+
Эссе О проблемах музыкальной журналистики

Эссе: О проблемах музыкальной журналистики

Что не так с музыкальной журналистикой? Что не так с ее критикой? Какие проблемы действительно существуют и есть ли способ их решить? Разбираемся с этим в с эссе главного редактора УндергрундХерос.

О проблемах музыкальной журналистики пишут давно: иногда просто статьи, иногда даже целые манифесты. Это как вечнозеленая и неувядающая тема. Но в последнее время количество этих статей, колонок, постов в телеграм-каналах участилось. При этом, в подавляющем количестве этих текстов опираются, в основном, на эмоциональную составляющую и страдают хаотичным повествованием. Я постараюсь избежать ошибок моих предшественников.

Когда говорят или пишут о музыкальной журналистике, в основном, все сводится к критике качества рецензий или обзоров на музыкальные произведения или на деятелей, которые эти музыкальные произведения создают. То есть проблема всей музыкальной журналистики сводится лишь к плохой музыкальной публицистике. И на мой взгляд, это важное упущение, ведь помимо публицистики (об этом жанре хорошую статью написал Ю. Виноградов), есть другие направления, которые также важны: новости, репортажи, интервью, рекомендации, критика, расследования (почему бы и нет?), видео, радио, подкасты и т.д. Если все это вместе собрать, то получится отраслевое СМИ. Для регулярной деятельности потребуется большой штат людей, как и в любом нормальном СМИ. 

Здесь мы и сталкиваемся с проблемой №1.

Экономика. 

Экономические стимулы — одни из самых сильных. Большинство того, что мы видим и чем пользуемся, на чём читаем эту статью — плод экономической деятельности множества людей. К сожалению, состояние экономики в России оставляет желать лучшего. Практически 8 лет идет планомерный спад или стагнация, падают реальные, а иногда и номинальные доходы населения. Условия для ведения бизнеса не становятся лучше, хотя и раньше они тоже были непростыми. 

Применительно к журналистике, это множество ограничительных законов, включая ограничение возможностей финансирования, размещения рекламы. Так, около 10-ти лет назад запрет на рекламу алкоголя в печатных изданиях убило достаточное их количество. Возможности подписок и донатов тоже не так велики, что практически не оставляет шансов на существование для нишевых отраслей, к которым относится музыкальная журналистика.

Сейчас отдельные музыкальные СМИ могут существовать лишь на деньги фондов крупного капитала, либо на деньги, близкие к государственным фондам, что туго связывает их редакционную политику по рукам и ногам. Остальные же игроки либо вымирают, либо ударяются во все тяжкие грехи SMM — на настоящую журналистику времени и сил просто не остается. Именно поэтому Meduza, Афиша, The Village, для которых музыкальная журналистика это лишь небольшой отдел, — наиболее уважаемые в среде независимой инди-музыки. 

Поэтому как бы “критики” современной музыкальной журналистики не ругали капитализм, пока человечество ничего лучше свободного рынка и конкуренции не придумало. Прочие эксперименты (Советский союз, Северная Корея, Китай) не показали успехов в музыкальной журналистике и в публицистике, в частности.

Получается, частные независимые музыкальные СМИ нерентабельны и существовать практически не могут. Кто занимает сейчас пустующую поляну? Веб-зины, паблики, телеграм-каналы. Казалось бы, 21-й век, 2021-й год — зачем все эти большие СМИ, когда есть small-медиа? Кажется, несколько лет назад это была очень популярная тема различных вебинаров, лекций, курсов среди бывших сотрудников, вышедших из состава big-медиа. При всех плюсах, о которых вы можете узнать из этих лекций, есть все же минус, и он же главный: маленькое медиа не сможет заниматься всеми теми направлениями, о которых уже упоминалось в самом начале (видео, подкасты, репортажи и т.д.). Обязательно что-то будет страдать. Есть новости, но нет репортажей, есть видео, но нет подкастов (или они выходят не регулярно), есть хорошие рецензии, но не хватает времени и сил на интересные интервью, продюсирование передач, а ведь новой музыки выходит очень и очень много. Как охватить все это, если команда вашего small-медиа небольшая, а иногда и вовсе состоит из одного человека? А еще small-медиа нерентабельны, и всем “сотрудникам” приходиться еще и работать где-то еще. 

И вообще, кто создает эти небольшие (а иногда и относительно большие) паблики, каналы, зины? Раз это не приносит деньги, то это должен быть человек, который не равнодушен к музыкальной сфере. Чаще всего, это либо сами музыканты (действующие, бывшие или будущие) либо друзья музыкантов. И тут мы сталкиваемся со второй проблемой, которая, как видите, вытекает из первой.

Проблема №2

Замкнутый круг small-медиа.

Многообразие музыки в наши дни поражает. Каждый день выходит целое множество альбомов, а по непонятной для меня причине (по-моему, абсолютно иррациональной) по пятницам их выходит вообще целая куча, которая лавиной погребает под собой любые попытки четко следить за происходящим в новой отечественной и не только музыке. 

И вот вы владелец мини-журнальчика, и вы встречаете эти тонны музыки. А еще у вас есть круг ваших знакомых музыкантов, которые тоже постоянно что-то выпускают, записывают, снимают и выступают. Для вас это хобби. Так кого вы выберете послушать: неизвестный индастриал-дрим-поп из Лянтора (есть такой город в Ханты-Мансийском автономном округе) или послушаете кассету/винил очень интересной инди-скримо-мат-панк-нойз-группы дальних-дальних, но очень хороших знакомых музыкантов? Выбор очевиден. И такой выбор каждый раз совершается не в пользу неизвестных, относительно известных или даже вполне себе известных музыкантов. И этот выбор нельзя осуждать. Практически каждый поступил бы так же. 

Проблема здесь не только в том, что кто-то обделен вниманием. В конце концов, пока еще возможности создания таких мини-сми у нас не ограничены. Создавай, конкурируй за внимание аудитории, расширяй охват, и тогда и про индастриал-дрим-поп из ХМАО, и про техно-фингерстайл-блюз из Бурятии узнает широкая публика. Хотя, как мы выяснили ранее, так как эта деятельность не мотивируется экономически, то и альтруизм у создателя такого интернет-журнала может иссякнуть, и тогда уж точно о многих самородках никто никогда не узнает. Но что-то я немного ушел в рассуждения о потенциальных проблемах.

Когда ты пишешь преимущественно о музыке, которая крутится в твоем ближнем, дружественном кругу, ты невольно сталкиваешься с необходимостью компромиссов. Где-то умолчал об очевидном, где-то применил более превосходную степень, где-то не задал важный вопрос, где-то упустил какие-то моменты в тексте. И именно так музыкальная журналистика постепенно куда-то уходит, а ей на смену появляется музыкальное кураторство. А дальше вместо журналистики появляется лейбл, и это уже будет совсем другая история. 

Проблемы музыкальной журналистики еще не закончились. Я вижу еще одну важную проблему, которая, на этот раз, не вытекает из предыдущей, но по степени влияния она, может быть, даже фундаментальнее основ экономики.

Проблема №3

Нелюбовь к музыке.

Экономические стимулы очень сильные, и это правда. Но люди творили, создавали, писали даже в самых жутких условиях, под гнетом цензуры, диктатуры, в концлагерях, потому что в человеке есть творческое начало, любознательность, любовь к чему-то прекрасному: это может быть живопись, поэзия, математика, мультфильм. И музыка тоже. Нашей музыкальной журналистике не хватает не денег за количество символов в статье, не условий, при которых можно слушать альбом неделю или месяц, нехватка упорности в подготовке к интервью — тоже не главное. А чего ей действительно не хватает, так это любви и настоящего интереса к музыке. 

Ведь если вы действительно увлечены каким-то предметом, то у вас хватит времени на изучение алтайского техно, татарского нойза, камчатского блюза, крымского инди-попа. Ведь если вы умеете и хотите разбираться в тонкостях музыкальной работы, то наверное, у вас хватит времени послушать несколько раз альбом, задуматься, сопоставить контексты высказывания и написать не один абзац, а хотя бы два или три, которые будут отражать музыкальный смысл и посыл артиста. А если вы действительно увлечены музыкой, то за 10 или больше лет вы можете изучить, хотя бы в общих деталях, музыкальную теорию, чтобы поднять уровень понимания и уровень анализа музыкальных произведений. 


Продолжать эти “если” можно достаточно долго. С моей стороны и со стороны УндергрундХерос, мы будем продолжать заниматься этим нелегким делом и пытаться писать интересно, развернуто, делать репортажи, записывать подкасты и каждый раз будем пытаться открывать для себя и для вас что-то большее из музыки и культуры в целом.