+

Итоги: 2021

Вот и подошёл к концу очередной год. Время подводить итоги. И как всегда от нас они будут развёрнутые. Почти всю первую половину января будут выходить посты с итогами по разным направлениям деятельности нашего журнала, а также выйдут по отдельности итоги от авторов УндергрундХерос, которые все вместе представлены в этой публикации. Приятного чтения.

Альбом Альбомы года

Диктофон «Хотелось» и Юрий Виноградов“Mορφή”
7.5/10

Заметка об альбоме «Хотелось»

Клип Мюзикл года

Дайте танк (!) — «Слова-паразиты»

Заметка о клипе/мюзикле
Заметка о группе
Эпизод подкаста «Слушай, что нашёл» #53

Обложка года

Тёма Боронин - Колесо чудес обложка альбома

Тёма Боронин — «Колесо чудес»

Герой года

Герой года 2021 УндергрундХерос Джазовый музыкант

Джазовый музыкант

Наши материалы по джазовым альбомам этого года:
Альбом: Dima Midborn — «Качественный отдых»
Альбом: theДУСТ — «theДУСТ»
Альбом: Анна Королёва — «Antigravity»
Альбом: Юрий Виноградов — «L’Azur»
Альбом: Гралица — «Комарочки ночку спят»
Рецензия: Оркестр B — Концерт для Шибаса
Рецензия: Ototsky Quartet — «Stamp a Spot»
Альбом: Микенский Сухан Шутиков Ким — Live at the Trane Zen Art
Альбом: Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov — «Vice City Vampires»
Альбом: Natalia Skvortsova Trio — «Empathy»
Рецензия: Fair Wind Pleases — The Wind of the Season


Персональные итоги участников УндергрундХерос

Илларионов-Саблин snaillamb

Вячеслав Илларионов-Саблин
главный редактор

Это был очень странный год. В этом году прошли Чемпионат Европы по футболу, олимпиада в Токио, ЭКСПО… Что-то успешно прошло, а что-то переносилось. Концерты были, а фестивали вовсю отменялись. Вновь, опять… Иногда я ловил себя на мысли, что не могу понять, какой это год, и когда именно выходили интересные мне работы, альбомы, проходили мероприятия. Всё смешалось в голове, и впечатление от года было какое-то неполноценное, как будто бы этот год — продолжение предыдущего, и ты оказался в лайт-версии “Дня сурка”. Но при этом всё же в этом году были и действительно отличительные вещи. Например, это огромное количество классной, качественной, интересной, новаторской инструментальной и джазовой музыки. Достаточно перейти в раздел сайта, в котором представлен наш чарт, и вы сами всё увидите. Явление действительно большое, и оно заслужило отдельного специального материала, куда я и отправлю наших читателей.

Если брать популярную, роковую, песенную музыку, то тут уже не всё столь радужно. Чувствуется, что хоть люди потихоньку и привыкают к перманентной пандемии, но это негативно сказывается на их творческой самореализации. Разрушен цикл “альбом-тур-большие столичные концерты». Большие туры независимым музыкантам всегда было нелегко организовывать. Сейчас это, по-моему возможно лишь с помощью потусторонних сил и во славу Бафомета. 

Как раз-таки о Sonic Death

Группе в этом году исполнилось 10 лет, они выпустили 10-й альбом “Ночь Длинных Баллад” (пишу с большой опаской — цифры и мои заметки о Сонниках это моя личная беда). Обычно чем больше альбомов выпускает группа или исполнитель, тем сложнее удивлять слушателя и привносить что-то новое в своё творчество. Но у Арсения и Ко вновь и вновь получается это сделать. Весь материал пронизан нежной любовью к Sonic Youth, альтернативе, пересобранной в новом звуке и пространстве. У нас на сайте есть рецензия, там вы можете ознакомиться с моим мнением подробнее. После выпуска такой грандиозной вещи обычно музыканты взлетают и покоряют новые вершины известности и популярности. Но к сожалению (лишь моему — для самих музыкантов, возможно, быть в андерграунде это самоцель), этого не случилось. Отмена больших фестивалей, проблемы с организацией действительно крупных стадионных концертов… Развить творческий успех длинных баллад не получилось. Остается лишь пожелать музыкантам творческого долголетия. Я думаю, что Sonic Death и другие проекты Арсения Морозова ещё могут удивить настоящих меломанов. 

Дальше два альбома, которые друг на друга вообще не похожи, но хронологически у меня они соседствуют. Это Монти Механик“Святые моторы” и ПечЬ“Было весело, было больно”. Почему-то летом они стали для меня самыми прослушиваемыми, и если “Святые моторы” обладают тёплым фанковым, попсовым звучанием, что созвучно с летним настроением, то почему я слушал так много ПечЬ не понятно. Наверное, дело в том, что тема альбома связана с поколенческими проблемами родившихся в 90-е, этакий кризис средний лет. А может, потому что у них тоже есть элементы фанка в музыке.


Читайте нашу заметку на альбом Монти Механика: https://undergrundheros.ru/albom-monti-mehanik-svyatye-motory/

Осень. Без вариантов: Диктофон — “Хотелось”. Наверное, лучший песенный альбом. Я сначала скептически относился к идее длительное время выпускать синглы, подогревая интерес к скоро выходящему лонгплею. Мне казалось, что такая стратегия может обесценить цельность крупной формы. Но сам альбом приятно разрушил мои ожидания. В нём нет проходных песен, наиболее сильные и связывающие воедино вещи остались как раз на закуску. Я написал заметку на этот альбом. И к тексту заметки хочу добавить, что для меня в эту тяжёлую депрессивную осень песни Антона Макарова стали вдохновляющими, дающими надежду, что, замечу, очень большая редкость для в целом мрачной и депрессивной русской музыки. 

Особняком в моей личной иерархии стоит альбом Shortparis“Яблонный сад”. Насыщенный, синтетический, перегруженный, с модными саунд-дизайнерскими фишками, с лабиринтами смыслов. Это тоже один из самых главных альбомов года. Но он настолько масштабен, что требуется достаточно много времени, чтобы можно было с расстояния увидеть всю картину, написанную музыкантами. 

Также отмечу работу Петли Пристрастия “Не тот человек”. Я написал рецензию на этот альбом. Наверное, он не во всём идеален. Но даже за счёт одной песни “Норма” вы обязаны послушать альбом. “Пристально глядеть нельзя — повсюду камеры висят // Палят каждый лишний жест, палят каждый лишний взгляд”. Эта цитата стала моим “статусом” на ближайшее время. Добавить больше к ней нечего. Приближается тёмное время. 

Я пишу этот текст ещё до подведения итогов большого голосования нашей редакции за звание “Альбом года”, поэтому я ещё не знаю, что альбом Юрия Виноградова “Mορφή” завоевал первое место (он разделил его с альбомом “Хотелось” Диктофона). В этом году я прослушал много инструментальной музыки. Сюда входит академическая, классическая, авангардная, шумовая, джазовая музыка. Все работы интересны, все они качественно сыграны и записаны. Но именно в альбоме Юрия я услышал по-настоящему новый звук — синтез джаза и нелинейной, аритмичной, немодальной электроники. Как будто открываются совершенно новые горизонты в музыке, как будто слышишь совершенно новый язык, который и сам по себе интересен, но интересны и предложения, написанные на нём. Юрий Виноградов частый гость нашего журнала, к тому же он является ещё и нашим автором. Сейчас он находится в тяжёлом периоде обострения своего хронического заболевания, и создание такого шедевра проявляет самые крайние, пограничные возможности человека. Поэтому если вы хотите как-то помочь Юрию, то послушайте этот альбом, а также и другие его музыкальные работы. 

Формат итоговой статьи не позволяет упомянуть всех музыкантов, поэтому обращаю ваше внимание на наш чарт, где собраны 100 лучших альбомов по мнению нашей редакции, а также предлагаю подписаться на наш подкаст “Слушай, что нашёл” (ВК, Google, Apple, RSS), так как скоро выйдут эпизоды, посвящённые песням и альбомам 2021-го года, где я постараюсь упомянуть и других исполнителей.


Ильдар Мухамадеев

Ильдар Мухамадеев
редактор

И снова несколько сотен прослушанных альбомов, и снова нужно выбрать среди них лучший. Хороших альбомов выходило много, но самый-самый для меня один:

Электрический Дом“Электрический Дом”

Электрический Дом

Замечательный дебютный альбом петрозаводской группы вобрал в себя всё, что мне так нравится в музыке: простые звуки, которые в совокупности превращаются в красивое музыкальное полотно; сложные тексты, смыслы которых видны на поверхности, но их можно увидеть не один; дуэт искренности и таланта. Не хочу повторяться, поэтому читайте мою рецензию на альбом. Если релиз вам по душе, тогда рекомендую почитать моё интервью с участниками коллектива.

Что касается лучших песен, то здесь я, как и в прошлом году, не ограничусь одной (наверное, это попросту невозможно, отличных песен слишком много). Итак, лучшие песни по моей версии:

Ploho — “Между нами” (альб. “Фантомные чувства”)

Стиль нью-вейв с отлично подходящим к нему вокалом, невероятно въедливый припев, с первых строчек кладущая на лопатки поэтика — это составляющие для идеальной открывающей песни. Ребята знают как играть красиво и мрачно. Кстати, в этом году я написал энциклопедическую статью, посвящённую этой культовой сибирской группе.

Кровосток — “Коромысло” (альб. “Наука”)

Я люблю старые альбомы Кровостока, где олдовые биты, где криминальные сюжеты, где изрядная доля безумия и мрачного юмора. В какой-то момент группа перестала выпускать подобное, ориентируясь, вроде как, на более молодое поколение слушателей, и поэтому я очень рад возвращению коллектива на старые рельсы.

Читайте нашу рецензию на альбом: https://undergrundheros.ru/reczenziya-krovostok-nauka/

Электрический Дом — “Заточник Иоанн” (альб. “Электрический Дом”)

Лучшая песня года из лучшего альбома года — матрёшка УндергрундХероса. Необычная тематика песни, хорошо положенная на нагнетающую музыку, подкупила меня, тем самым обеспечив себе место в этом списке.

Диктофон, Найк Борзов — “Космонавт” (альб. “Хотелось”)

Сложно выбирать лучшую песню из такого хорошего альбома, но всё же я постоянно напеваю именно “Космонавта” (и я даже сам играл эту песню на гитаре). По секрету скажу, что, лично для меня, Антон Макаров — личность Ундергрунд-года. Он вдобавок к альбому и несколько музыкальных видео выпустил, и отличные лайвы отснял, и интересные интервью дал. И это не считая внушительного музыкального бэкграунда Антона.

Читайте нашу заметку на альбом: https://undergrundheros.ru/albom-diktofon-hotelos/

WOPL — “Perfect Blue” (альб. “Perfect Blue”)

Я слушаю не так много электроники, поэтому не могу говорить, что это хоть сколько-нибудь объективное мнение, но эта песня, на мой взгляд, достойна попадания в список лучших. Во-первых, она попала в плейлист “Мне нравится”, который я постоянно прослушиваю. Во-вторых, у этой песни объективно очень необычная мелодия, первое прослушивание которой дарит приятные ощущения ушам и телу в целом. 

Читайте нашу заметку на альбом: https://undergrundheros.ru/albom-wopl-perfect-blue/

Аффинаж — “Другое” (альб. “Другое. Сторона А”)

Мои прошлогодние фавориты. В этом году они представили публике мини-альбом, поп-стиль которого некоторые фанаты восприняли чуть ли не в штыки. Мне же стилистика пришлась по душе. Главное, что музыканты — мастера своего дела, и они способны хорошо играть в широком стилистическом диапазоне. То же касается и поэтического умения Эма Калинина.

Читайте нашу заметку на альбом: https://undergrundheros.ru/albom-affinazh-drugoe-storona-a/

Читаю предыдущие итоги года, и понимаю: в этом году лучше! Все уже более-менее привыкли к ковидному безобразию, поэтому гнуть спины под его гнётом стало чуточку проще (но всё же, конечно, хочется, чтобы это быстрее закончилось). Надеюсь, что в будущем году будет меньше отмен выступлений. Отмены и переносы оказывают сильное негативное влияние на исполнителей и организаторов. 

Наши музыканты продолжают творить красиво, гореть ярко. В музыкальном плане мне этот год понравился больше предыдущего. Если бы у меня было больше времени на написание итогов, я бы, наверное, в список лучших альбомов добавил ещё парочку, но что поделать, вахта отняла у меня практически всё свободное время декабря.

Силы нашего журнала не иссякают. Больше того: мы планируем ввести новые рубрики и форматы. В целом, будет довольно масштабно. Следите за новостями.

Всех с наступающим (или (давно) наступившим) Новым Годом. Вокалистам — хорошего рта, музыкантам — хороших рук и ног, слушателям — хороших ушей, всем — всего хорошего.


Кирилл Ломакин-Лекарь

Кирилл Лекарь
автор

Этот год был непростым [23]. Но удивительных событий было много. Джазовые исполнители тянут почти всю верхушку нашего топа на себе. Политические высказывания в искусстве выросли в качестве. Я написал книжный обзор спустя год после того, как мне было дано задание его написать [обзор ещё не вышел, окно релиза — январь 2022-го — прим. ред.]. Я молодец. Насыщенность этого года лично для меня ещё определяется тем, что я плотно влился в деятельность сайта и скрупулёзно слушал альбомы. Первое взятое мной интервью было спонтанным, но любопытным. Приходить к только что проснувшемуся человеку, который ещё даже не оделся, достаточно неловко. Обзоры чарта и синглов доставляют отдельное наслаждение — их очень весело писать. Ну и не верится, что подкастов вышло уже за 80, и мы не собираемся останавливаться! Следующий год будет сочнее и интереснее. Воплотится много интересных и долгожданных проектов. Поэтому желаю прежде всего плодотворного творчества и саморазвития. Давай делать наш андерграунд лучше!


Mr.Zv Мр.Зв

Mr.Zv
автор

Подходит к концу 2021-й год, достаточно непростой во всех смыслах. Он принёс много интересной и разнообразной музыки. В этом году было по-настоящему много джаза, и учитывая, что в следующем году советскому джазу исполняется 100 лет, то особенно приятно осознавать, что музыканты развивают и поддерживают этот стиль музыки. 

Особенно мне запомнился самобытный коллектив The RIG с их альбомом «Busy Man», который имеет своё фирменное звучание в совокупности с очень живой подачей.


Читайте рецензию на альбом: https://undergrundheros.ru/reczenziya-the-rig-busy-man/

Настоящий дух авангарда подарил коллектив под названием Оркестр В с их работой «Концерт для Шибаса». Ощущение того, что окружающие нас предметы могут играть музыку как будто без участия человека, очень долго не покидает после прослушивания. 

Читайте рецензию на альбом: https://undergrundheros.ru/reczenziya-orkestr-b-konczert-dlya-shibasa/

В качестве примера более лёгкого и понятного для большинства джаза можно вспомнить альбом «My Story», который представило трио Илугдина, и альбом “Empathy”, представленный трио Натальи Скворцовой (читайте заметку).

Крайне сложно охватить весь джаз этого года  но поверьте его было  много

Как пример очень музыкальной работы, Теуникова & КоMПОзит — «Один страшный день». Удачное переплетение  смыслов, музыки и текста, живо сыгранный материал. Когда слушаешь этот альбом, хорошо представляешь себе музыкантов, их движения и взаимодействия с инструментом. 

Читайте заметку на альбом: https://undergrundheros.ru/albom-teunikova-kompozit-odin-strashnyj-den/

Такое же ощущение подарила группа НОМ со своим альбомом «МАЛГИЛ», только с чуть более жёстким гитарным звучанием. 

обложка альбома Альбом: НОМ - "МАЛГИЛ"

Читайте заметку на альбом: https://undergrundheros.ru/albom-nom-malgil/

Из альбомов, которые ближе к более популярным жанрам музыки — «Земляк» певицы нечайка (рецензия). Он занял особое место в моём сердце. И конечно же не могу не упомянуть про WineSmoke. Мне её работа под названием «DreamPop” показалась очень симпатичной и подвижной (заметка). 

Пост-панк, один из любимых моих жанров, в этом году был представлен такими группами как Фактор Давления, Утро, Агирре,The Zukkers и соответствующими альбомами этих групп. 

Безусловно, этот год был очень богат на хорошую музыку. Я постарался назвать самые яркие и запомнившиеся мне работы. В новом году я хочу пожелать и музыкантам, и слушателям как можно больше хорошей музыки, крепкого здоровья, хорошего настроения.


Ксюша Барулина УндергрундХерос

Ксюша Барулина
редактор/автор

В первую очередь, это был очень полнозвучный год. Новые исполнители, только вошедшие в мощное течение андерграунда, и уже известные обитатели глубин отечественной музыки одинаково радовали слушателей оригинальными релизами, необычными экспериментами с текстом и звуком. 

Синглы и альбомы, на которые обращал внимание УХ, сделали панораму обзоров от нашего издания очень насыщенной, очень многожанровой. Так, в этом году вместе с ершистым панк-роком (потому что куда без него) слушала хороший неоновый джаз от Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov, таяла в обаянии неоклассики Игоря Яковенко. И, говоря о жанрах, лично я не могу не вспомнить альбом “Скверна” от сибирской группы Сруб, которая с новым релизом неожиданно смогла добавить к сложившемуся сочетанию “фолк+пост-панк” и темноту black metal, и драйвовую энергию хип-хопа.

Не только симбиоз жанров, но и смыслов: хочется отметить удачную работу с текстами, которой отличились многие музыканты в 2021-м. А мюзикл “Слова-паразиты” (наша заметка), его яркая и драматичная поэтика — это даже больше, чем удача группы Дайте танк (!); это, на мой взгляд, то, что действительно останется в музыкальной памяти об этом годе. Ещё замечательно поработал с взаимопроникновением слов и музыки ИльяМазо, например, в “Чёрном альбоме”: стилизация под фолк авторских треков и авторская аранжировка народных песен произошли органично, в том числе на уровне текста, где “в неясных образах” смешались традиционно бередящие мотивы ветра и дали с оригинальной “молитовкой сквозь дырочку в зубах” (читайте нашу заметку на этот альбом). 

В целом, этот год прошёл под знаком новаторства для многих участников андерграундной сцены. Надеюсь, что в будущем 2022-м их вдохновение только преумножится, а уже совершённые музыкальные открытия станут почвой для новых успешных экспериментов!