+
dyw futurejazz

LIVE: DYW

Джазисты из DYW побывали в гостях у арт-пространства СВОД и записали там лайв, который продолжает футуристическую линию их альбома "Futurejazz". Музыканты утверждают, что сумели погостить в 3020-м году и теперь делятся с нами музыкой будущего. Читаем обзор от Юрия Виноградова.

Какова же музыка будущего? Драйвовая, интенсивная, отвязная, гипнотическая, вполне техничная, уютно-знакомая, лишенная авантюры и каких-то пророческих амбиций. Впрочем, не думаю, что это вина самих музыкантов. Авангард — это культурная ситуация; в нашу эпоху критического отношения к любым большим прогрессистским повествованиям, рассматривающим настоящее лишь как шаг, устремленный в будущее, что-то, что должно быть превзойдено, авангард неизбежно становится лишь ярлыком и фетишем, в лучшем случае, грезой; авангард, не веря в себя, устало плетется в хвосте культурного арьергарда.

Кажется, DYW звучат так, как могли бы звучать Om, если бы набрали немного темпа и добавили саксофон. Хлестко, магнетически, экстатически, но при этом вполне в рамках приличия, умеренно. Это музыка, которую вы могли бы поставить своим родителям, если они минимально интересуются джазом или восточной музыкой. Рецепт кажется простым: завораживающие, кружащие ритмы и риффы и ориентальные лады со звуками, которые иногда выходят за рамки равнотемперированного строя. Вы можете называть это oriental doom jazz, можете stoner cool. Пророческие видения музыкантов DYW, как кажется, не столько приоткрывают завесу над музыкой будущего, сколько таят в себе ностальгию по колониальному прошлому панъевропейского модернизма. Кажется, что фьючерджаз, который проповедует DYW, ироничен и даже по-своему театрален, недаром музыканты часто вспоминают вдохновляющего их одного из отцов афрофутуризма Сан Ра. В будущем, оказывается, нас попросту ждет новое прошлое, будущее принадлежит прошлому, волны которого, судя по подъему консервативных сил, пытаются затопить настоящее; впрочем, эта гипнотическая ностальгия демонически заманчива, она искушает. Но все же в музыке DYW, кажется, притаилась катастрофа, старинный, но постоянно живой страх европейца перед ex oriente tenebrae, тьмой с востока — быть может, акцент на ориентализме и составляет дозу революционности, что можно найти в этой музыке.

Пусть это ворчание вас не обманывает. Мне бы не хотелось, заснув в криокамере и проснувшись через тысячу лет, обнаружить, что весь джаз стал таким, каким его видят DYW, ведь тогда оказалось бы, что мало что в музыке поменялось. Однако если такое случится, я не буду безутешен, ведь futurejazz их образца представляет из себя отвязную, веселую, местами злую и очень здорово сыгранную музыку.