+
Группа «Big Black» в футболках с логотипом «Butthole Surfers»

Нойз-рок как средство для медитации

Очерк-воспоминание о музыке дня

Году в 2013-м ко мне в гости зашёл лаборант с моего университета – чаю попить, электрогитару мне занести да посмотреть, на каких программах я музыку свою делаю. Заговорили про нойз и экспериментальную музыку. Как выяснилось, парень был из «наших» – писал музыку полуавангардную тоже в свой компьютер, даром что программист по профессии, к тому же шарил в звуковых картах.


Он поставил свою музыку: его проект был с длинным названием, что-то в духе «Hidden Enemy Global Noise Project». Под словом «noise» подразумевался некий сплав разных по звучанию частот и тональностей коротеньких звуков, звучащих без определённой ритмики. Такой набор звуков я бы ставил себе в «spoken word» записях, которые мне нравилось делать.

В своё время он меня вдохновил на создание подобной звуковой каши. Я какое-то время даже вынашивал идею записывать подобные вещи в жанре «spoken word». На такую хаотичную музыку мои хаотичные абстрактные мысли и стихи ложились бы идеально.

Поначалу наши забавы с ним ограничивались всякими эквалайзерами, но позже он показал мне пару программ, где можно было делать разные дисторшны и фузы, а для меня, как человека неопытного, но любопытного, подобное было редкостной цацей. И я с этой цацей долгое время продолжал возиться один. Для примера этот лаборант давал слушать мне Anal Cunt и Aphex Twin. Про «классический» нойз и индастриал я начал узнавать потихоньку сам.
Парень этот не очень любит светиться; скажу лишь, что более в узких кругах он стал известен под именем Дотард. Один из гитаристов и идеологов имиджа для моего первого музыкального проекта

Мы с ним так и не записали совместно практически ничего. Если бы кто знал, что за психоделический нойз-рок мы собирались играть. Или авангардный, что в нашем случае маловажно.

Первой нойз-рок группой, которую я полюбил по-настоящему, стали ранние The Velvet Underground. Потом были Sonic Youth и так далее по наклонной в более шумные звукоряды. Я назвал наиболее популярные и мелодичные инди-коллективы, потому что блестеть знаниями в области малоизвестных групп мне не хочется. Всё равно не обойти стороной титанов вроде Big Black или No Age, без которых шумную музыку я уже не представляю, и ряда групп, примкнувших к ним.

Вы думаете, я не люблю простую изысканную музыку? Конечно люблю. Но простой музыки настолько много появляется в последнее время, что хочется удалиться от всего беспорядочного социума, не надолго, хотя бы минут на сорок. Уделить эти сорок минут тому, на что другие не захотят тратить времени. Залить себе слуховые каналы чем-то менее востребованным, но более сложным, с интересной начинкой. А иначе для чего все это делалось? Для чего все эти ноу-вейвы, гранжи и шугейзинги?

Вот когда наступает сытость по горло звуковыми рамками, тогда-то нойз с индастриалом и приходят под стать. Можно представить себе, что вы в другом 3D-мире (если бы звук тоже мог отображаться в 3D), или, на крайний случай, принять это за спектакль. Такое наполнение вакуума занятное, но не долговечное.

Почему эра нойз-рока прошла? Вспомним, зачем он вообще появился. Своего рода замена музыкальной рутины и въедливых обыденных мелодий. Проблема лишь в том, что в наше время не то чтобы обыденные мелодии, так вообще мелодии разучились сочинять. Их просто нет. Поэтому и наполнять нечего. Пришло время создать рутину, как бы смешно ни звучало. Сварганить попсовые, заскорузлые, но какие-никакие мелодии, чтобы слушать их, напевать, с ними жить и строить в конце концов. А уж тогда (и только тогда) можно задуматься и о смелых экспериментах.