подано реалистично. Книжно, но реалистично. Маньяки бывают разные, вот это один из них. А вообще, жизнь — лучший источник вдохновения для всех безумных идей, будь они кровавыми, будь они прекрасными. В общем, с книжкой у меня все как с этим стрим-концертом — скукота до раздражения, но проблески, идея, а значит и надежда есть, ведь была же «AVRAMOVA!», ведь будет еще «Спасибо», будет «Казускома». 

Начали играть «Деревянные киты». Отвратительный звук, который был бы лучше, если бы стримили с камеры смартфона из зала клуба. Сама музыка хороша и по динамике, и по ритму, но вокал все портит. Что за мода на невнятное вытье, не попадающее в ноты? Ну ладно, тут надо сделать оговорку, что не попадают в ноты пока что все. Плохо себя слышат на сцене? Ну не может же быть все так плохо с вокалом в русском андерграунде!

На экране периодически показывают слэмящихся в квартире идиотов. В чате их товарищи.

На группе «ВЕД», которую я и раньше особо не котировал, я почти разочаровался в новой русской музыке, и пошел пить чай, писать попутно эту статью и выбирать, на каком моменте стрима вернуться. День приобретал оттенки потраченного зря. 

Итак, дальше по расписанию «Шарлот». Помню, что это какой-то кудрявый мальчик, поющий для мальчиков и девочек, с изворотливым вокалом и пианином.
«Шарлота» нет. И хорошо.

Пошла «Казускома» — ну наконец-то! И звук хороший! Нет, ну молодцы ребята, хоть начали этот вечер скрашивать. За кавер на Ступина респект.

Началось выступление не известной мне до этого концерта группы «ИЛЬЯМАЗО». Выделяющийся на фоне остальных музыкальный продукт — выходит за рамки жанров или, по крайней мере, очень много пересечений между жанрами. Я добавил себе эту группу в Яндекс.Музыке (как и Аврамову). Погуглил немного про них: оказывается, в этом году выпустили альбом — надо будет заценить. Внешний вид приятный. Высокий вокалист в пиджаке мне, конечно, напомнил Гаркушу (а моему другу — Мамонова). Клавишник/кларнетист мне напомнил девушку.

https://vk.com/iliamazo

Ну вот, не успел заварить себе кофе в перерыве перед «Аутистами». Обычно, я не пью кофе на ночь, ибо уснуть становится совсем проблематично, но в данном случае вынужден пренебречь этим, так как смотреть стрим надо, а глаза уже не хотят быть открытыми. Все-таки неудобный формат, а именно — большое количество участников сразу. Это же кошмар репортера — 12 часов практически безотрывно вникать в стрим. Да даже не то чтобы в стрим — в музыку! Попробуй под конец (когда самый сок) адекватно воспринимать исполнителей. Как было бы более удобно — 2-3 исполнителя в день. Все равно ведь запреты на мероприятия, графики у клубов свободные.

Молодцы «Дом престарелых аутистов», хороший отыграли сет, приятно было послушать, посмотреть. Ради таких выступлений должны существовать онлайн-концерты.

https://vk.com/autisticmusic

“Спасибо” решили не привлекать второго барабанщика (как оказалось, это от них не зависело). Учитывая, проблемы звукорежиссуры на концерте, это хорошо. Но вот хорошо петь на концертах у Расела пока не получается. Хотя на песне “Считалочка” все было отлично. 

Мне нравится творчество этой группы, но их живые выступления больно смотреть — слэмы, заигрывания с публикой, в целом несерьезное отношение к тому, что они сами делают; больно слушать — повторюсь, Раселу нужно учиться петь, мировой уровень на данном этапе совершенно недостижим.

Жду. Жду. Жду. Конца концерта. И интервью с Раселом. Интересно, что он думает по поводу ситуации с вирусом (как оказалось, ничего интересного).

Играет “Интурист”, новая для меня группа. Напомнили “Поп-Механику” Сергея Курехина. Хорошая группа. Хорошая группа, на которой у меня начинают слипаться глаза. А я думал, что вечерний кофе не даст мне уснуть. Я не знаю, хорошо это или нет — с одной стороны, я рад тому, что кофе не оказал должного эффекта, ведь я ненавижу бессонницу, вызванную кофеином; с другой — я хочу досмотреть стрим, несмотря даже на то, что остались только не любимые мной “Хадн дадн”, не говоря уже о неоконченном сете интересного “Интуриста”. Кстати, о конце их выступления — наскучили. Нажимать разные кнопки на синтезаторе это не в тапки гадить, уметь надо. А тут что-то жмут, бьют, в трубу дышат… вроде по-разному, а получается одно и то же — застывшее на уровне рядового психодела. Или даже закоса под него? Психоделичны ли личности участников группы настолько, насколько психоделична их музыка? Это довольно важный вопрос, особенно когда дело касается таких тонких материй, как бесструктурная импровизационная музыка, ведь ее можно играть, а можно в нее “играть”. Собственно, это применимо к любому жанру музыки и к любой сфере искусства в целом. Пока не могу сформировать полное мнение о группе “Интурист”, нужен больший опыт прослушивания.

Так, сейчас будет «Хадн дадн». Поверить не могу, что 12 часов провел за просмотром стрима. Ну, делая выводы заранее, скажу, что несмотря на все недостатки онлайн-формата, это было интересно, опыт отличный. “Музыкантов” некоторых я бы выкинул откуда-нибудь, туда же операторов, комментаторов, веб-слэмеров и все то, что мне не понравилось, но все хорошее надо оставить и наслаждаться этим… пока пандемия не кончится. А потом забыть и забить.

Так, пока я пишу предварительный вывод, “Хадн дадн” уже минут 5 отпели-отыграли. Надо хотя бы поглядеть на них. Хм. Кто у кого из сегодняшних женщин украл идею выступать в халате? Одна в серебристом, другая в золотистом… А еще у обеих этот блестящий гримчик на лице. Я во всех этих, казалось бы, безобидных, но ярких сопроводительных деталях музыкального производства вижу компенсацию недостатков этого самого производства: “буду выглядеть загадочно, буду петь необычно, буду играть неприлично (а в целом, я ничего из себя представляю)”. Про музыку «Хадн дадн» писать не хочу, да и писать особо нечего — она хорошая, вот и все. А текст ей, к сожалению, не помогает стать отличной; он ее, скорее, тянет на дно. Вокал еще сверху на музыке прыгает, пропихивает все глубже в колодец. Под этот сомнительный аккомпанемент переместил свое тело на кровать, занял горизонтальное положение. Постепенно надо готовиться ко сну, завтра еще текст этот осмотреть нужно ясным взглядом. Думаю, отправить его знакомым из небольшого музыкального журнала.

Итоговые мысли: стрим-концерты актуальны, их приятно смотреть, но только при наличии хороших, талантливых музыкантов. От конкретно этого мероприятия у меня эмоции, в основном, негативные. Обычно, после хорошего концерта и усталость приятная, а здесь же такое ощущение, что отработал ужасную провинность. Ну в самом деле, что заставляет администраторов русской независимой сцены выпускать на сцену задыхающихся свинок? Что заставляет так безалаберно относиться к звукорежиссуре? Плоды этого отношения: мутные гитары, не отстроенные по уровню ударные и, как я уже говорил, скорее всего вокалисты себя не слышали (я даже надеюсь на это, иначе с вокалом у нас все плохо). Лучше бы записали хороший лайв с качественным, обработанным звуком, а не выданным с мастер-шины пульта прямо в наши динамики. Где-то к середине, кстати, звук стал получше. Отдельно хочется убить операторов. Ну зачем эти скачки по зуму? От этого картинка не становится динамичнее, она становится неразборчивой, а резкая смена кадров опасна для эпилептиков, если что.

Что еще… Да, я думал, что обмен энергией при онлайн-концертах обрубается на корню, но это не так. Это я понял к концу стрима — обмен идет примерно на половину. Представьте себя на сцене перед тысячей (условно) онлайн-слушателей — энергия пойдет через экраны к вам, это точно. Пусть и через большое сопротивление, но все же пойдет. По примерным подсчетам, она будет урезанной на половину, но вот загаженной на максимум. Все ли исполнители на стрим-концерте заслуживают аудиторию из идиотов? Конечно, нет, но они вынуждены перед ней выступать. Уфф, своеобразная дорога этой проклятой “независимой” русской музыки, куда ты нас ведешь?

Вначале репортажа я сравнивал стрим-концерт с передачей «Музыкальный ринг», но там хотя бы была более-менее интеллектуально подкованная публика. Здесь же имеем крикунов, слэмеров, позеров. Для них, как и для большинства прозвучавших исполнителей, внешнее важнее содержания. Пока это так, наша музыка будет в жопе. 

P.S. Уважаемый Сергей Игоревич, как вам такой формат проведения концертов?


Редактор: Ильдар Мухамадеев
Иллюстрации: В. Илларионов-Саблин, Ирина Железнова, Петр Кропоткин