Итоги: 2020
На протяжении года мы слушали много отечественной независимой (иногда и зависимой) музыки. Каждый месяц мы публиковали промежуточные итоги нашего чарта УНДЕРГРУНД, теперь же результаты усреднённого мнения редакции вы можете наблюдать на отдельной странице.
В нашем чарте участвуют все альбомы, выпущенные за текущий год. Итоговая оценка является средней от общего числа оценок участников и участниц нашей редакции (участвовать в голосовании может каждый из 21 человека). Чарт не претендует на объективность, а является лишь выражением мнения редакции интернет-журнала УндергрундХерос.
Лучший альбом
Резина — «1619»
7.45/10
Заметка об альбоме
Лучший клип
krasochnobledno — «Лето»
Заметка о клипе
Заметка об альбоме «Все хорошо?»
Подкаст «Слушай, что нашёл» — #24
Обложка года
Хадн дадн — «Ностальгия»
Герой года
Арсений Морозов (Sonic Death / Арсений Креститель / бывш. PADLA BEAR OUTFIT)
Интервью с Арсением Морозовым
Статья о группе Sonic Death
Интервью с Sonic Death
Рецензия на альбом «RUSSIAN GOTHIC»
Рецензия на альбом «30»
Это были сухие музыкальные итоги этого года, а теперь своими мыслями поделятся участники УндергрундХерос
Вячеслав Илларионов-Саблин
главный редактор
Итоги всегда сложно подводить, потому что даже в своей голове сложно порой уложить исполнителей, альбомы, песни по структурированным полочкам, а когда ты пишешь с высоты пусть даже и интернет-журнала, ответственность возрастает. В 2020-м году я слушал очень много новой независимой русской музыки. И оказалось, что хорошей музыки было много. Для меня это главное открытие года. Наблюдая в прошлом за топами от различным сайтов, музыкальных пабликов я редко открывал для себя что-то новое, а тем более из отечественной музыки, поэтому мне всегда казалось, что нормальных исполнителей можно пересчитать по пальцам. Но нет, Россия богатая страна, богатая в том числе и на талантливых музыкантов, поэтов, артистов. Я могу с уверенностью сказать, что все альбомы, которые попали в топ-100 чарта УНДЕРГРУНД — достойные художественные работы.
Если же выбирать лучших из лучших лично для себя, на свой вкус, то я склонялся между тремя альбомами: Бужба — “Веселые риффы” (63 место чарта — 6/10), Арсений Креститель — “30” ( 33 место чарта — 6.38/10), Брысь — “Уважайте сны” ( 5 место чарта — 7.25/10). На все три альбома я написал рецензии (1, 2, 3). И мне практически нечего добавить, прошло не так много времени, чтобы мое мнение изменилось или скорректировалось. Со всем, что там написал, я согласен. Но выбрать же надо! И здесь я остановлюсь все же на альбоме Брысь. Это небольшой альбом, но он практически идеален: в нем нет слабых мест, он отлично слушается от начала до конца, песни по отдельности не теряются и самодостаточны. Но главное, что и качнуло весы в пользу этой работы, это уникальность звучания. Звук здесь аутентичный, не похожий ни на один из прослушанных звуков андерграунда этого года. Он собран из хрустящей гитары сибирского панка, евро-попа, народной напевности, эстетики русского рока конца 90-х. Именно собран, как будто каждый элемент — маленький кусочек лего.
Послушать альбом Брысь — «Уважайте сны»: https://band.link/uvazhaite
Послушать альбом Бужба — «Веселые риффы»: https://lnkfi.re/vriffi | Bandcamp
Послушать альбом Арсений Креститель — «30»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK
А еще я хочу отметить выход аудио-спектакля Р. Михайлова “Антиравинагар”. Возможно, через много лет это и будет самым главным культурным событием 2020-го года.
Будьте здоровы, слушайте хорошую музыку, читайте хорошие книги, смотрите хорошие фильмы и подписывайтесь на УндергрундХерос, чтобы не пропускать все это в следующем году.
Лиза Хамхидько
операторка, монтажёрка
Несомненно, 2020 год был вне формата, и в этом его особенная ценность. Конечно, невозможно закрыть глаза на все трудности, с которыми нам пришлось столкнуться, но сейчас, находясь в очаге горящих дедлайнов и праздничной суеты, я хочу вспомнить, что хорошего дал нам уходящий год.
Прежде всего, локдаун помог нам всем понять, чем мы по-настоящему хотим заниматься, а что делали просто по инерции. Пришлось включать изобретательность и делать что-то, чтобы поддержать друг друга в сложившихся обстоятельствах.
Лично от себя хочу выразить респект за инициативность Мурату Сефербекову, который в начале изоляции дал друзьям кейс записать за неделю песню для сборника Isolation Mixtape, и организаторам Боли, за тот самый стрим-концерт в зуме из «16 тонн», с интересным лайнапом и танцами перед экраном [смотреть: часть 1, часть 2]. Несомненно, атмосфера другая, звук другой и другое все. Записывать песню для сборника из дома, с тем, что было под рукой, тоже было сложно и непривычно. Но, черт, мы же как старшеклассники, которым отрубили свет и музыку на дискотеке за плохое поведение, а они достали гитары, фонарики, и все равно хорошо провели время. Мы своими глазами видели, как, несмотря на все трудности, наша инди-сцена продолжала двигаться, изобретала новые форматы и способы радовать нас музыкой.
Локдаун здорово объединил нас всех, простых людей, дав понять, что мы гораздо ближе друг к другу, чем думаем, даже на расстоянии. Мы сильные, и вместе (!) справимся с любыми трудностями.
Огромное спасибо всем, кто в это трудное время не опускал руки и не давал сделать этого другим.
Из релизов этого года особенно тепло отозвалась во мне музыка Деревянных китов, Lucidvox, AVRAMOVA!, Ghost Hippies.
Деревянные киты — «Поле чудес» AVRAMOVA! — «Сеанс» lucidvox — «Мы есть» Ghost Hippies — «призраки тоже плачут»
Послушать:
Деревянные киты — «Поле чудес»: https://band.link/wwhalesww
Lucidvox — «Мы есть»: https://ffm.bio/lucidvox
AVRAMOVA! — «Сеанс»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK | Bandcamp
Ghost Hippies — «призраки тоже плачут»: https://ffm.to/prizrakitojeplachut
Приятным открытием стали группы СИЯНИЕ, Subway Porno, Life on Venus, Mental Map.
Продолжают радовать ВЕД!, Sonic Death, Спасибо, конъюнктура, Kate NV, РыцарныеРыцари.
Отдельным итогом для себя выделю запуск еженедельного видео-альманаха «Вечерний Успех», в котором освещаются явления нашей подпольной культуры. Я счастлива быть частью команды, работающей над этим проектом.
Хочется пожелать всем быть добрее и внимательнее друг к другу, стараться находить хорошее во всем, относиться к жизни проще и с юмором. Плохие штуки будут происходить всегда, но в наших силах помогать друг другу справиться с этим!
Анастасия Дубинкина
репортёрка
vacuum cleaners — «Морра ищет друзей» и «Танцующие в темноте» (это не реклама) — музыка, которая пробирала до аорты-артерий-души, пока ходила по снегу в универ и сидела дома на карантине весной. Больная музыка и лихорадочные строки (несмотря на название связующее с муми-троллями) — это и хорошо: из альбома можно выжать грусть и переждать ее. Не для танцев, но для неоднократных прослушиваний.
Послушать:
vacuum cleaners — «Морра ищет друзей»: https://nda.promo/F27C16/
vacuum cleaners — «Танцующие в темноте»: Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK
Морра ищет друзей Танцующие в темноте
Увула — «Ничего сверхъестественного». Приятный альбом с классной по оформлению обложкой. Мне всегда нравилась увула, а когда в апреле вышел этот альбом, я была рада особенно потому, что это случилось в карантин.
Послушать: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK | Bandcamp
Глупая шутка — второй альбом. Хотя впервые его выпустили пару лет назад, в 2020-м году он пополнился новым синглом «и в воронку вода» и его вновь переиздали. Песни про то, почему рубиновый свет — это я, и почему твой сон из ружья все-таки выстрелит.
Послушать:
Альбом: https://vk.com/wall-163236247_173
Сингл: https://vk.com/wall-163236247_175
Ильдар Мухамадеев
редактор
Аудиоверсия моих итогов будет частью новогодних выпусков подкастов. Там я вкратце расскажу о моих личных взглядах касательно лучших альбомов, обложек и клипов года. В текстовой же версии, дабы не повторяться, я расскажу о моих личных взглядах касательно самого лучшего альбома года, о нескольких лучших песнях этого года и подведу небольшую черту.
Итак, самый лучший альбом года: Аффинаж — “Мимо. Ранен. Убит” (11 место — 6.81/10).
Скажу честно, предыдущими работами Аффинажа я не мог наслаждаться в полной мере — меня отталкивали бесхребетные тела композиций. Но с ними наконец было покончено в последнем альбоме группы. Появился классический роковый ритм, добавивший агрессивности звучанию. Конечно, история падения личности с религиозными нотками — не нова, но она великолепно обыграна, поэтому не может уменьшить ценность этого альбома. Аффинаж и раньше радовал высоким профессионализмом игры его участников и их несомненным сочинительским талантом, красивыми текстами, но в этот раз все составляющие успеха сложились в одном произведении, и да — для меня это лучший альбом года.
Послушать альбом: https://band.link/mimo | Bandcamp
Лучшие песни этого года
Аффинаж — «Котик» (альб. «Мимо. Ранен. Убит»)
Мурашечная песня, драма которой подчёркнута невероятным вокалом Эма Калинина. Чудо последней работы Аффинажа отчасти в том, что вырванные из концепта альбома отдельные песни не теряют своих красок, но собранные воедино они представляют собой настоящее художественное произведение. Так вот и в этой песне история про тонущего в бытии героя и его котика прекрасно читается и в отрыве от сюжетной канвы альбома.
Послушать: https://band.link/mimo | Bandcamp
Краснознаменная дивизия имени моей бабушки — «Пространство между» (альб. «Катакомба»)
В своей рецензии я уже обращал внимание на неожиданное присутствие эротизма на последней работе инди-поп-королей России, и эта песня — одна из самых необычных на альбоме. Вот, к чему приводит смена ведущего вокала. И чёрт, мне по душе такие перемены (но и Яна Смирнова, конечно, тоже была по-своему прекрасна).
Почитайте мою рецензию на альбом «Катакомба»: https://undergrundheros.ru/reczenziya-kdimb-katakomba/
Послушать: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK | Bandcamp
brut bootique — «Каждое утро» (альб. «Гойда»)
Открою, пожалуй, секрет: текст этой песни написан на основе стихотворения одной алжирской писательницы. Однако, положенное на тревожную, мечущуюся электронику, его творческая переработка сильно расширяет чувственную панораму. Меткое попадание.
Почитайте мою рецензию на альбом «Гойда»: https://undergrundheros.ru/reczenziya-brut-boutique-gojda/
Послушать: https://nda.promo/FF9205/ | Bandcamp
Плейлист Венкова — «Мне скоро 25» (альб. «Наслаждаться жизнью»)
Старый добрый нью-вейв в талантливых руках оказывается не таким уж и старым. И да, тут даже популярная сейчас среди инди-исполнителей тема сложного взросления поднята и обыграна так ловко, что ты не вздыхаешь «блиииин, опять они про свою тридцатку завыли…». Альбом в целом очень свеж, местами даже очень смел.
Почитайте мою рецензию на альбом «Наслаждаться жизнью»: https://undergrundheros.ru/reczenziya-plejlist-venkova-naslazhdatsya-zhiznyu/
Послушать: https://vk.com/wall-6765043_1529 (на данный момент альбом удалён со стриминговых сервисов) | Bandcamp
Что ж.
Это был нелёгкий, но одновременно интересный для иНдУсТрИи год. Организаторов и музыкантов терзали и продолжают терзать ковидные запреты, и в то же время нельзя отрицать, что все люди, вовлечённые в музыкальную жизнь России, получили бесценный опыт. Во-первых, стало ясно, что государство плевать хотело на независимую культуру, и никакой поддержки она не получала. Но и нам на него плевать. Культура андерграунда будет жить всегда, это как закон. Главное, чтобы было, чему противостоять. Во-вторых, стало ясно, что и в культурной сфере всем движет блат: что под запретом для одних, то, под покровительством верхов, допустимо для других. В-третьих, снова подтвердилось, что русские (как нация) — действительно крепкий народ. Несмотря на ежедневный обвал и так уже еле живущей конструкции несуществующей индустрии, мы продолжаем творить, и творить ярко. В очередной раз я понял для себя, что лично познакомиться с новыми яркими лучами творческого мира невозможно в ослепительный день (который, скорее, напоминает собой базар в выходной день), а это можно сделать лишь в тёмное время суток или в каком-нибудь затхлом подвале с окошком на уровне земли. Так давайте же не терять время и продолжать добродушно принимать лучики света нашего тёмного царства. И товарищи журналисты, давайте станем увеличительными стёклами! Давайте пропустим сквозь себя лучи творческого мира и разожжём костёр посреди русского поля!
Всем спасибо.
Кирилл Лекарь
автор
Год был богат на разнообразные и интересные релизы.
Бранимир стрельнул своим остро-социальным альбомом. Не самые приятные образы общаются напрямую со слушателем и говорят с ним о наболевшем.
Послушать альбом Бранимир — «Верная смерть»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK
АукцЫон не привнёс ничего нового, но сохранил дух старого, и ещё эта группа способна доставить удовольствие.
Послушать альбом АукцЫон — «Мечты»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK
Удивил меня больше всех Женя Куковеров с альбомом «Караван». Не ожидал услышать олдскульного авант-джаза, тем более осенью, в самое подходящее время.
Послушать альбом Женя Куковеров — «Караван»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK | Bandcamp
С концертами было туговато, особенно, в моей провинции, но надеюсь, что в следующем году концертная жизнь будет более активной.
Очень рад был поработать в этом году в редакции УндергрундХерос и надеюсь поработать ещё. Всем всего хорошего и ничего плохого.
Mr.Zv
автор
Бранимир — “Верная смерть”
(3 место чарта — 7.36/10)
Возможно, одна из самых интересных работ 2020 года по части текстовой нагрузки. Вдумчивые, иногда мрачные образы переплетаются с откровенно стебными текстами что, однако, вполне органично слушается, это не нарушает целостности альбома. Авторская песня в ее лучших проявлениях представляет собой некий театр одного человека, где несмотря на разнообразие ролей, четко прослеживаются черты самого автора. Безусловно, подобная музыка далеко не для широких масс, но на андерграунд на то и андерграунд, чтобы показывать иные грани творчества.
Послушать альбом Бранимир — «Верная смерть»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK
Говоря о гранях творчества, хочется отметить еще один замечательный альбом — «Мечты» за авторством уже более известной группы АукцЫон. Мастодонты авангарда не подкачали и представили публике хороший, собранный (особенно, на фоне предыдущего альбома) музыкальный материал. Оставив все самое лучшее и любимое — тексты, позаимствованные у поэтов-авангардистов, приятные аранжировки, мастерское исполнение духовых партий — и добавив ко всему этому великолепию новые звуковые приемы, группа создала яркий, запоминающийся альбом, который явно придется по вкусу не только фанатам, но и просто ценителям хорошей музыки.
Послушать альбом АукцЫон — «Мечты»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | YouTube Music | VK
kafedra. Еще один любопытный коллектив, который порадовал в нелегком 2020-м своей работой «Thursday Jams». Любят эти ребята играть хорошую музыку, и если музыка — это то, ради чего стоит жить, то тут хочется жить еще дольше хотя бы ради того, чтобы послушать этот альбом. Вся штука в том, что иногда попадаются записи, в которых каким-то магическим образом чувствуется самоотдача музыкантов, чувствуется, что они получают удовольствие от каждой вкусно сыгранный ноты. Материал выгодно отличается ощущением вовлеченности слушателя в музыкальный процесс, именуемый понятием “джем” (импровизационное вдохновленное исполнение). Ты как бы находишься среди музыкантов, но не играешь вместе с ними, а эмоционально сопереживаешь рождению музыкального произведения. Поистине магическая музыка.
Послушать альбом kafedra — «Thursday Jams»: Яндекс.Музыка | Spotify | Apple Music | VK | Bandcamp
Виктория Журавлёва
репортёрка
Подводя итоги этого самого странного года, хочется выделить не менее странный альбом, который вышел почти в самом его начале, но до сих пор кажется чем-то новым — Аффинаж “Мимо. Ранен. Убит” (11 место — 6.81/10). Почему я выделила именно этот альбом? Во-первых, формат: криминальная история, последовательно рассказанная в 10-ти композициях. Мы не знаем начала, мы не знаем, чем это все закончилось, но точно знаем, что речь идет о человеке, который попал в удивительную и жуткую историю, да и у него самого в голове какой-то бардак. Аффинаж немного поменяли стиль, ушли в более тяжелые ритмы, а сам вокалист берет более низкие ноты, обработка голоса тоже кардинально поменялась, получился почти что рок. Ранняя весна, серость, тающий снег, усталость и окраины города — в такой обстановке я слушала весь альбом от начала и до конца, поэтому сама ощущала себя героем криминальных событий. Считаю, что за весь год меня больше ничего так не впечатлило как “Мимо. Ранен. Убит”.
Послушать альбом: https://band.link/mimo | Bandcamp