Мнение об онлайн-фестивале «Редкие виды»
Несмотря на то, что за два месяца самоизоляции прошло множество онлайн-концертов, книжный фестиваль “Редкие виды” стал для меня первым. Перспектива просидеть восемь часов меня пугала, но любопытство брало верх.
В заветный час всё началось, и началось довольно-таки неплохо. Первым выступил Sirotkin. Начал он хорошо, очень по-домашнему, да и он был один из тех немногих, кому я могла подпеть.
Я слышала много негативных отзывов о всей этой движухе с онлайн-концертами, но ламповое начало «Редких видов» меня обнадёжило… И тут появляется Найк Борзов, начинает нести околополитический бред и оставляет после себя неприятное послевкусие. Забавно, что после него погода за окном совсем испоганилась.
К моему счастью, подошла очередь Gnoomes. К слову, у них было одно из самых атмосферных выступлений за весь вечер. Они и так хороши, а ковёр на стене сделал их ещё лучше. Видно, что ребята старательно подготовились, за такое исключительно уважение. Да и к тому же во время их выступления головная боль сняла осаду с моей черепной коробки.
Для меня стыдно было не знать, кто такой Арсений Креститель, но ведь с кем не бывает. Выступали они на стареньком диване своим полным составом. У них были проблемы со звуком, но в противовес шла атмосфера гаражного концерта местных ребят. Так сказать, долой прокуренный гараж, тащи диван времён перестройки. Ещё бы ковёр на фоне для целостности картины.
Прошло 2 часа (тогда я думала, что прошла одна четвёртая; и правда, зачем смотреть в лайнап?). Появилась последняя в этом сете Вера Полозкова. Мне она не понравилась, и я ушла заваривать чай. Пока топила чайный пакетик в кипятке, задумалась: зачем я вообще пью чай, если его я не люблю? Я вообще мало, что люблю. Но ритуал есть ритуал, поэтому чай всё равно был выпит.
Я вернулась к монитору, а там уже сменились ведущие. Меня это обрадовало, Феликс Сандалов и Кирилл Маевский вернули моё внимание, приятные ребята, внушают доверие.
И вот, Пахом. Хоть слушала его первый раз, но он мне понравился. Самобытный мужичок, надо бы запомнить его. Если и быть эпатажным, то таким как он.
Harajiev Smokes Virginia, молодые ребята, мы таких любим. Зацепил вокал. Он был плох, однозначно плох, но воспринимался он приятно. Пока в чате трансляции бурно обсуждали голый торс ударника и то, на чём он всё-таки играет, в мою комнату вошёл отец. Он опять начал скандал из-за музыки и моих увлечений; в целом, ничего нового.
Шёл третий час, и я затеяла глажку. Раскладываю гладильную доску и думаю: “Зачем, а главное, на… кой чёрт”. Просто я же свои вещи не глажу, мне и в мятых отлично. В мятом, выцветшем и изношенном не стыдно, главное, чтобы в чистом. Одежда, как способ самовыражения. Смешно, а может, так оно и есть. Ну, значит мятая, выцветшая и изношенная одежда меня устраивает.
Пока размышляла, утюг нагрелся, и появился первый за сегодня фольковый исполнитель — Сергей Старостин. Сменился музыкант, вслед изменилась и атмосфера. Теперь всё стало так старо и так привычно. И ныне не Россия, а Русь-Матушка. Мне подобное с самого детства нравится. Не знаю почему, вспомнилось мне далёкое зимнее утро. Знаете, такое утро после метели, буйствовавшей всю ночь. И вот я, метр с гулькой, с портфелем на перевес, иду. Иду в темноте, через сугробы навстречу ледяному ветру. Дабы дорога не была такой скучной, я добавляла драмы. И вот я уже не ребёнок, идущий в школу, а сам Сусанин, уводящий врагов глубоко в лес, подальше от царя.
Из мира грёз меня выдернул Антон Образина из JARS. У него были проблемы со звуком, и было видно, что он волнуется, но пытается это скрыть. Меня это лишь улыбнуло, ведь с кем не бывает. Но после выступили Позоры, и улыбка спала, умиление переросло в отвращение, я отключила звук. Чтобы как-то остудить пыл, я решила умыться. Странно, что меня так легко вывести из себя.
Пока я играла в гляделки с отражением над умывальником, у трансляции вновь сменились ведущие. Разнообразие эмоциональной палитры меня утомило, и Саша, моя подруга, принесла мне кофе с вафлями. Кофе я не люблю, а вафли это хорошо, и что Саша есть это тоже хорошо, самое то.
Опустошив стакан, я продолжила глажку. Появился Андрей Котов с сыном и духовными стихами. И они не просто красивы — они прекрасны. Всё же вводить в транс музыкой – талант.
Котова сменил фронтмен группы Спасибо, Расел Рахман, и пока ведущие пытались обыграть название группы, я полностью утопала в атмосфере вечера. Я часто слышу претензии к вокалу Расела, но в моём понимании в данной музыкальной среде профессионализм вокалиста не играет особой роли. Разумеется, нужно попадать в ноты и тому подобное, но ругать андерграундных исполнителей за “нечистый” вокал как минимум странно.
Главным героем вечера должен был стать Борис Гребенщиков, и, конечно, кто бы мог подумать, что он не появится. Вместо живого выступления была включена предварительно записанная для этого фестиваля песня. Меня это не расстроило, но недовольство организацией росло. И к тому же я узнала, что фестиваль будет идти не восемь часов, а около двенадцати. Да, организация во многом плошала: это и проблемы со звуком, и столь разношёрстные личности, выступавшие подряд, из-за чего атмосфера (для меня) постоянно сбивалась. Может, их можно и понять, но не простить.
И вот, казалось бы всё начинает налаживаться, но появляется Кушнир, читает отрывок из книги. Не очень понятно для чего это было вообще, ибо получилось до ужаса душно. И если бы не та чертова куча кофеина и ноотропов во мне, я бы уснула. Странно, меня опять накрывает приступ агрессии из-за выступления Позоров, но сейчас они не стоят какой-либо реакции в целом.
Пока я наполняла бокал водой, появился Алексей Паперный. Первое время я не очень вникала в то, что он поёт, я больше восхищалась тем, какой он притягательный. Чуть позже стало ясно, что его музыка не уступает ему самому. Вроде бы не самая замысловатая, но цепляющая. С на редкость хорошим ритмом и приятным вокалом. Следующие полчаса я напевала строчки из “Балерины”.
Хадн дадн удивили. Не ожидала, что они будут звучать настолько аутентично. Текста у них, конечно, ну очень незатейливые, хотя возможно, в этом и смысл. Так по-доброму и с любовью поют о провинциальных городах, что я совсем оттаяла. Хадн дадн молодцы, нельзя поругать.
Вечер хорошеет, и грех жаловаться. Время Псоя Короленко. Он вроде бы хорош, но я слишком зелена, чтобы понять его.
И вот уже для молодых-зелёных, следом идёт Тима ищет свет. На него у меня всегда разная реакция. Последний его альбом мне не понравился, но может, ожидания заранее были завышены. И несмотря на это, его выступление оказалось более чем приятным. Я знаю, что меня сильно подкупила акустическая версия. Я чертовски люблю когда играют на гитаре, это почти всегда вызывает у меня улыбку. Может я бы и научилась играть, но слух у меня далеко не музыкальный, это мне мама сказала. Хотя, даже не мне, а моему дяде, который хотел обучить меня в мои далекие семь лет.
Хворь отнимает много сил, восемь с половиной часов за монитором даются не очень легко. Во время чтения Ренаты Литвиновой было решено размять тело. Хоть картинка меня и зацепила, но ничего интересного не ожидалось. И вот стою я “в мостике”, к голове, то ли приливает, то ли наоборот, отливает кровь, и до меня доходит, что ну совсем это не дурно. Интересный, однако, эффект.
И опять смена ведущих, новый сет. К этому моменту уже не обращаешь внимание на раздражающих ведущих. На радость, пришли Tequilajazzz. У них, бесспорно, лучший звук. После девяти часов трудно было концентрировать внимание на музыке, а ещё труднее было уследить за текстом, поэтому я просто наслаждалась звучанием, пока могла.
Вообще, я очень привередлива к тому, что слушаю, но на добрые слова обычно не скупа. Сегодня же, если музыка не вызывает злобы, то это уже хорошо. Не самая правильная позиция, но что поделаешь, так проще.
Так, сейчас ИльяМазо. Слышали и слушали его, но не запомнили. Это не оказалось критично. Вообще, я сегодня толком-то никого и не знала. ИльяМазо спрятался в темноте и попытался откупиться парочкой разноцветных огней. Ну и чёрт с ним.
Как же мне хотелось спать… Но сладкое ведь всегда напоследок. Увула и Шумные угрожающие выходки не должны были подвести. Вопреки этому, выступление Увулы я даже и не заметила, а жаль. Не вывез в одиночку, видимо. Зато Шумные и угрожающие выходки пробудили меня. Изумительно красивая и в то же время грязная агрессия с нечаянной романтизацией безысходности. Не вижу это как-либо иначе.
Итак, основная часть прошла, но я решила остаться и на ночную. Наверное, зря. Я не знаю почему, но почти весь женский вокал мне неприятен, и в ночном сете его было так много, как много было и музыки сомнительного качества, и плохого звука. Но группа Старость всё же была хороша. Приятный психодел, да и звучание интересное, хотя с голодовки всё любо.
Под конец всё было слито, да и сонная, озлобленная я предпочла уйти спать. В целом, это всё равно был интересный опыт. Конечно, были проблемы с организацией, и к тому же хотя главной целью фестиваля был сбор средств, но временами напоминание об этом было слишком навязчиво. Было похоже на то, как выступают уличные музыканты с человеком, который ходит с кепкой и собирает со слушателей деньги. Если бы упор был крепче сделан на музыку, то претензий бы не было. Разумеется, всё могло быть и лучше, но всё же этот онлайн-фестиваль нельзя назвать провальным, так что «шесть из десяти» ребятам.
Редактор: Ильдар Мухамадеев