+
Вадим Демидов, Хроноп
Вадим Демидов, фото с личной страницы ВК: https://vk.com/vdemidov

Интервью с Вадимом Демидовым (группа «Хроноп»).

Ветеранам нижегородского рока, группе «Хроноп» в этом году исполняется 35 лет: музыканты работают над новыми песнями, а совсем недавно отметились в трибьюте Алексею Хрынову из группы «Полковник и Однополчане», который готовился семь долгих лет. Автор песен и лидер группы Вадим Демидов пишет не только музыку, но и книги, имеет опыт в продюсировании других музыкантов, а также ведёт еженедельную музыкальную страницу. Мы поговорили с Вадимом Игоревичем о творческих планах, любви к музыке, и о том, каково это — быть «пионером рока» в родном городе.

Буквально недавно перечитывал вашу книгу «Сержант Пеппер, живы твои сыновья!». Веселое было время, однако, у вас в 80-х. Сейчас, увы, другая эпоха, и город зовётся Нижний Новгород, а не Горький. А вам какая эпоха ближе была?

По большому счету — никакая. Но, наверное, самым интересным был период с 87-го по 91-й. Последние годы Перестройки. Чуть ли не каждый день приносил новый уровень свободы. Когда мы с чуваками придумали стать группой, мы и представить не могли, что когда-нибудь будем петь со сцены, будем записывать альбомы на нормальной аппаратуре – настолько в первой половине 80-х всё было напрочь завинчено… И когда двери стали постепенно открываться, когда стал поступать более чистый воздух, — какой же это был кайф. Ну а сегодня воздух вновь спёрт, и тоненькую щелку свободы прищемили в дверях.

Подольский рок-фестиваль, 1987 год.

По названию вашей книги нетрудно догадаться, какое влияние на вас оказали битлы и в принципе классический рок. А как насчёт рока 80-х? Джэнгл-поп, например, или колледж-рок? Когда я слушал эти звонкие гитары в альбомах «Хронопа», у меня была ассоциация с R.E.M. Признавайтесь, было вдохновение?

Если вы читали «Сержанта Пеппера…», то знаете, что мы с будущими хронопами познакомились на пластиночной Куче, и там, понятно, в процессе обмена к тебе попадает полный спектр музыки – от классики рока и панка до, я не знаю, диско и прочей лабуды. Вообще наша компашка собралась из любителей сложного рока – арт-рока, джаз-рока и новой волны типа The Police и Talking Heads. И, пожалуй, как раз нью-вейв я назову той музыкой, которая наиболее меня и хронопов сформировала. Особенно нью-вейвовые альбомы «Кинг Кримсона» и Питера Габриэля. И звонкие гитары — это скорее от Эдриана Белью и Энди Саммерса, гитаристов «Кримсона» и «Полиции». Я помню, что ко мне в ту пору попала пластинка R.E.M —Document, но особого впечатления она не произвела, ожогом гораздо сильнее были восьмидесятнические диски «Cocteau Twins» и «Pixies». Ну а в конце 80-х наступила эпоха The Cure, и они, конечно, сильно вдохновляли, – особенно «Кисс Ми…» и «Дезинтегрейшн».

Вы вообще идёте в ногу со временем и любите открывать для себя современную молодёжную музыку. Я знаю, что вам понравилась Билли Айлиш. Кто ещё из так называемых «фрешменов» вас удивил?

Билли Айлиш очень свежа, просто молодчина. Но вообще в 19-м году было немало отличных альбомов. Например, These New Puritans, Big Thief, FKA twigs, Lamb, Kelsey Lu. Песня «Целлофан» FKA twigs весь год сводила меня с ума. В моем best-списке, кстати, превалируют девушки, и я действительно чаще слушаю песни с женским вокалом. Да и вообще у меня сейчас «нежный» период, для нового альбома сочиняю негромкие хрупкие вещи.

Признаюсь честно, я, как и многие молодые люди, открыл для себя «Хроноп» с альбомов «Легче воды» и «Здесь и сейчас», отчасти потому что один из этих альбомов был описан в книге Кушнира. Более «прошаренные» ребята советуют послушать «Любителя жидкости», который был просто чудо как хорош. А какой альбом «Хронопа» посоветовали бы послушать Вы?

В 90-е «Хроноп» со всеми своими экспериментами, со всем своим арт-роком зашел в конкретный тупик и распался. А когда мы в 2005-м собрались вновь, было желание начать с простеньких песенок – и так появился альбом «Любитель жидкости», его и любят за простоту и незатейливость. Но потом с каждым новым альбомом этой любимыми многими простоты у нас становилось все меньше. Но, по крайней мере, я надеюсь, нам удалось немножко освежить русский рок – а то он впал уж совсем в какую-то дремучесть.

Вообще всем музыкантам, как правило, нравится свой последний альбом,– и я не исключение. Начните знакомство с прошлогоднего альбома «Отчаянье и любовь»…

Кстати, в конце 2019 года был выпущен трибьют «Полковнику» (Алексею Хрынову) при вашем непосредственном участии. Он же играл с вами?

Леша все 80-е тусовался с хронопами, и ранние рок-энциклопедии даже указывали, что он был участником нашей группы. На паре наших концертов он «шоуменил» – тогда было модно иметь в составе шоумена, пример Гаркуши заразителен. Но он не играл и не пел, просто дурака валял. Кстати, свои первые песни со сцены он исполнил как-то у нас на разогреве, это уже 87-й год был.

Трибьют – мой долг памяти по старому дружку. Счастлив, что удалось довести проект до публикации.

Архивное фото. Слева направо: Вадим Демидов, Сергей Чиграков ( «Чиж») и Алексей Хрынов ( «Полковник»). Взято с личной страницы Вадима Демидова в ВК.

Как бы Вы охарактеризовали его творчество?

Уникальность Полковничьих песен в том, что они и сегодня живые, а не мертвые. Я не раз замечал, что говорю цитатами из его песен. Они выскакивают из подсознания. Например, «Так нет, найдем же, блин, куда ввести войска…» Или «Обошелся с собою, как будто хреновый колдун, превратился в дерьмо, а как обратно не знаю…» Последнюю фразу как-то использовал Виктор Пелевин.

Какая кавер-версия на «Полковника» вам понравилась?

Номер один – это «Шел мужик» Лёни Федорова. Очень изысканно сделано.

Группа «Хроноп», по-моему, стала чуть ли не первой нижегородской рок-группой. Сейчас же Нижний Новгород подарил нам много известных рок-групп. Чувствуете ответственность за это?

Мы были первой горьковской командой, в которой преломился дух рок-н-ролльного Питера; впрочем, у нас был свой узнаваемый стиль, своя образная Вселенная. Однако не думаю, что у нас был или есть сонм последователей, таких я просто не знаю.

Ну, Нижний Новгород оказался богатым на панк-рок и альтернативу: отсюда вышли «F.P.G.», «Элизиум», «Иллинойз», «7000$». Да даже ваш земляк Кристовский до основания группы «УмаТурман» играл панк. Откуда такая тяга к этой музыке? И как к ней относитесь вы?

Не помню такого, что Вова Кристовский играл панк. А вы не ошибаетесь?

«Иллинойз» я любил с самого их начала и до распада. Они — лучшее, что случилось с рок-н-роллом Нижнего в нулевые годы. Кстати, сейчас делаю одну свою песенку с их ритм-секцией, мы дружим.

Сами какую музыку слушаете?

У меня есть несколько любимых порталов, типа Стереогама, и я ежедневно отслушиваю все новинки. Кроме рэпа, пожалуй.

С кем из «ветеранов» советской и российской рок-сцены вы чаще общаетесь и дружите?

Люблю Мишу Борзыкина, но общаемся мы крайне редко. И с Чижом редко – только с праздниками друг друга поздравляем. В основном, я общаюсь с музыкантами через их песни. Жду нового альбома «Аукцыона», ребята сейчас над ним работают.

В мае у «Хронопа» — 35-летие, и к этому мини-юбилею готовим собственный трибьют. В нем примут участие музыканты всех рок-поколений: «Разные люди», Евгений Маргулис, Бранимир, Олег Чубыкин, Вадим Курылев, Паша Пиковский… Кстати, «УмаТурман» тоже.

Группа «Хроноп» в 2013 году, фото с личной страницы Вадима Демидова в ВК.

Захар Прилепин — ваш поклонник. Вы знакомы с его творчеством?

Нечего сказать.

Вы не только музыкант, но ещё журналист и писатель. Что можете пожелать нашей молодой развивающейся редакции?

Не врать. Сегодня это главная доблесть пишущей братии.