
Интервью: режиссерка и фотографка Марья Мурашова
Мы поговорили с Марьей о тонкостях съемки кино, о документалистике и увидели городскую жизнь в лицо: когда двумирье и безвременье можно запечатлеть на кинопленку, мыльницу и даже камеру айфона. Размышления режиссерки и фотографки публикуем в форме монолога.
Изнанка бытия Марьи
“Меня зовут Марья и я…
…занимаюсь режиссурой на протяжении десяти лет, если считать время учебы (хотя, я бы не стала, пожалуй). Закончила я Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, направление «Режиссура кино и ТВ» (мастерская М.С Литвякова и И.П Калининой).
Родилась я в Ижевске, это республика Удмуртия. В Петербург я уехала в 18 лет, соответственно, полжизни я живу здесь.
Как все началось?
Я никогда не хотела быть режиссером. Это произошло совершенно случайно. Я просто уехала поступать на журналистику, у меня не получилось, и вскоре я вновь поступила на тележурналистику. На втором году учебы я поняла, что то, что я хочу делать — это документальное кино, ну и соответственно, я пошла и поступила заново, в третий раз. Я четко отдавала себе отчет, что я делаю, зачем и почему мне это так необходимо. Даже сейчас, зная, как трудно заработать на документальном кино деньги, как сложно пробираться, я бы поступила так же. Вряд ли я что-то поменяла бы.
Я бы не сказала, что я занимаюсь фотографией,..
…просто сначала это было необходимостью: мы учились снимать, фотографировали на пленку, печатали и проявляли в “лабораторках” в новом корпусе универа. Потом у меня было увлечение ломографией, когда пленка стоила какие-то копейки и проявка с печатью тоже, а цифровых камер еще не было.
Соответственно, я не считаю, что занимаюсь документальной фотографией. Это, наверное, мои фотозаметки, по большому счету. Раньше я много писала в дневниках, блокноты у меня всегда были с собой, я записывала то, что вижу. Что вижу, слышу, что мне кажется важным запомнить.
После того, как появились смартфоны с возможностью снимать, жизнь моя стала гораздо веселее. Теперь я снимаю, делаю фотографии или записываю короткие видео. Чаще всего я их никуда не выкладываю, в памяти телефона сейчас порядка 8000 фотографий и на всех моих десяти винчестерах распиханы по папкам “Айфон 2”, “Айфон 3”, “Видео айфон”. Никак не могу собраться и устаканить.
Игровое кино — это не мое,..
…потому что мне нравится преобразовывать существующий мир, даже не преобразовывать, а показывать его таким, каким его вижу и чувствую я, а не сдавать создавать новые миры с нуля.
У меня есть режиссерский дебют “Собиратели морской травы”, снимала я его на Соловках. Это про мужиков, которые косят морскую капусту в море. В этом году я закончила фильм “Дебаркадеры”. У него будет онлайн-премьера на фестивале “Флаэртиана” в декабре. Тоже онлайн, к сожалению. А сейчас вот работаю над проектом про лесных пожарных.

Я снимаю про…
…изнанку бытия. Про другие миры. Когда-то я очень любила Крапивина, когда была девочкой, и с тех пор я все время ищу вот эти его параллельные пространства, вроде безлюдных, которые он описывает, и говорю о них. Наверное, это можно назвать магическим реализмом.
Изнанка в городе — это не о жителях. И, наверное, даже не о визуальной картинке. Это о том, что бывают такие места, в которых время идет по-другому. Когда ты попадаешь в них, то ощущаешь себя по-другому. Это сложно передать словами, но вот писатель Денис Осокин хорошо с этим справился. Но это точно не о жителях. Люди являются лишь частью изнаночного мира. По крайней мере, для меня.
Нельзя сказать, что у меня есть любимый режиссер.
Это примерно то же самое, что предположить, что у меня есть любимый писатель. В разное время жизни и в разные времена суток нравятся разные фильмы и режиссеры. Есть несколько работ, которые мне очень нравятся, но я всё равно не могу сказать, что равняюсь на них. Например, ранний Лозница. Или есть настольный фильм “Хлебный день” Сергея Дворцевого. Когда я посмотрела его в первый раз, я совершенно ничего не поняла, мне показалось, что это какая-то ересь. Но потом я влюбилась, и теперь пересматриваю его регулярно.
Вот еще один программный фильм, внутренний и личный — “Одя” Эдгара Бартенева, его первая работа, которая снята по сценарию Дениса Осокина — моего любимого писателя, ныне, слава богу, все еще здравствующего. Он единственный человек, кстати, по сценарию которого я хочу снять игровое кино. Мало того, что он прекрасный человек, так еще и его книги — тот самый магический реализм. Это то, что я пытаюсь найти в этой жизни и показать в своем кино.
Кстати, в последнее время меня мало что будоражит, я всегда стараюсь смотреть больше документального кино или, как я говорю, врага нужно знать в лицо. Есть же такая книжка у Остина Клеона “Кради как художник”. Где-то ты увидишь приемы, где-то что-то еще. Также подписана на “Такие дела”.
Многие любят путешествовать.
Я не исключение. Я, наверное, не могу сказать, что есть города, которые меня как-то впечатляют. Потому что в принципе я могу в любом городе найти то, что мне нравится. И он будет выглядеть совсем не таким, каким бы его видели мои друзья.
Давече у меня была командировка в Рязань, она была коротенькая, по работе, не было времени бродить по улице. Но я сняла совершенно другую Рязань. Помнят ее пряничной, резной. Я сняла ее как чудовищную хтонь. Собственно, и то и другое имеет место быть там. Каждый волен выбирать свой взгляд, свою грань, свои города.
Я не могу сказать, что какие-то съемки оставили после себя необычные воспоминания. Все одинаково важно, и я не выделяю что-то особенно. Кадры — да, часто просят удалять охранники. И люди все время рассказывают о себе любопытные вещи, даже когда у них ничего не спрашиваешь.
Такая штука, что…
…документального кино довольно немного в свободном доступе. Проводятся, конечно, фестивали и режиссеров до чертиков. Но у нас нет системы проката и нет системы показа. “24 Doc” приказал долго жить, осталось несколько сайтов, где можно что-то посмотреть, мы остались вне повестки. Можно смотреть и американские, но это платно, не все имеют финансовую возможность.
У меня не очень большая фильмография, потому что документальное кино — это достаточно долго в нашей стране. Потому что пока найдешь денег, пока запустишь, пока закончишь — вот уже и два-три года прошло.

Мне очень нравится снимать на русском севере.
Там прекрасно и люди там чудесные. Сложнее всего было снимать в Казани, как ни странно. Такого числа озлобленных, готовых к агрессии и готовых к немотивированным атакам я не встречала людей никогда и нигде. Мне пришлось выучить номер статьи, по которой я имею право снимать в общественных пространствах. Это в первый раз за мои 10 лет опыта.
Под Казанью мы снимали фильм “Дебаркадеры”, это в селе Матюшино. Там приходилось бесконечно объяснять, почему мы снимаем так долго: три раза за сезон каждый раз. И объясняли, что каждый раз все меняется. Под конец люди к нам привыкли. Бабушки приносили нам помидоров, которые считали самыми лучшими в окрестностях Казани. Нас уже перестали замечать и на нас перестали реагировать.
У меня есть традиция.
Из каждого города я отправляю открытки друзьям с описанием города. Каждому, конечно, получается свое описание, я их не дублировала. Из Стамбула я отправляла дважды из-за больших марок, и я не смогла разобраться, где продаются открытки.
Но мне одинаково интересно снимать везде — и в России, и за границей. Потому что то, что меня привлекает можно найти и там, и там. За границей, может быть, легче, потому что это экзотика. В первые дни ты снимаешь все подряд. Потом уже, когда глаз наелся, начинаешь вычленять из этого непривычное, что-то по-настоящему важное, то, что говорит тебе об этом месте и об этом городе.
Кстати!
Я много снимаю, гораздо больше, чем выкладываю. Для меня съемки — способ принятия действительности. Через объектив я чуть острее начинаю видеть. Чуть глубже.”
Более полно ознакомиться с фото-работами Марьи Мурашовой вы можете на её странице в Instagram: instagram.com/neo_doc/
Редактор: Ильдар Мухамадеев
Фотографии взяты из открытых источников.