+
Марья Мурашова
Иллюстрация: Анастасия Дубинкина

Интервью: режиссерка и фотографка Марья Мурашова

В декабре состоится онлайн-премьера фильма “Дебаркадеры” от петербургской режиссерки и фотографки Марьи Мурашовой на фестивале документального кино “Флаэртиана”. Ленту сняли под Казанью, где съемочную команду встретили без особого удовольствия. Там же Марья создала фотографии, вывернув город наизнанку. Впрочем, такие же фотографии получались у нее и в командировке в прянично-резной Рязани, лучистом Стамбуле и на съемках фильма о косьбе морской капусты.

Мы поговорили с Марьей о тонкостях съемки кино, о документалистике и увидели городскую жизнь в лицо: когда двумирье и безвременье можно запечатлеть на кинопленку, мыльницу и даже камеру айфона. Размышления режиссерки и фотографки публикуем в форме монолога. 


Изнанка бытия Марьи


“Меня зовут Марья и я…

…занимаюсь режиссурой на протяжении десяти лет, если считать время учебы (хотя, я бы не стала, пожалуй). Закончила я Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, направление «Режиссура кино и ТВ» (мастерская М.С Литвякова и И.П Калининой).  

Родилась я в Ижевске, это республика Удмуртия. В Петербург я уехала в 18 лет, соответственно, полжизни я живу здесь. 

Как все началось?

Я никогда не хотела быть режиссером. Это произошло совершенно случайно. Я просто уехала поступать на журналистику, у меня не получилось, и вскоре я вновь поступила на тележурналистику. На втором году учебы я поняла, что то, что я хочу делать — это документальное кино, ну и соответственно, я пошла и поступила заново, в третий раз. Я четко отдавала себе отчет, что я делаю, зачем и почему мне это так необходимо.  Даже сейчас, зная, как трудно заработать на документальном кино деньги, как сложно пробираться, я бы поступила так же. Вряд ли я что-то поменяла бы.

Я бы не сказала, что я занимаюсь фотографией,..

…просто сначала это было необходимостью: мы учились снимать, фотографировали на пленку, печатали и проявляли в “лабораторках” в новом корпусе универа. Потом у меня было увлечение ломографией, когда пленка стоила какие-то копейки и проявка с печатью тоже, а цифровых камер еще не было.  

Соответственно, я не считаю, что занимаюсь документальной фотографией. Это, наверное, мои фотозаметки, по большому счету. Раньше я много писала в дневниках, блокноты у меня всегда были с собой, я записывала то, что вижу. Что вижу, слышу, что мне кажется важным запомнить. 

После того, как появились смартфоны с возможностью снимать, жизнь моя стала гораздо веселее. Теперь я снимаю, делаю фотографии или записываю короткие видео. Чаще всего я их никуда не выкладываю, в памяти телефона сейчас порядка 8000 фотографий и на всех моих десяти винчестерах распиханы по папкам “Айфон 2”, “Айфон 3”, “Видео айфон”. Никак не могу собраться и устаканить. 

Игровое кино — это не мое,..

…потому что мне нравится преобразовывать существующий мир, даже не преобразовывать, а показывать его таким, каким его вижу и чувствую я, а не сдавать создавать новые миры с нуля.  

У меня есть режиссерский дебют “Собиратели морской травы”, снимала я его на Соловках. Это про мужиков, которые косят морскую капусту в море. В этом году я закончила фильм “Дебаркадеры”. У него будет онлайн-премьера на фестивале “Флаэртиана” в декабре. Тоже онлайн, к сожалению. А сейчас вот работаю над проектом про лесных пожарных. 

Я снимаю про…

…изнанку бытия. Про другие миры. Когда-то я очень любила Крапивина, когда была девочкой, и с тех пор я все время ищу вот эти его параллельные пространства, вроде безлюдных, которые он описывает, и говорю о них. Наверное, это можно назвать магическим реализмом. 

Изнанка в городе — это не о жителях. И, наверное, даже не о визуальной картинке. Это о том, что бывают такие места, в которых время идет по-другому. Когда ты попадаешь в них, то ощущаешь себя по-другому. Это сложно передать словами, но вот писатель Денис Осокин хорошо с этим справился. Но это точно не о жителях. Люди являются лишь частью изнаночного мира. По крайней мере, для меня.

Нельзя сказать, что у меня есть любимый режиссер.

Это примерно то же самое, что предположить, что у меня есть любимый писатель. В разное время жизни и в разные времена суток нравятся разные фильмы и режиссеры. Есть несколько работ, которые мне очень нравятся, но я всё равно не могу сказать, что равняюсь на них. Например, ранний Лозница. Или есть настольный фильм “Хлебный день” Сергея Дворцевого. Когда я посмотрела его в первый раз, я совершенно ничего не поняла, мне показалось, что это какая-то ересь. Но потом я влюбилась, и теперь пересматриваю его регулярно. 

Вот еще один программный фильм, внутренний и личный — “Одя” Эдгара Бартенева, его первая работа, которая снята по сценарию Дениса Осокина — моего любимого писателя, ныне, слава богу, все еще здравствующего. Он единственный человек, кстати, по сценарию которого я хочу снять игровое кино. Мало того, что он прекрасный человек, так еще и его книги — тот самый магический реализм. Это то, что я пытаюсь найти в этой жизни и показать в своем кино. 

Кстати, в последнее время меня мало что будоражит, я всегда стараюсь смотреть больше документального кино или, как я говорю, врага нужно знать в лицо. Есть же такая книжка у Остина Клеона “Кради как художник”. Где-то ты увидишь приемы, где-то что-то еще. Также подписана на “Такие дела”. 

Многие любят путешествовать.

Я не исключение.  Я, наверное, не могу сказать, что есть города, которые меня как-то впечатляют. Потому что в принципе я могу в любом городе найти то, что мне нравится. И он будет выглядеть совсем не таким, каким бы его видели мои друзья. 

Давече у меня была командировка в Рязань, она была коротенькая, по работе, не было времени бродить по улице. Но я сняла совершенно другую Рязань. Помнят ее пряничной, резной. Я сняла ее как чудовищную хтонь. Собственно, и то и другое имеет место быть там. Каждый волен выбирать свой взгляд, свою грань, свои города. 

Я не могу сказать, что какие-то съемки оставили после себя необычные воспоминания. Все одинаково важно, и я не выделяю что-то особенно. Кадры — да, часто просят удалять охранники. И люди все время рассказывают о себе любопытные вещи, даже когда у них ничего не спрашиваешь. 

Такая штука, что…

…документального кино довольно немного в свободном доступе. Проводятся, конечно, фестивали и режиссеров до чертиков. Но у нас нет системы проката и нет системы показа. “24 Doc” приказал долго жить, осталось несколько сайтов, где можно что-то посмотреть, мы остались вне повестки. Можно смотреть и американские, но это платно, не все имеют финансовую возможность. 

У меня не очень большая фильмография, потому что документальное кино — это достаточно долго в нашей стране. Потому что пока найдешь денег, пока запустишь, пока закончишь — вот уже и два-три года прошло.

Мне очень нравится снимать на русском севере.

Там прекрасно и люди там чудесные. Сложнее всего было снимать в Казани, как ни странно. Такого числа озлобленных, готовых к агрессии и готовых к немотивированным атакам я не встречала людей никогда и нигде. Мне пришлось выучить номер статьи, по которой я имею право снимать в общественных пространствах. Это в первый раз за мои 10 лет опыта. 

Под Казанью мы снимали фильм “Дебаркадеры”, это в селе Матюшино. Там приходилось бесконечно объяснять, почему мы снимаем так долго: три раза за сезон каждый раз. И объясняли, что каждый раз все меняется. Под конец люди к нам привыкли. Бабушки приносили нам помидоров, которые считали самыми лучшими в окрестностях Казани. Нас уже перестали замечать и на нас перестали реагировать. 

У меня есть традиция.

Из каждого города я отправляю открытки друзьям с описанием города. Каждому, конечно, получается свое описание, я их не дублировала. Из Стамбула я отправляла дважды из-за больших марок, и я не смогла разобраться, где продаются открытки. 

Но мне одинаково интересно снимать везде — и в России, и за границей. Потому что то, что меня привлекает можно найти и там, и там. За границей, может быть, легче, потому что это экзотика. В первые дни ты снимаешь все подряд. Потом уже, когда глаз наелся, начинаешь вычленять из этого непривычное, что-то по-настоящему важное, то, что говорит тебе об этом месте и об этом городе. 

Кстати!

Я много снимаю, гораздо больше, чем выкладываю. Для меня съемки — способ принятия действительности. Через объектив я чуть острее начинаю видеть. Чуть глубже.”

Более полно ознакомиться с фото-работами Марьи Мурашовой вы можете на её странице в Instagram: instagram.com/neo_doc/

Редактор: Ильдар Мухамадеев

Фотографии взяты из открытых источников.