Рецензия: Константин Сухан — «Каждение»
Свободный джаз, джаз, движущийся вне координат стандартов, сбрасывающий с себя путы тональности, однообразной ритмики, устойчивых идиом, как и в целом свободная импровизация — явление в российских условиях яркое, но все еще андеграундное. Несмотря на то, что в России множество талантливых и самобытных импровизаторов, активно играющих, в том числе, с мэтрами западной импровизационной музыки, импровизация на уровне государственных институций — образовательных учреждений, грантов — практически не получает системной поддержки. Безусловно, свободная импровизация — это удел энтузиастов, влюбленных в музыку, рассматривающих процесс музицирования как авантюру, как эксперимент, как поиск, как исследование незнакомых земель под чуждым небом, удел смелых и самоотверженных музыкантов, для которых нет ничего незыблемого и неизменного. Свободная импровизация обладает мощным освобождающим потенциалом, она — результат творчества утверждающего себя и собственные преображающие силы свободного субъекта, поэтому неудивительно, что в современной российской культуре, переживающей консервативный поворот, она не пользуется массовым спросом и не получает значительной поддержки от весьма консервативных государственных институтов.
Среди ярких российских импровизаторов и популяризаторов импровизации — Сергей Летов, Роман Столяр, Петр Петяев, Сергей Храмцевич, Дмитрий Бурцев, Владимир Горлинский и другие. Российская импровизационная сцена жива и находится в процессе постоянного бурного становления; импровизационная музыка подчас непроста для восприятия, она требует нестереотипного подхода, авантюрного слушания, требует определенной самоотверженности: слушатель не столько должен искать привычных слуховых удовольствий, сколько быть готовым вместе с музыкантами отправится в приключение, которое способно привести в самые отдаленные и экзотичные уголки музыкального царства.
Один из российских мастеров свободных музыкальных путешествий — Константин Сухан, российский импровизатор, трубач, игравший в панк-джазовом коллективе Бром, участник Топот Аркестра, один из основателей лейбла импровизационной музыки Топот. С участием Константина Сухана вышло множество альбомов. Можно упомянуть, к примеру, стремительный, опьяненный панк-джазовый альбом «Три ребра» коллектива Бром или недавняя замечательная психоделически-джазовая коллаборация с гитаристом Дмитрием Пейчем Daybreak In The Roughland, вышедшая на лейбле Fancy Music.
Третьего декабря 2019 года Константин Сухан выпустил на собственном мини-лейбле On the air альбом «Каждение» — экспромты для трубы, звуковых эффектов и синтезаторов. «Каждение» — меланхоличное путешествие сквозь причудливые ландшафты, контуры которых очерчены мелодическими извивами закольцованной, преобразованной эффектами трубы и всплесками синтезированного звука. Закольцованные паттерны погружают слушателя в задумчиво-тревожное состояние поиска, исследования сюрреалистичных звучащих форм и поверхностей. Над этими зачарованными музыкальными ландшафтами, подвижными, текущими как ртуть, парит мелодия одинокой трубы — иногда она вскрикивает плачем и призывом, иногда звучит как отстраненный комментарий, как повествование о фактах, вещах, о том, что лежит за пределами очеловеченного мира чувств и эмоций.
Альбом состоит из семи треков, названных именами растений: «Кедр», «Акация», «Орхидея» и так далее. Ботанические ассоциации, думаю, не случайны; ткань каждой пьесы по ходу музыкального повествования разрастается из начального закольцованного паттерна; она, подобно листве и корням, крепнет, насыщается светом и кислородом. Музыка неспешно растекается фрактальным узором ветвей и листвы.
Альбом монолитен, целен по настроению — меланхолически-сдержанному, ноктюрнально-сюрреалистическому. Фактура практически однородна, даже монотонна — шумовые разработки, расширенные техники звукоизвлечения и синтезаторные вкрапления сменяются певучей, задумчивой и сладостно-горькой речью трубы под аккомпанемент повторяющихся мелодико-гармонических элементов. Необычный неологизм «каждение», выбранный в качестве названия альбома, отзывается россыпью ассоциаций и смысловых обертонов: камлание, ритуал, процесс, каждодневность, постоянство, повторение, пленённость сиюминутным мгновением, вечное «сейчас», седиментация, осаждение дисперсных частиц в виде пестрых, многоцветных слоев — и музыка-ритуал, обсессивная, суггестивная, неспешная, музыка с легким и очаровательным привкусом абсурда, полностью соответствует этим многоликим смыслам. В её простых, но контрастных и завораживающих орнаментах будто бы разрастается в сверх-массивное тело сжатое мгновение, оно захватывает временные горизонты, обращает прошлое и будущее в вечно длящееся «сейчас».
Альбом рекомендуется к прослушиванию всем любителям задумчивой и созерцательной музыки, эмбиента, джаза и дарк джаза, неоклассики. Несмотря на то, что он оригинален и необычен, релиз Константина Сухана «Каждение» вполне доступен, мелодичен, но при этом не идет на компромисс и не пытается заигрывать с аудиторией — это не кичливая, не самовлюбленная, но цельная, уверенная в себе музыка. Простая, свободная, самобытная.