Эссе: Управление вниманием через информационные каналы
Возьмём, к примеру, ТВ. Помимо всем известных и особо не скрываемых методов пропаганды через новостные передачи и банальных свойств рекламы (громче, больше, ярче), есть и более тонкий уровень управления ходом мысли зрителя. Тут уже это зависит от режиссёрской команды канала. От того, как будет расставлен свет, куда направлена камера и какие звуки и слова всё это сопровождают, зависит и ход мысли зрителя. Конечно, многое в рекламном деле строится на совершенно примитивных основах: приятный (или, наоборот, горланяще-резкий) голос диктора, въедливая музыка и дурацкий (но запоминающийся) слоган — какая доля рекламных роликов делается не по этому лекалу?
Также может быть использован приём положительной ассоциации, когда какой-либо бренд связывают с популярным, позитивным, необычным явлением (как пример: Coca-Cola и “Праздник к нам приходит” (эту же новогоднюю тематику эксплуатируют и M&M’s), Red Bull и экстремальные виды досуга, Raffaello и романтика, Pepsi и футбол. Ну и, банально, бренды рекламируют известные личности. Особо выражено это в рекламных роликах Dior, где достаточно минутку покрутить звезду в безумных или романтических ситуациях (не забыв, конечно, уделить пару секунд демонстрации самого продукта).
Если что, извиняюсь, я давно не смотрел ТВ. Но, думаю, основные принципы рекламы остались основными.
А что насчёт более близкой мне и читателям нашего журнала темы? Что насчёт музыки? Мне кажется, музыка тоже может управлять вниманием человека. Другой вопрос в том, делается это создателем музыки осознанно или нет. Разберём некоторые конкретные примеры.
Наверное, самым банальным приёмом привлечения внимания слушателя является плавный рост динамики с нуля до пика в определённый момент песни. Это не обязательно должна быть кульминация, это может применяться и в качестве вступления в припевы. Примеров песен, использующих эту фичу, действительно много: Nirvana — Drain You (2:20-2:33), Адаптация — Джейн Доу (4:48 — 4:52), также это применяется и в акустической музыке, электронной, но мне лень искать конкретные примеры.
Думаю, послушав те две песни, что я вам привёл, вы поймёте, о чём я говорю. Так вот, с чем связано повышение внимания к музыке во время подобных переходов к кульминационным частям? Думаю, здесь главную роль играют ритмичное удары по барабанам, которые растут в громкости — чем не звук быстро приближающихся шагов грозного хищника? Ещё мгновение — и зверь тебя настигнет. Это ли не повод навострить уши? Возможно и другое объяснение: сама динамика таких переходов в материальном мире аналогична замаху перед ударом (медленное закидывание руки, а потом резкий выпад вперёд) или прыжку (как в школе учили — сгибаем ноги в коленях, отводим руки назад и… прыг!). То есть этот музыкальный приём проделывает такой же путь по динамике, как и его аналоги в физическом мире. Кем бы мы были без нашего подсознания?
А почему возникают мурашки при прослушивании музыки? Наверное, каждый испытывал подобное, когда в плеере играл любимый момент из песни. Это могли быть невероятное гитарное соло или высоко взятая вокалистом нота, неважно. Я думаю, тут дело в той особенности, что при оправданных ожиданиях наш мозг синтезирует специальный нейромедиатор — дофамин, действие которого, в частности, заключается в повышении настроения. Ожидания оправдываются в том смысле, что мы предугадываем, какая нота последует за предыдущей. Причём для пущего эффекта прослушивание должно быть одним из первых, когда мы сами прогнозируем развитие мелодии, а не вспоминаем уже услышанное прежде. Собственно, поэтому нашему слуху так нравятся предугадываемые консонансы гармоний. Совершенно иначе мы воспринимаем неблагозвучные диссонансы, ведь они содержат в себе не те ноты, которые мы подсознательно рассчитываем услышать. Так что не только про любовь можно сказать, что это химия. Про музыку тоже.
В перерывах между сессиями написания этого эссе, я думал, какой же ещё приём манипуляции вниманием можно разобрать. Как раз в один из таких перерывов я смотрел интервью режиссёра Юрия Быкова в программе Николая Солодникова («ещёнепознер»). В некоторых моментах этого видео на фоне играла драматическая музыка, и в такие минуты я подсознательно воспринимал речь Быкова как более проникновенную. Хотя, разумеется, дело тут не в том, что и как говорит интервьюируемый, а как раз в этой фоновой музыке. Говорил он, в общем-то, обычные для творческого человека вещи.
Подумаем, где ещё это применяется. Первое, что приходит в голову, это, конечно, социальная реклама. Убери из неё музыку, и она действительно станет менее убедительной, не такой жалостливой. Удивительное влияние на наш мозг оказывает специальная подложка для текста. Второе, что приходит в голову — трейлеры. В кинотеатре можно словить передоз эпичностью от громогласного голоса диктора и так называемой «кинематографичной» музыки. Хотя, я заметил, что сейчас вместо диктора чаще используют текст. Из этого можно сделать вывод, что фоновая музыка может играть в паре не только с голосом, но и с текстом. Да даже взять сцену любого кино — любое событие, там описываемое, сопровождается соответствующей музыкальной темой. То есть, отсюда конечный вывод — музыкальный фон может играть большущую роль в восприятии информации в любом виде.
Все методы, описанные мной в этом эссе, применяются повсеместно. С информационными потоками, в которых они применяются, мы сталкиваемся ежедневно. И я вовсе не хочу сказать, что они плохи сами по себе. Просто нужно знать о существовании подобных влияний на наше подсознание, потому что хоть и сами по себе они безобидны, но цель их применения может быть разной, в том числе и негативной. В общем, держите ухо востро. Спасибо за внимание.
Иллюстрации: Софья Почтенная