+
Михаил Куянов

Интервью: Михаил Куянов

Прогуливаясь по Арбату не важно какого города, никогда не знаешь, на какого уличного музыканта наткнёшься. Обычно это гитаристы разного уровня мастерства и дедушки, играющие на гармонике. Мне же в Улан-Удэ удалось наткнуться на целого виолончелиста из Хабаровского края. Я послушал его исполнение, купил у него два диска и записал с ним интервью. Зовут этого музыканта большой скрипки Михаил Куянов. Он композитор, экспериментатор и просто хороший музыкант. Если бы я не гулял в тот прекрасный день, то и не узнал бы о нём.

Кирилл: Давай начнём с банального: как дошёл до жизни такой?

Михаил: Мама — педагог в музыкальной школе. Правда, долго не получалось с музыкой. Потом она меня лет в 12 на саксофон отдала. Я год проучился. Потом «святые» девяностые. В общем, года на четыре я на музыку забил, потом только в 16 лет взял гитару. Бренчал что-то невразумительное. Потом губная гармошка, всякие дудки, создание тысячи и одного коллектива, где никто ничего не умел. Это тоже стало надоедать.

В 2005-м (21 год мне тогда был), я услышал «Мельницу». Такое звучание я раньше нигде не слышал, и оно так вштырило. Подумал: а что, так можно было? Там совмещалось всё, что я люблю: красивое звучание классических инструментов и драйв-рок подача. Я захотел сделать то же самое. Сначала пытался создавать фолк-коллективы. В 26 лет я взялся за виолончель. Думал, что будет просто отдушина, буду заниматься для души. До этого мелким бизнесом занимался, компьютерами, сети настраивал, консультировал людей по бухгалтерской программе. Потом как-то перетекло. Вышел, поиграл, мне понравилось, ну и стал подходить к этому профессионально: занимался с педагогами, закончил экстерном музыкалку в 30 лет, поступил в колледж в Хабаровске, но потом бросил, потому что тяжело было работать и учиться. В итоге, стал самоучкой. Самообучение — это всё. Всегда, сколько себя помню, сам учился и не делал из этого проблему.

Потом пришла пора записываться самому. Студию организовал в Комсомольске, купил помещение, откладываю деньги на микрофоны, кабину звукоизоляционную и т. д. Стал заниматься звукорежиссурой. Произошла некоторая синергия: когда я играю на улице, это не только работа музыканта, тут она далеко не на первом месте — тут работа звукорежиссёра важней. Как говорил мой один знакомый электрогитарист: «Когда ты классический гитарист, твои инструменты — инструмент и помещение, а если ты электрогитарист, то у тебя инструмент — всё (гитара, комбик, шнуры и прочее)». Как схему всю сделаешь, так и будет. На первом месте работа звукорежиссёра. Допустим, ставлю комбо-усилитель, настраиваю педали эффектов, частотный эквалайзер. Вправо-влево сдвинул, и уже другой звук. А поскольку инструмент у меня безладовый, то на нём играть с подключением сложнее гораздо, чем с акустикой. Те, кто никогда на таком не играли, те не поймут. Потом ещё работа мастера по инструментам. У меня инструмент во многом модифицированный — друг гитарный мастер, да и я люблю всякие улучшалки.

В общем, три-четыре профессии работают одновременно, когда играешь на улице. Плюс такая игра — это постоянный стресс, кто не играл — не знает. Солнышко припекло, струна что? Правильно, расширяется. Строй что делает? Правильно, плывёт. Надо учитывать температуру, надо делать необходимые упреждения. Академические музыканты любят иногда поругать, но они такого опыта не имеют, на самом деле. Не все, некоторые имеют, но те, кто имеют, как правило, грязью не поливают.

Как-то так и дошёл до такой жизни. И где мне ещё найти сцену? Я играю, конечно, на мероприятиях, свадьбах, корпоративах. Но где мне ещё найти площадки? Я не такого пошиба музыкант, чтобы концерты играть в филармонии, поэтому меня это не парит. Мне нормально, мне комфортно. Я делаю, что могу. Как говорят британцы: «Я делаю, что должен, и будь, что будет.»

Кирилл: Самое необычное место, где ты играл?

Михаил: Они все необычные. Везде есть своя специфика

Кирилл: Не хотелось сделать свою какую-нибудь «вундервафлю» из виолончели и сыграть на ней? Второй гриф, например. Поэкспериментировать, попридумывать.

Михаил: Я постоянно экспериментирую. Только то, о чём ты сказал, это немножко не то. Я играю именно на акустическом инструменте, поэтому что только у акустики есть тембр, за который его и любят. Потому что электроинструмент…

Кирилл: Нет, не электро. Есть, например, гитарист Лука Стриканьоли. Отличный музыкант. Он свою акустическую гитару сделал, с тремя грифами, и каждый выполняет свою функцию.

Михаил: Понятно. Но тут, на самом деле, просто играть на инструменте уметь надо и можно делать всё, что хочешь. Не нужно второй гриф. Что нужно, так это педали эффектов. Вот это — да, это то самое, что даёт эффект.

Кирилл: Какой самый любимый музыкальный жанр. Что отзывается в душе?

Михаил: Много чего люблю.

Кирилл: Ну, назови хотя бы три.

Михаил: Фолк-рок, стим-панк (фикция, конечно).

Кирилл: Общехудожественное направление.

Михаил: Ну да. Пытаюсь стим-панк в музыке изобрести. Рок люблю. Красивый симфоник-метал люблю. Недавно на слог припёрло альтернативный.

Кирилл: Какой на данный момент коллектив? Или ты их часто меняешь?

Михаил: Не, не меняю. Студийный проект есть. С гитаристом сколлаборировались в Комсомольске. Мне нравится, что он делает, по большей части. Ну вот у нас неплохой тандем получился. У него один подход к музыке, у меня другой. Мы дополняем друг друга. Диск, который «Сны туманной империи» — это вот с ним совместный продукт. Там есть чисто его вещи, чисто мои вещи, и есть общие.

Кирилл: Альбом получился интересным и разнообразным. Он нескучный.

Михаил: Я и хотел, чтобы он был нескучный. Основная цель — разнообразные вещи. Кто-то наоборот за это ругал. А мне нравится.

Кирилл: А хотелось бы сделать не просто концептуальный альбом, а прям сюжетный?

Михаил: Я и пытался сделать. Просто сюжет притянут…

Кирилл: …за уши.

Михаил: Я и хотел сделать, чтобы одна вещь перетекала в другую.

Кирилл: Как тебе Улан-Удэ? Хорошие и плохие стороны.

Михаил: В принципе, нравится. Спокойный, тихий, на мой родной город похож, только поменьше. Из плохого — алкашей много.

Кирилл: Да.

Михаил: Часто мешают работать.

Кирилл: Встречался с кем-нибудь из местных музыкантов? Предлагали коллаборации?

Михаил: Нет. Пока не предлагали. Но мне хватает своих идей, которых до конца жизни не сделать. Ещё на чужие проекты отвлекаться не хватало.

Кирилл: Куда дальше?

Михаил: Иркутск.

Кирилл: Потом вся Россия?

Михаил: Вряд ли.

Кирилл: До Урала?

Михаил: Всё таки лето — это возможность поработать. Путешествия — это удовольствие и развлечение, а я пока больше работаю, чем отдыхаю.

Кирилл: На свою мечту копишь?

Михаил: Ну, я не то что коплю, я иду к этому. Постоянно студию улучшаю. Отдыхать вообще не умею.

Кирилл: Удачи тебе, в любом случае. Спасибо за уделённое время.


Дальше Михаил отправился в Иркутск, а сейчас он уже во Владивостоке (или в ещё каком-нибудь городе, может быть, даже в вашем — прим. ред).