Эта музыка будет вечной. Воскресение — «Воскресение 2».
- Исполнитель: Воскресение
- Альбом: Воскресение 2
- Год: 1981
- Страна: СССР
40 лет назад эта легендарная пленка была записана в подвале, а песни с неё звучали уже на стадионах. Состав «Воскресения», записавший этот альбом, был близок к идеальному, но, к сожалению, тандем Романова и Никольского распался уже через год, и даже поздние воссоединения не исправили ситуацию.
Но запись-то осталась…
Начнём с того, что у «Воскресения» было несколько составов, и конкретный состав 1981 года был вторым. Первый состав сколотили ушедшие из «Машины Времени» Сергей Кавагоэ и Евгений Маргулис, позвав к себе Алексея Романова в качестве автора и исполнителя песен. Вместе с двоюродным братом Макаревича Алексеем записали первый альбом под названием «Воскресение 1». Было это в 1979 году. В группе был ещё певец-гитарист Андрей Сапунов, перепевший несколько песен своего друга Константина Никольского — тогда он сотрудничал с ансамблями «Фестиваль» и «Цветы».
Через год первый состав приказал долго жить, а Константин Никольский начал формировать свой коллектив, пригласив туда Сапунова, а позже и Романова. В новом составе Сапунов играл уже на бас-гитаре. На ударных играл Михаил Шевяков. Так получилось новое «Воскресение», и к 1981 году у группы накопился материал для плёнки. Никольский сам уговорил своего друга-звукорежиссёра Александра Арутюнова предоставить группе помещение для звукозаписи — им стал подвал МГИМО.
В течение четырёх ночей, с 7 по 10 июня 1981 года, группа записала 9 песен для альбома: три песни были авторства Никольского, остальные были написаны Романовым. Из них три песни Романова были перезаписанными версиями песен с альбома 1979 года («Кто виноват», «Я привык бродить один», «В жизни как в темной чаще»), а три — абсолютно новые.
Музыкально в группе явно преобладал белый блюз, но нашлось место и для мотивов регги («По дороге разочарований», «Один взгляд назад»), и для тяжелого рока («Мчится поезд», «Кто виноват?», «Воскресенье»), и даже для подобия ирландского фолка, так любимого Романовым («Я ни разу за морем не был). Никольский же был в ансамбле руководителем и соло-гитаристом, требовавшим от остальных музыкантов строгой дисциплины на репетициях и сессиях звукозаписи. Играл Никольский в стиле Марка Нопфлера из популярных тогда Dire Straits.
В группе было три вокалиста: Романов на альбоме пел свои песни, лирический контртенор Сапунов спел две песни Никольского — «Воскресенье» и «Один взгляд назад». А в песне «В моей душе осадок зла» звучит голос уже самого Никольского.
Поэтический материал не уступал той же «Машине времени» — «воскресенцы» были единственным коллективом, который мог соревноваться с «Машиной» в поэзии. Как говорили критики, разница этих двух ансамблей была в том, что тексты Макаревича были полны позитива, света и надежды, в то время как в текстах Романова никакой надеждой и не пахло. Если лирик Никольский ещё как-то был «в поисках света» в потёмках (сейчас эту музыку можно назвать «доброй грустью»), то Романов хоть и мог создать мажорную мелодию, был в своих текстах абсолютно пессимистичен, рассуждая о загранице, отношениях людей и несбывшихся надеждах (его песня «По дороге разочарований» стала визитной карточкой группы). В этом плане Романов и Никольский были своего рода «советскими Ленноном и Маккартни».
Не зря лидер группы «ДК» Сергей Жариков отмечал, что «мелодизм Никольского был окрашен подчёркнуто протестным драйвом Романова». Сам альбом Жариков назвал «актуальным московским высказыванием» тех времён. Состав Романов-Сапунов-Никольский-Шевяков до сих пор считают лучшим в истории «Воскресения».
Боже, как давно это было,
Помнит только мутной реки вода.
Время, когда радость меня любила,
Больше не вернуть ни за что, никогда.
«Один взгляд назад»
Кто виноват? И в чём секрет,
Что горя нет и счастья нет?
Без поражений нет побед,
И равен счёт удач и бед.
И чья вина, что ты один?
И жизнь одна, и так длинна,
И так скучна, а ты всё ждёшь,
Что ты когда-нибудь умрёшь.
«Кто виноват?»
Я ни разу за морем не был» —
Сердце тешит привычная мысль.
Там такое же синее небо
И такая же сложная жизнь.
Может, там веселей и богаче,
Ярче краски и лето теплей,
Только также от горя там плачут,
Так же в муках рожают детей.
«Я ни разу за морем не был»
У альбома был один недостаток — сведение. Звук в наушниках Арутюнова не совпал со звуком в мониторах: в итоге на выходе ударные страшно били по ушам, а вокал был еле слышен и звучал где-то в глубине. Издатели обратили внимание на это, когда выпускали виниловую пластинку в 1992 году.
Кстати, это была первая официальная пластинка «Воскресения», несмотря на то, что это был второй номерной альбом. Ходила пластинка под разными названиями — «Воскресение II», «Воскресение-1981» и просто «Воскресение». В честь выхода альбома музыканты дали мощный концерт в ДК им. Горбунова — его показали в передаче «Программа А».
Пластинка официально была выпущена фирмой «Feelee» в 1992 году, и это была первый релиз в истории молодого лейбла. Альбом сразу занял первые места во всевозможных хит-парадах, оттеснив альбомы «Всё, что ты хочешь» группы «Технология» и «Орден Сатаны» группы «Коррозия Металла».
Но вернёмся в 1981 год: альбом стал стопроцентным «хитом», подпольно распространившимся тысячами экземпляров. Но уже в 1982 году после ряда концертов группа распадается. Причинами называют уход Романова в филармонию и учёбу Никольского и Сапунова в Гнесинском училище. Но наиболее вероятной причиной стала явная разница темпераментов и характеров двух лидеров в группе.
Никольский позже начал успешную сольную карьеру, однако его имя ещё долгие годы оказалось неразрывно связанным с группой «Воскресение»: до сих пор группе приписывают все песни Константина Никольского — даже те, которые он в «Воскресении» не исполнял. Например, песня «Мой друг художник и поэт» группой «Воскресение» не исполнялась никогда. И таких примеров хватает. Ныне «воскресенцы» не исполняют песен Константина вообще.
Для Романова и звукорежиссёра Арутюнова запись «Воскресения II» оказалась роковой: в августе 1983 оба угодили за решетку по обвинению в нелегальной предпринимательской деятельности в виде распространения альбома и дачи концертов (дело открыли в 1982 году после подпольного концерта в ДК Мехтеха). Оба получили по три года колонии.
Запись альбома была конфискована, но Арутюнов сумел после ареста заполучить эту запись запись себе путём подмены плёнок.
Когда я увольнялся с телевидения, на мне числилось определённое количество плёнки, которую я обязан был вернуть обратно. Взяв на работе соответствующую бумагу о своих плёночных долгах, я поехал в управление внутренних дел. Они вернули мне оригиналы, сопроводив этот акт документом о выдаче пленок. После чего я рванул на такси домой, намотал на основание катушки необходимое количество ненужной пленки и вернул «долг» на телевидение. Таким обманом мне удалось сохранить оригиналы.
Александр Арутюнов (взято из книги А. Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»)
Впоследствии легендарный состав «Воскресения» с Никольским и Романовым во главе воссоединялся в 1989 году (концерт в честь десятилетия группы), в 1992 году (концерт в честь издания альбома на виниле) и в 1994 году — группа дала с Никольским один концерт, после которого пути музыкантов с их бывшим руководителем разошлись окончательно.
Ныне Никольский остро реагирует на вопросы о группе «Воскресение», а когда Сергей Миров писал мемуары о группе, Константин Николаевич даже потребовал убрать его имя из книги. Поэтому персонаж Никольского в книге был подписан как «Тот-Кого-Нельзя-Называть» (ТКНН). Прям как лорд Волан-де-Морт из романов Джоан Роулинг!
Романов, Сапунов и Шевяков играли вместе как минимум до 2003 года — тогда группу покинул Шевяков. Андрей Сапунов покинул коллектив в 2016 году из-за политических разногласий с Романовым. 13 декабря 2020 Андрей Борисович Сапунов скончался.
Участники записи:
- Алексей Романов — вокал, гитара;
- Андрей Сапунов — бас-гитара, вокал в первых двух песнях;
- Константин Никольский — лид-гитара, соло-гитара, вокал в шестой песне;
- Михаил Шевяков — ударные, свистулька в последней песне;
- Александр Арутюнов — звукорежиссёр альбома.
Редактор: Ильдар Мухамадеев