Интервью: художница и дизайнер Валерия Тыняная (Красноярск)
“Флаг в руки” и точка отсчета.
Валерия начала свою карьеру с любви к рисованию: “Это было несерьезно, я не получала художественное образование, просто рисовала в стол”. В 20 лет начинающая художница работала фотографом на различных мероприятиях, выставках и спектаклях, где познакомилась с другими художниками, а в 2016 году получила приглашение на участие в групповой выставке “Флаг в руки” — это и стало настоящей точкой отсчета. В 2019 году прошла дебютная выставка “777”, которая вызвала большой интерес у публики.
Фольклор, нуар и мрачность.
Многие работы Валерии выполнены в мрачных тонах или отсылают к русскому фольклору, но не к доброму, к которому привыкли дети, а к настоящему и первородному: к магии в темных тонах. Этот стиль не выбирался специально, и, на первый взгляд, выбор этот был случайностью: ради эксперимента Валерия решила выполнить работу в черно-белом с золотом, и, как результат, получила огромное удовольствие от процесса и от итогового результата. Но по словам художницы, этот стиль сформировался в ее голове: “Я смотрела много разного контента художников, подмечала, что мне нравится. Темные тона были моей базой как в рисовании, так и во внешнем виде. Мне нравился нуар, мрачность. Проще говоря, “ребята, простите, но я не удержалась и стала готкой…”. Фольклор, безусловно, люблю, потому что это миф, сказка и магия, убежище от реальности. Я по натуре эскапист и вечно витаю в облаках, в своих фантазиях и вымышленных мирах”. Сейчас Валерия работает над тем, чтобы расширить диапазон творчества. В ее планах достичь уровня “мультимедийного художника”, а в длительной перспективе — участие в международной биеннале, и для достижения этих целей она поступила в арт-школу в этом году. Это поможет пополнить свои знания в области современного искусства и создавать новые работы более сложными и осмысленными.
Дело жизни и доход.
К сожалению, эти вещи мало связаны друг с другом: “Доход от частного творчества — не частый гость”. Однако свое творчество Валерия признает делом жизни и призванием — даже не хобби и уж точно не как способ заработка. Что интересно, основная работа художницы тоже в творческой сфере дизайна и иллюстрации. В начале этого года Валерия приняла решение взять тайм-аут и занялась развитием арт-комьюнити “Пушка” и, по сути, все так же работала с искусством и его популяризацией, но сама почти ничего не рисовала. Сейчас ситуация меняется, хоть и собственной студии у Валерии больше нет.
“Творческий застой” — что с ним делать. Ну и конечно самоизоляция.
Отсутствие идей и вдохновения, желания творить, что-то создавать и делать — достаточно частая ситуация среди творческих людей. Валерия в такие периоды старается не заниматься самобичеванием и дает себе время. “Кризис идей и застой лечатся насмотренностью и новыми событиями: кино, музыка, картинки на Pinterest”. А вот если желание пропало в процессе написания работы и уже не хочется заниматься ею, то заставлять себя через силу, по мнению художницы, совсем не стоит: “Бывает, что какая-то картина перестает быть актуальной или в процессе уже понятно, что она меня не устраивает. Я дорисовывала и совершенствовала картины и спустя 6-12 месяцев. Это нормально, я не истеричный перфекционист”.
Карантин больно ударил не только по экономике и сфере продаж, но и по людям, работающим в сфере культуры, живописи, музыки; в общем, по таким, как Валерия: “Карантин повлиял на профессиональную сферу, многие художники, включая меня, остались без заработка”. В это долгое время она почти не занималась личным творчеством, не было настроения, всеобщая тревога все сковывает. Самоизоляция прошла в попытках сохранить жизнь арт-комьюнити, перейти в онлайн и придумать проекты, популяризирующие искусство, не выходя из дома: “На фоне всего этого для меня важнее было поддерживать общую устойчивость, получилось вместе с местным ТВ запустить проект о художниках “ИЗОляция”, благодаря которому появились продажи картин и наше сообщество (“Пушка”) выросло в два раза”.
Редактор: Ильдар Мухамадеев