+
Скочиленко, обложка интервью
Автор обложки: Софья Почтенная

Интервью: художница, музыкантша, оператор, монтажер — Саша Скочиленко

"УндергрундХерос" поговорил с интересным человеком нашего времени, в котором горит огонь жизни.

Небольшое вступление от Саши

5 лет назад со мной произошло большое событие, которое перевернуло всю мою жизнь: я для друзей нарисовала комикс о депрессии. Просто захотелось рассказать о ней всем, кто посещает мою страницу, и решила я это сделать в картинках. Эта публикация стала вирусной. Это было так, что звук уведомления во “ВКонтакте” стал «щелкать» очень быстро, раз в несколько секунд. Мне стали писать журналисты, люди, которые хотели стать моими литературными агентами, но к сожалению, многие эти предложения из-за недоверия и банальной нехватки времени пришлось отклонить. В итоге, я выпустила этот комикс в самом небольшом издательстве. Я безумно хотела его издать, потому что многие мне писали и спрашивали, где можно приобрести его в бумажном виде (и до сих пор спрашивают, а экземпляров новых нет). Это было сложно, так как в то время я училась и работала, это было мое второе образование на тот момент. 

За свою небольшую жизнь (а мне сейчас 29 лет) я очень много где поработала. В 17 лет я поступила на режиссуру в театральную академию, потому что я очень любила играть музыку, рисовать и выступать в театре (думала, что все это и составляет профессию режиссера), но в итоге, я доучилась до 5 курса и забрала документы, чтобы потом получить еще одно образование бесплатно. Поступила в СПбГУ на факультет свободных искусств и наук, изучала там антропологию. Его я в итоге закончила с красным дипломом. Я даже думала заняться академической карьерой, но этот комикс был самым масштабным, что я до этого делала, и поэтому я выбрала другой путь. Я работала много лет как оператор, как монтажер. У меня нет какой-то определенной профессии, в разных интервью меня называли и художницей из Петербурга, и мультипликатором, и актрисой, и много еще кем. Не хочу иметь какую-то определенную профессию. В общем-то, я ее и не имею. 


Наверное, это даже хорошо — в наше время нужно уметь быть гибким и осваивать много разных умений и профессий.

Сейчас я работаю няней, на неделе пару дней. Еще я снимаю видео для разных муниципалитетов. По степени освоения, работа няней, мне кажется, вообще для меня одна из самых сложных. Параллельно с этим я фотографирую и склеиваю домá по заказу архитектурного бюро, а в этом январе я ездила в детский лагерь в Карпатах работать вожатой. Для меня это была еще и личная миссия мира, учитывая напряженные отношения между нашими странами.

Что для тебя андерграунд и считаешь ли ты себя причастной к этому явлению? 

Если честно, когда я слышу слово «андерграунд», я сразу вспоминаю про время 80-х, которое как историческое явление больше. В этом виде понятия «андерграунд» уже не существует. То, что у нас сейчас есть, больше похоже не на подземку, не на какое-то подпольное местечко, а на явление глобальной сети. Что-то наподобие даркнета. Я вижу современных представителей андерграунда как каких-то одиночек, которые сидят по домам и делают что-то доселе не слышанное, не виданное. Себя же в последнее время я как раз причисляю к этим одиночкам, потому что я уже не могу отказаться от такого времяпрепровождения. Такого, например, как распылить краску в комнате, если есть возможность что-то нарисовать, устроить музыкальный джем. Наверное, это андерграунд, потому что какой-то продукт из этого получается, и я не могу им не делиться.

«Это «Выпускник» — моя большая поэма, которую я читаю совместно с электронщиком АY, в рамках наших музыкальных импровизаций»

Расскажи о своих проектах.

Самые значимые мои вещи это мои странные комиксы, которые везде живут уже своей жизнью. Мне иногда пишут люди: “Я решил перерисовать твою книгу, потому что если я это сделаю, то мне это поможет”, я говорю: “Да, давай, рисуй, отлично!” Или люди просто связываются со мной, и эти странные знакомства ведут к разным проектам. Однажды так со мной связалась одна девушка — Серафима Бучинская — и предложила снять клип на песню о лодке. Это очень занимательная песня. Она сначала ее просто услышала, специально для этой песни научилась петь, спела ее, потом эту запись показала мне и предложила снять клип. Его снимаем мы уже два года и буквально скоро мы снимем последнюю сцену. Песня очень вдохновляющая, и я ее очень хорошо понимаю. Если говорить о моем творчестве, то оно имеет тенденцию превращаться потом во что-то большое и сетевое. Вот еще у меня был проект “Гаванская Street”.

Я как раз хотел о нем спросить, можешь о нем рассказать поподробнее?

Да, это тот самый проект, который в итоге потом крутился на фесте “Байполар”. Это, на самом деле, огромная мистификация, как с моим большим количеством профессий. Дела сложились так, что у меня была сильная депрессия и недостроенная комната. С гипсокартоном (хорошо, что он там был), с незаконченным потолком, с алюминиевым профилем, с нулевыми строительными навыками. Я не знала, что такое профиль, что такое гипсокартон, потому что меня в детстве отец не обучал таким навыкам, считая, что они мне будут не нужны. И возникла идея с нуля научиться этому всему. Сначала мы сделали дверь с одним моим знакомым, потом уже с другим знакомым ее установили. А потом я поняла, что могу вообще-то сделать это сама или со своими подругами.

«Песня про наркодилера с Гаванской стрит (если что, такого не существует)»

А как возникла идея все это задокументировать и сделать из этого видео-арт? 

К этому всему сразу подключилось много людей. Потом я начала рисовать. Это был момент моего пробуждения как художника: ты за жизнь покупаешь множество разных материалов, хранишь это все где-то, пока работаешь или занимаешься другими вещами, а потом ты все это вдруг пробуешь на гипсокартонной стене. У меня было очень грустное состояние, я просто фигачила краской, и потом на стене начало образовываться, как в чашке Петри, какое-то огромное граффити, которое все росло и росло. Потом стали приходить мои друзья и знакомые, и я пригласила их делать потолок. Он строился исключительно силами женщин, не имеющих строительного образования. Это было огромное место для экспериментов. Оно стало объектом творчества, и такое, конечно, хочется запечатлевать. С самого начала на этом граффити было написано ”Гаванская Street”, и я решила, что буду относиться к этому месту именно так, и оно построится само собой. И вот настал момент, когда я смогла все подытожить и собрать все фотографии и картины, которые там были сделаны, в один большой документ, чтобы другие могли этим вдохновиться.

Может ли быть искусство полезным или его ценность заключена в нем самом? 

Этот вопрос мучает меня, потому что хочется, конечно, делать что-то полезное. А искусство может быть полезным в самых разных сферах, я могу это точно сказать. Мне кажется, высказываться творчески очень полезно, это может быть формой коммуникации. Вы можете встретиться с друзьями и просто играть музыку, пытаться петь о своих чувствах, пытаться рассказать о своей жизни и при этом создавать безопасное пространство для этих высказываний, без жесткой критики. Каждый высказывается как хочет. Мне кажется, что это супер-полезно. Это очень классный опыт, который люди не получают из-за того, что боятся, что у них ничего не выйдет. Но если человека не будут критиковать, у него появится возможность для развития и вообще он сможет почувствовать себя хорошо. 

Расскажи про свой второй комикс о маниях и его визуальных особенностях.

Это очень интересно. Я над ним работала около двух лет. Написала его на волне своих мытарств, связанных с переизданием первой книги. Я однажды уже практически договорилась обо всем, подписала договор, она должна была выйти в тираж, и все накрылось. Издательство мне сообщило, что его настиг финансовый кризис. В другом месте ее не издали, потому что у директора издательства была депрессия. Моя девушка пошутила, что если я напишу книгу о мании, то ее издадут немедленно, большим тиражом и на нескольких языках. Но пока таких ожиданий нет, хотя я очень много вложила в эту книгу. Я подумала, что ее визуальная составляющая (как минимум рыжая и фиолетовая) отразит биполярные ощущения. Эта книга должна быть очень яркой, она должна быть зубодробительной, она должна просто передавать читателю это состояние — с одной стороны эйфорическое, с другой немного будоражащее и тревожное. Я долго сочиняла этот текст, написала его в стихотворном виде, потому что в этом состоянии из-за большого количества энергии приходится складывать мысли в рифмы, чтобы они были чуть медленнее. Эта форма сетевого комикса, где страницы сменяются, позволила мне передать читателю ритм. И это отлично.

Допустим, если бы к тебе пришел какой-нибудь крупный издатель и предложил издать этот комикс миллионными тиражами, если ты его перерисуешь в более мейнстримном стиле, что бы ты сделала? 

Я сейчас как раз пытаюсь занять позицию человека, который продает свои творения миллионными тиражами, но у меня ничего из этого не выходит. Я вижу в этом проблему, и понимаю, что за рамки этого андерграунда не выйти, даже в роли оператора. Я не могу сделать ролик, который бы удовлетворил моего заказчика, не могу подобрать шрифт, который удовлетворит моего заказчика. Этот комикс был попыткой, счастливым билетом, шансом прокатиться в большом социальном лифте, чтобы в будущем не считать рубли на покупку антидепрессантов. Пока, конечно, очень трудно. Если бы я могла, я бы сделала эту книгу так, чтоб она очень быстро продалась, принесла мне много средств, на то, чтобы просто играть музыку и ни от кого не зависеть. Просто сидеть и играть музыку.

Что бы ты могла бы посоветовать нашим читателям из мира андерграунда из того, что тебя зацепило в последнее время?

Очень хочу всем посоветовать соматик-техно. Вот это очень интересное, новое, безумное, потрясающее, очень странное, многогранное явление, с которым я познакомилась, потому что это не только музыка, это люди. Еще хочу посоветовать краснодарскую музыкантку [Алису Шиманскую], с ее проектом Non Dolet, потому что она очень сильный человек, на нее сваливается много самых разных жизненных проблем, но она играет крутую музыку. У неё очень жесткая тяжелая жизнь с пьющей матерью. При этом она пишет невероятный эмбиент, находит силы на музыку. Это чистый, кристальный, выверенный звук, который она поднимает из такой боли, из таких нечеловеческих условий, и это слышно просто в каждом звуке, очень рекомендую.


Предлагаем вам ознакомиться и с другими творческими работами Саши

Продукт коллаборации Саши Скочиленко (видео), журналиста «moloko plus» Павла Никулина (стихи) и Данила Гордеева (музыка).

«А этот супер-китчевый лютый треш в стиле «Старых песен о главном» я монтировала и снимала вместе с украинской киношколой в этом январе.»

«А эту рекламу мороженного отказался оплачивать заказчик, несмотря на то, что я вложила в неё просто всю душу 😉 и написала музыку к ней.»

Музыкальные композиции

Jams Without You
Синий дым
Лучшее Лето
Чай

Вопросы подготовил: Вячеслав Илларионов-Саблин
Автор обложки: Софья Почтенная
Редактор: Ильдар Мухамадеев