Интервью с гитаристом 808hardcore Дмитрием Кузьминым
Группа 808hardcore образована двумя уральскими (Екатеринбург) грузчиками: Дмитрием (Митяй — гитарист и вокалист) и Дмитрием (Пузо — барабанщик и второй вокалист) в 2018 году. Коллектив успел выпустить полноформатный альбом «Любое название меняет смысл» и засветиться на многих столичных и питерских локальных концертах.
Что для тебя андерграунд?
Для меня андерграунд — это такая идеология, которой человек придерживается. У него есть какая-то мысль в голове, направление действий или характер особенный и человек, невзирая на рамки, на общее отношение, отношение общества к чему бы то ни было, в том числе к своему жизненному опыту или способу жить, играть музыку, есть ложкой, вилкой или палочкой, проявляет свой подход. Для меня андерграунд — это что-то типа Гражданской Обороны. То есть, может быть, не очень гибкое, не очень оригинальное, прямо волевое действие, нацеленное. Это можно сравнить с религией или войной. Когда человек на что-то нацелен, когда он не разделяет на музыку и «а вот здесь мы приткнемся, чтобы люди заценили». Он просто живет одной этой идеей.
Для меня образец андерграунда — это именно вещи по типу ГО. Это самый близкий пример. Группы а-ля Minor Threat или Black Flag, что-то такое американское — это тоже андерграунд, но я далек от этой философии, не жил там, мне сложно понять их контекст.
Сколько у тебя сейчас групп-проектов и относишь ли ты себя к андерграунду?
Сейчас у меня одна группа и мне кажется, это очень хорошо, когда она одна, и я к этому долго шел. Это позволяет не распыляться, собраться, нацелиться.
В моем понимании андерграунд — это больше политический жест. То есть если музыка не популярная, это еще не значит, что это андерграунд. И в этом смысле музыку 808 я не отношу к андерграунду, потому что у нас мало каких-то идейных моментов, мы не пытаемся вложить в это особую философию, это просто жесткая такая отсебятина и импровизация. То есть большинство вещей сделано просто «шлеп-шлеп». Мы вдвоем играем, и нам практически ничего не нужно разучивать.
Поэтому у нас получается если и андерграунд, то больше бессознательный. Если посмотреть с другой стороны, это действительно музыка не для всех, это своего рода преодоление себя, даже если ты просто слушатель. Если ты исполнитель, то это постоянное преодоление себя, с кем ты находишься в одной комнате, пытаясь что-то делать. Это постоянно какая-то х***я, но назовем это войной. Как в настоящих интервью: «мы играем музыку, как солдаты на войне». Но, конечно же, н***я мы не солдаты.
А в каких группах до этого принимал участие?
Это можно назвать еще большим андерграундом. Это неизвестные, непонятные команды. Долго мы играли в группе Пульс200 из Екатеринбурга. Это такой рок… но я понимаю, что в жанрах уже не разбираюсь, могу сказать, что это был металкор, но окажется потом, что это вообще не металкор. Хотя кого-то название «рок» может быть даже оскорбит, потому что это такое название из 50-х.
Была еще группа Размагниченные, алкаш-рок. Еще была команда Соль, она и сейчас играет, по звучанию это такой хардкорчик, а-ля Machinehead, только по-русски. У них есть, что послушать, группа крутая. Потом мы делали, перед 808,
Полусвет — приблэкованный саунд. Не знаю, еще, наверное, где-то можно найти музыку, но во «ВКонтакте» или Бэндкэмпе уже нельзя наверное. Именно там обкатал впервые тему поиграть с одной гитарой с барабанами, без бас-гитары.
Забавная история о том, как возникла группа 808
Я работал грузчиком на складе, и Пузо [барабанщик 808] там же работал. Он уехал [в Петербург], а я там еще 3 года работал. И мне так все уже осточертело, что все, думаю, пора увольняться и заниматься музлом. А у меня как раз было две команды: Соль и Полусвет. Думаю: ну не с одной, так с другой командой. За лето запишем полноформатник, сведем. Это был 2018 год. Я бросил работу, и буквально в течение двух недель после этого произошел разлад в Полусвете. А в группе Соль на этот момент уровень нервозности в коллективе дошел до такого уровня, что барабанщик во время одной из репетиций встал и ушел, и не возвращается. Мы стали его искать, звонить, поехали к нему домой, а он говорит «я играть не буду, выходить не буду», и все. Более того, забавно, что теперь ребята играют снова. И хорошо, что так вышло.
И вот у меня не осталось никакой работы, никаких групп. Это был самый большой отпуск в жизни. Мы с Пузой иногда созванивались, просто на дружеские темы потрещать, и он мне предложил приехать в Питер, вписаться у него, вместе поиграть.
Причисляешь ли ты свою музыку к гитарной музыке? И что для тебя гитарная музыка и гитарная группа?
Да. Музыка наша гитарная. Но не в том понимании, что там свип или легато, технические приемы. В моем понимании, гитарная музыка — это доминирование гитары и гитарных риффов, чеса над вокальной частью. Например, Nirvana — это не гитарная музыка, гитара там — это четко аккомпанемент для вокала. Важно, что для меня это больше вопрос впечатления. Невозможно по одной песне или композиции сказать, что она гитарная или не гитарная. Napalm Death для меня гитарная, хотя там гитара немного в тени от очень необычного голоса. Slayer — вот вообще крутая группа, им бы меньше метала и больше панк-рока.
Вспоминая гитарных героев прошлого, Дмитрий сказал:
«Мы живем в удивительное время, когда все потихоньку умрут»
Кто для тебя новые гитарные герои в мире? В России?
Нету таких. Во-первых, я не всегда акцентирую внимание на «средней» музыке.
Если меня не сподвигло заливать, скачивать, то я, скорее всего, не буду знать даже названия. А с другой стороны, я не смогу сказать название коллектива, современного и поразительного с точки зрения звука. Я, видимо, настолько не слежу за тенденциями, кто получил там какое-то грэмми, кто там кого-то отметил.
Мы вот с кем-то играем на гиге или я просто вижу «вконтактике» интересное мероприятие, там куча ссылок… Я буквально в этом году открыл для себя Бэндкэмп, как плеер — туда заходишь в жанр или случайную музыку, и там такие крутые вещи! И ты понимаешь, что никогда ты эту группу не услышишь, и они никогда не станут мировыми звездами, и тебя цепляет. Я вот периодически слушаю ребят, с кем мы играем, и убеждаюсь, что технические средства есть, поэтому ты проходишь по ссылке и слушаешь, и у них музыка такая, которую можно брать в плеер. Мне понравилась такая находка, как австралийская группа Foot (нога), сделано круто. Или недавно спалил французскую группу climat. Это такой пост-рок, это стопудово гитарная музыка. Слушаешь и понимаешь — огонь же! Столько уже этого пост-рока переслушал, он из всех щелей лезет, уже надоели одинаковые пентатоники, а тут нет — вроде простенькая музыка, а включаешь — и настроение…
Для тебя, как гитариста, что важнее — саунд или мысль изобразить в своей музыке?
В моем понимании, нельзя отделить саунд от мысли, потому что, например, ты слушаешь некачественную запись — это одно. А вот если ты чувствуешь определенный подход в этой гитаре… Я не могу отделить саунд, а с другой стороны идею. У меня есть какая-то цепь [усиления] — делится гитара в два-три усилителя, если бы этого процесса не было, то звук был бы вообще другим, необходимость заменять бас очень сильно ограничивает гитарность, аккорды ты не поиграешь, какие-то диссонансные аккорды — точно нет, потому что это будет мура, каша, будет просто ощущение, что гитарист не умеет играть. Это даже не шугейз, а просто мракобесие. Воспринимаю [саунд и мысль] как часть целого.
Однажды мы на репу принесли пару банок киселя, полторашек. Мы пили, пили, пошел он перекурить, и я пошел тоже перекурить… В общем, раздували, раздували и дораздувались до того, что надо бы-то свою прекрасную-то жизнь не про***ть… Дошло до того, что я камеру включил, записали Песню про жизнь. Вот она — квинтэссенция каких-то вещей, которые, наверное, считаются андерграундом. Так же, как и с вопросом о жанрах — попробуй окрестить себя андерграундом, сразу тебе накидают такую телегу х**в! Ооо!
Не было таких моментов, что тебе не хватало басиста, ударника, вокалиста и т.д.?
Только в каких-то старых песнях, которые хотелось бы сыграть в живую, то что было сочинено для полного набора [музыкантов]. Чтобы их адаптировать придется сокращать аккорды, и это все сломает, но это только со старыми песнями. Изначально была идея не в том, чтобы был маленький состав и звучало хорошо, а в том, чтобы не отваливались части, которые постоянно барахлят [речь идёт о музыкантах], тебе надо тут разучить, тут научить, здесь помочь — чтобы не было деталей, которые придется ремонтировать. Это, отчасти, все упрощает, а с другой стороны, это п****цки усложняет, из-за невозможности отделить бас от гитары, убираешь жир — появляется мелодика, добавляешь жир — уходит мелодика и все в общем-то, либо за гитариста либо за бас приходится играть. С другой стороны, вот поехал ты в тур, а вас всего двое. Или, например, чекать выходишь, а вам ничего чекать и не надо — грубо говоря, нужно слышать только два инструмента и два голоса.
Расскажи про название и логотип. Идея, концепция?
Суть идеи была безбожно извращена. Думали мы о ней в прошлое лето, а прошлое лето мы, в основном, пропили. Я говорил, что надо брать цифровое название, чтобы оно было максимально интернациональным, потому что все используют арабские цифры. Короче, круто! Я вижу [в этом] сплошные плюсы. Но цифра должна быть симметричной. Пузо говорит «а я люблю цифру 8, потому что это фиолетовый цвет». Были еще варианты: 808303 или какие-то еще такие. Мы остановились на варианте 808, а потом началась история с интернетом… Потому что е***ий интернет, особенно социальные сети, не дают [поставить] название цифровое. Я считаю, что это какая-то дискриминация арабских цифр! Пришлось добавлять какое-то слово. Первое слово, которое пришло на ум, это слово «хардкор». Может, потому что мы хардкорили и бухали как собаки. Но вообще мы никогда не считали, что «мы – хардкорщики, играем хардкор и группа у нас будет называться Hardcore» — это было бы очень тупо.
Что ты можешь сказать про такое явление как “новая русская волна” и свое отношение к этому явлению?
Мне кажется, что это все мишура. Я вообще не чувствую никаких волн. Может, потому что я постарел, или потому что чувствую во всех этих словах попытку прорекламировать и привлечь аудиторию каким-то инфоповодом. Промоутеры потеряли и вложились… но это не волна, эти люди [новая волна] и так есть. Только сейчас свистни «кто пойдет играть в такой-то клуб?», и будет огромное количество рук, но это не говорит о том, что это какая-то волна. Появляется поддержка, и музыканты этим пользуются. По-мне, все это термин для того, чтобы создать ощущение, что мы присутствуем при каком-то невероятном явлении. Я очень скептически отношусь к новой волне. «Вот-вот сейчас что-то произойдет!» Но оно и так все происходит, а всеобщий пох**зм уничтожает многое! Большое количество групп хороших играют, пока они не разваливаются, а вот ходи на их концерты 100 человек, они бы понимали, что «у нас есть эти 100 человек, ради которых можно вкладывать [силы] в работу над альбомами, которые не только отнимут время, деньги».
Сколько стоил ваш альбом и как вы его записывали?
На все-все-все мы потратили 33 косаря. Записали мы его за 3 дня. Мы за день (и это удивительно) записали все барабаны, потом за день я почти записал гитару, на третий день дописали гитару и голос. Мы писались у Миши Курочкина на «Красном треугольнике», он делал записи наших друзей Anna Havoc и всяких крутых ребят. Он понимает, чего хочет получить от нас и понимает как нам дать тот звук, который мы примерно хотим получить. С одной стороны, круче и масштабнее я ничего не записывал, а с другой, потом буквально месяц прошел эйфорический и появилось ощущение, что можно было и тут, и тут все переделать, вот это нормально записать… В общем, у меня сейчас оценка на «4» всего альбома. Я понимаю — даже те песни, которые уже записаны, мы бы сейчас сделали лучше.
Для тебя группа 808 это прежде всего концертная группа или это студийный проект, нацеленный на музыкальный продукт?
Мы играем живую музыку, это не только мое мнение или мнение Пуза. Много очень людей, да практически все говорят «альбом нам не понравился, а вот в живую очень огонь». Вот зажатость при записи видимо преодолеть не удалось. Как раз разница в энергии.
Я бы для себя выделил две ваши песни: “Песня про жизнь” и “Пилоты закрытых пространств”, которые медленные и мелодичные, но большинство песен все же энергичные и качающие. Ты видишь больше свою музыку как энергетический напор или лирических песен будет в дальнейшем больше?
Никогда не задумываюсь над тем, что мы играем. Там такие композиции или сякие. Мы составляем на конкретный концерт программу, чтобы людям было интересно. У нас много материала, мы выбираем, чтобы таким набором вписаться в гиг, чтобы никому не было обидно, чтобы не было такого, что группа 808 вышла, играет час, и типа «уходите уже». Мне кажется, что у нас тенденция к качу, но она вызвана техническим моментом. Технически сложно реализовать мелодику, чтобы она была хоть как-то разборчива. Если взять “Пилотов” — она довольно мутная, и если бы у нас было много такого, то это бы утомляло. Мы не задумываемся, нам нравится этот звук — и мы его используем, вот, например, Пузо говорит «мне это не нравится» — и мы эту песню не играем.
Какие группы на тебя повлияли, какие титаны тебя вдохновили?
Мои две самые любимые группы это Гражданская Оборона и The Doors. Вдохновляли одно время Metallica, Nirvana. Говорю, что вдохновляли, потому что заезжена эта музыка, как Кино — тоже хорошая группа, но уже теперь её не воспринимаешь как музыку. Меня всегда впечатлял саунд The Ocean, Radiohead, наверное, Oasis. Вот именно с точки зрения музыки – Ramones, Tool, Napalm Death, Darkthrone… Ты волнами слушаешь, и ты находишь в этой музыке что-то. Потом через год, двадцать лет они возвращаются к тебе бессознательно, и ты это что-то используешь. Из групп, которые сильно повлияли на тот звук, которым мы играем сейчас – это, кажется, Deftones, Tool, Converge и White Stripes. Хотя про последнее не скажу, что дичайше фанатею по Джеку Уайту, просто у нас тоже присутствует ограниченность гитары, постоянно прорываются блюзовые формы.
Ты ограничиваешь себя только гитарной музыкой для прослушивания или слушаешь еще классику, джаз и т.д.?
Редко слушаю не гитарную музыку, иногда что-то случайно — оно приятно, и я это слушаю. Иногда люблю послушать Бетховена, Грига, Рахманинова, Чайковского. Иногда нахожу классических, о которых ничего не знаю, но не скажу, что слушаю запоем.
В последнее время в русскоязычном ютубе появилось много музыкальных блогеров. Вот лично на тебя как-то повлиял русский гитарный ютуб?
Я считаю, что вся эта блогосфера частенько объединяет людей талантливых и людей, которые только умеют производить вид, что они что-то знают, и поэтому имеют право советовать другим людям. И люди их смотрят. И потому что люди их много смотрят это добавляет их аудитории веса. Человек становится более уважаемым, хотя по факту, возможно, он дурак. Часто люди занимаются не творчеством, а обсирают кого ни попадя — всегда популярно выезжать на скандальной теме. На нашу музыку русский гитарный ютуб не повлиял никак.
— Ходите на концерты — это самое лучшее, что можно сделать. Вместо того, чтобы гнить, бухать в барах или (о ужас!) бухать в домах, лучше бухать на концертах. Вы все равно бухаете и ничем добрым не занимаетесь, так пойдите и тусаните и поддержите исполнителей. Это как раз и поднимет новую волну!