+
В основу обложки лёг рисунок Михаила Шевякова, барабанщика группы.

Эта музыка будет вечной. Воскресение — «Воскресение 2».

Вспоминаем вместе культовые пластинки, без которых невозможно представить независимую музыку!
  • Исполнитель: Воскресение
  • Альбом: Воскресение 2
  • Год: 1981
  • Страна: СССР

40 лет назад эта легендарная пленка была записана в подвале, а песни с неё звучали уже на стадионах. Состав «Воскресения», записавший этот альбом, был близок к идеальному, но, к сожалению, тандем Романова и Никольского распался уже через год, и даже поздние воссоединения не исправили ситуацию. 

Но запись-то осталась…

Начнём с того, что у «Воскресения» было несколько составов, и конкретный состав 1981 года был вторым. Первый состав сколотили ушедшие из «Машины Времени» Сергей Кавагоэ и Евгений Маргулис, позвав к себе Алексея Романова в качестве автора и исполнителя песен. Вместе с двоюродным братом Макаревича Алексеем записали первый альбом под названием «Воскресение 1». Было это в 1979 году. В группе был ещё певец-гитарист Андрей Сапунов, перепевший несколько песен своего друга Константина Никольского — тогда он сотрудничал с ансамблями «Фестиваль» и «Цветы». 

Первый состав «Воскресения», слева направо: А. Романов, А. Макаревич, С. Кавагоэ, Е. Маргулис, А. Сапунов.

Через год первый состав приказал долго жить, а Константин Никольский начал формировать свой коллектив, пригласив туда Сапунова, а позже и Романова. В новом составе Сапунов играл уже на бас-гитаре. На ударных играл Михаил Шевяков. Так получилось новое «Воскресение», и к 1981 году у группы накопился материал для плёнки. Никольский сам уговорил своего друга-звукорежиссёра Александра Арутюнова предоставить группе помещение для звукозаписи — им стал подвал МГИМО. 

Второй состав «Воскресения»: К. Никольский, А. Романов, А. Сапунов, М. Шевяков.

В течение четырёх ночей, с 7 по 10 июня 1981 года, группа записала 9 песен для альбома: три песни были авторства Никольского, остальные были написаны Романовым. Из них три песни Романова были перезаписанными версиями песен с альбома 1979 года («Кто виноват», «Я привык бродить один», «В жизни как в темной чаще»), а три — абсолютно новые. 

Александр Арутюнов, Алексей Романов, Андрей Сапунов, Константин Никольский и Михаил Шевяков в 1981 году.

Музыкально в группе явно преобладал белый блюз, но нашлось место и для мотивов регги («По дороге разочарований», «Один взгляд назад»), и для тяжелого рока («Мчится поезд», «Кто виноват?», «Воскресенье»), и даже для подобия ирландского фолка, так любимого Романовым («Я ни разу за морем не был). Никольский же был в ансамбле руководителем и соло-гитаристом, требовавшим от остальных музыкантов строгой дисциплины на репетициях и сессиях звукозаписи. Играл Никольский в стиле Марка Нопфлера из популярных тогда Dire Straits. 

Константин Никольский после одной из ночных сессий в подвале МГИМО в 1981 году.

В группе было три вокалиста: Романов на альбоме пел свои песни, лирический контртенор Сапунов спел две песни Никольского — «Воскресенье» и «Один взгляд назад». А в песне «В моей душе осадок зла» звучит голос уже самого Никольского.

Песня «В моей душе осадок зла» из альбома 1981 года. Поёт Константин Никольский.

Поэтический материал не уступал той же «Машине времени» — «воскресенцы» были единственным коллективом, который мог соревноваться с «Машиной» в поэзии. Как говорили критики, разница этих двух ансамблей была в том, что тексты Макаревича были полны позитива, света и надежды, в то время как в текстах Романова никакой надеждой и не пахло. Если лирик Никольский ещё как-то был «в поисках света» в потёмках (сейчас эту музыку можно назвать «доброй грустью»), то Романов хоть и мог создать мажорную мелодию, был в своих текстах абсолютно пессимистичен, рассуждая о загранице, отношениях людей и несбывшихся надеждах (его песня «По дороге разочарований» стала визитной карточкой группы). В этом плане Романов и Никольский были своего рода «советскими Ленноном и Маккартни».

Не зря лидер группы «ДК» Сергей Жариков отмечал, что «мелодизм Никольского был окрашен подчёркнуто протестным драйвом Романова». Сам альбом Жариков назвал «актуальным московским высказыванием» тех времён. Состав Романов-Сапунов-Никольский-Шевяков до сих пор считают лучшим в истории «Воскресения».

Романов и Никольский во время концерта в 1981 году.

Боже, как давно это было,
Помнит только мутной реки вода.
Время, когда радость меня любила,
Больше не вернуть ни за что, никогда.

«Один взгляд назад»

Кто виноват? И в чём секрет,
Что горя нет и счастья нет?
Без поражений нет побед,
И равен счёт удач и бед.
И чья вина, что ты один?
И жизнь одна, и так длинна,
И так скучна, а ты всё ждёшь,
Что ты когда-нибудь умрёшь.

«Кто виноват?»

Я ни разу за морем не был» —
Сердце тешит привычная мысль.
Там такое же синее небо
И такая же сложная жизнь.
Может, там веселей и богаче,
Ярче краски и лето теплей,
Только также от горя там плачут,
Так же в муках рожают детей
.

«Я ни разу за морем не был»

У альбома был один недостаток — сведение. Звук в наушниках Арутюнова не совпал со звуком в мониторах: в итоге на выходе ударные страшно били по ушам, а вокал был еле слышен и звучал где-то в глубине. Издатели обратили внимание на это, когда выпускали виниловую пластинку в 1992 году. 

Кстати, это была первая официальная пластинка «Воскресения», несмотря на то, что это был второй номерной альбом. Ходила пластинка под разными названиями — «Воскресение II», «Воскресение-1981» и просто «Воскресение». В честь выхода альбома музыканты дали мощный концерт в ДК им. Горбунова — его показали в передаче «Программа А». 

Пластинка официально была выпущена фирмой «Feelee» в 1992 году, и это была первый релиз в истории молодого лейбла. Альбом сразу занял первые места во всевозможных хит-парадах, оттеснив альбомы «Всё, что ты хочешь» группы «Технология» и «Орден Сатаны» группы «Коррозия Металла».

Концерт в ДК Горбунова в 1992 году. Передача «Программа А».
Концерт в ДК Горбунова 24 мая 1992 года в честь выхода пластинки «Воскресение 2»

Но вернёмся в 1981 год: альбом стал стопроцентным «хитом», подпольно распространившимся тысячами экземпляров. Но уже в 1982 году после ряда концертов группа распадается. Причинами называют уход Романова в филармонию и учёбу Никольского и Сапунова в Гнесинском училище. Но наиболее вероятной причиной стала явная разница темпераментов и характеров двух лидеров в группе.

Никольский позже начал успешную сольную карьеру, однако его имя ещё долгие годы оказалось неразрывно связанным с группой «Воскресение»: до сих пор группе приписывают все песни Константина Никольского — даже те, которые он в «Воскресении» не исполнял. Например, песня «Мой друг художник и поэт» группой «Воскресение» не исполнялась никогда. И таких примеров хватает. Ныне «воскресенцы» не исполняют песен Константина вообще.

Для Романова и звукорежиссёра Арутюнова запись «Воскресения II» оказалась роковой: в августе 1983 оба угодили за решетку по обвинению в нелегальной предпринимательской деятельности в виде распространения альбома и дачи концертов (дело открыли в 1982 году после подпольного концерта в ДК Мехтеха). Оба получили по три года колонии. 

А. Романов, М. Шевяков, А. Сапунов, К. Никольский, 1982 год.

Запись альбома была конфискована, но Арутюнов сумел после ареста заполучить эту запись запись себе путём подмены плёнок. 


Когда я увольнялся с телевидения, на мне числилось определённое количество плёнки, которую я обязан был вернуть обратно. Взяв на работе соответствующую бумагу о своих плёночных долгах, я поехал в управление внутренних дел. Они вернули мне оригиналы, сопроводив этот акт документом о выдаче пленок. После чего я рванул на такси домой, намотал на основание катушки необходимое количество ненужной пленки и вернул «долг» на телевидение. Таким обманом мне удалось сохранить оригиналы.

Александр Арутюнов (взято из книги А. Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»)


Впоследствии легендарный состав «Воскресения» с Никольским и Романовым во главе воссоединялся в 1989 году (концерт в честь десятилетия группы), в 1992 году (концерт в честь издания альбома на виниле) и в 1994 году — группа дала с Никольским один концерт, после которого пути музыкантов с их бывшим руководителем разошлись окончательно. 

Константин Никольский, наши дни.

Ныне Никольский остро реагирует на вопросы о группе «Воскресение», а когда Сергей Миров писал мемуары о группе, Константин Николаевич даже потребовал убрать его имя из книги. Поэтому персонаж Никольского в книге был подписан как «Тот-Кого-Нельзя-Называть» (ТКНН). Прям как лорд Волан-де-Морт из романов Джоан Роулинг! 

Романов, Сапунов и Шевяков играли вместе как минимум до 2003 года — тогда группу покинул Шевяков. Андрей Сапунов покинул коллектив в 2016 году из-за политических разногласий с Романовым. 13 декабря 2020 Андрей Борисович Сапунов скончался. 

Андрей Сапунов в 2016 году.

Участники записи: 

  • Алексей Романов — вокал, гитара; 
  • Андрей Сапунов — бас-гитара, вокал в первых двух песнях; 
  • Константин Никольский — лид-гитара, соло-гитара, вокал в шестой песне;
  • Михаил Шевяков — ударные, свистулька в последней песне; 
  • Александр Арутюнов — звукорежиссёр альбома. 

Редактор: Ильдар Мухамадеев