+
Дистанционное обучение и онлайн-концерты - это ли будущее?
Иллюстрации: Светлана Клименко https://vk.com/id153315262

Дистанционное обучение и онлайн-концерты — это ли будущее?

В небольшом эссе главный редактор УндергрундХерос рассуждает об образовании и концертной деятельности - две сферы жизни общества, которых застала врасплох ситуация с пандемией коронавируса. Почему эти два не похожих друг на друга мира реагируют одинаково плохо на новые вызовы?

Дивный новый мир принес нам вместе с всеобщим карантином много сюрпризов: отмена всех спортивных соревнований и массовых мероприятий, удаленка, дистанционное обучение, онлайн-концерты. О последних двух явлениях я и хотел бы порассуждать в этой статье. 

Сперва следует посмотреть, какая эпидемиологическая ситуация сложилась в мире на момент публикации: больше двух миллионов заболевших коронавирусом COVID-19, больше 160 тысяч погибших. Мировая экономика сваливается в рецессию. Эксперты в ООН предсказывают гибель порядка 100 тысяч детей от последствий кризиса. Сводки новостей из наиболее пострадавших районов напоминают военные хроники. Если судить по многочисленным масштабным последствиям это, возможно, действительно самый серьезный кризис со времен окончания Второй мировой войны. 

На фоне всех этих не сильно жизнерадостных событий я наблюдаю бурную деятельность, которую развернули две, казалось бы, непохожие друг на друга сферы жизни — образование и музыкальная индустрия. 

Начнем с образования. Хочу заметить, что я в свое время проработал 3 года преподавателем, а общим предметом занимался более 10 лет, и определенный опыт и теоретические знания имею. Так как напасть пришла внезапно, то развертывание всей этой “системы” дистанционного образования происходило в кратчайшие сроки, и даже можно сказать, без хоть сколько-нибудь обстоятельного изучения технических сторон этого процесса и навыков большинства педагогического состава. Что же мы получили? (Далее я основываюсь на данных от некоторых моих знакомых, работающих в государственных общеобразовательных школах.) Мы получили плохо отработанные уроки в прямом эфире, которые ведутся согласно принятому расписанию, основанному на планах и программах, разработанных для очной формы. При таких раскладах всем ученикам нужно одновременно вместе с педагогом сидеть и смотреть в экраны своих компьютеров, планшетов или телефонов. Механизмы этого процесса не отработаны, не учтены проблемы со стабильным интернет-соединением, отсутствием компьютеров у многих малоимущих семей. Не учтены возможности саботажа со стороны учеников. Не учтена неграмотность большинства педагогов в вопросах цифровых технологий. На выходе мы получили лишь имитацию учебного процесса, к настоящему дистанционному образованию это не имеет отношения вовсе. Ведь, на самом деле, уже давно существуют такие проекты, ка Coursera, EdX, Stepic и т.д., где лучшие преподаватели заранее подготовили отличные динамичные, сжатые видеолекции, которые можно в удобном виде смотреть, пересматривать, ускорять или замедлять. Система заданий тоже не привязывает ученика или студента к конкретному часу — каждый выполняет тогда, когда ему удобно. 

Сейчас же получается так, что берутся все минусы из обычного очного образования и не добавляются плюсы нормального дистанционного. И встает тут самый главный вопрос: зачем? К нему я вернусь, когда рассмотрю как обстоят дела в другой сфере.

Музыканты, концертные организации, лейблы, клубы оказались еще менее подготовлены к нынешнему кризису. Ни для кого не секрет, что эта деятельность всегда являлась весьма рискованной, регулярно бывают отмены концертов, шоу, какие-то иные форс-мажоры. Только крупные игроки на этом рынке имеют какую-то подушку безопасности. И здесь понятно желание многих организаторов, музыкантов и артистов заменить привычные шоу на онлайн-концерты. Каждый день мне приходит по штук десять анонсов буквально из каждого чайника. И вот вчера прилетает такой анонс, (кажется, это было мероприятие от журнала «Афиша»), где в промо-ролике показывалась мультяшная анимация типичного рок-концерта с мошем, слэмом и прыжками в зал. И я задумался: а в чем смысл этих онлайн-концертов?

Настоящий рок-концерт или даже не рок-, а допустим, концерт классики в консерватории или же выступление в большом зале — это же само по себе событие. Большое количество людей, сцена, мощь звука, световые эффекты. Человек восторгается всем этим зрелищем, ощущается мощнейшая энергетика, именно поэтому люди собираются на стадионах. Ведь не за тем же, чтобы услышать идеально сыгранный гитарный пассаж, нет — важен синергетический эффект толпы и исполнителя. В малых клубах, на андерграундной сцене тоже есть своя прелесть — тесный контакт с музыкантами, скученность зрителей, шум, грохот, толкание между собой кучи потных тел. Именно за этим люди и ходят на концерты, именно поэтому музыканты и люди, обслуживающие их, могут на этом зарабатывать и встраивать себя в экономику. 

Но что же получается с онлайн-концертами? Стены звука нет, энергетика через экран монитора или телефона не передается. При этом нас почему-то непременно зовут смотреть трансляции концертов, что, вспоминая опыт онлайн-уроков, абсурдно. Когда я подстраиваюсь под настоящий живой концерт, я получаю его плюсы и фишки, а здесь что же? В большинстве трансляций (особенно это касается так называемого андерграунда) звук значительно уступает качественно записанному лайву на студии или в шоу, которое на этом специализируется. 

На выходе мы опять получаем одни минусы — минусы живого концерта и минусы онлайн-концерта. 


Так зачем же пытаться что-то спасать, на скорую руку все это организовывать, пытаться оставаться в медийном поле, когда на самом деле непонятно будущее всей этой концертной деятельности? Зачем пытаться делать вид, что ничего на самом деле с учебным процессом не произошло, выполнять абсурдные образовательные планы (надо заметить, они и без карантина, при очном образовании вызывали большие вопросы)?

Порой у меня вообще возникает ощущение, что это такой “пир во время чумы”, когда родители требуют каких-то дополнительных дистанционных занятий, когда очередной музыкант устраивает пляски и веселый угар на сцене пустого клуба. Также мне не понятны призывы помогать то клубу, то книжному магазину; в условиях потенциального краха экономики побуждать к такой деятельности мне кажется безответственным поступком. 

Приведу слова одной старинной песни:

«Пусть спасет лишь того, кого можно спасти,
Спасет того, кого можно спасти.»

Надо помогать тем, кому сейчас эта помощь действительно важна — тем, кто сейчас болеет, тем, кто борется на передовой с вирусом, тем, кто первым пострадает в результате глобального экономического кризиса. Ну а музыкантам, родителям, ученикам, студентам я бы посоветовал заняться действительно собой, своими отношениями. Ритм современной жизни не дает возможности остановиться, обдумать что-то. Это как раз тот случай. Прочитайте все отложенные книги, посмотрите все отложенные фильмы, откопайте в себе забытое в бесконечных турах свое творческое начало и создайте действительно хорошую музыку, напишите действительно хорошие песни, стихи, книги и сценарии. 

Иллюстрации: Светлана Клименко