+

Держитесь в тени: как уральские неформалы несли эхо нойза

Если в Екатеринбурге соединить диссидентов, редкую и душераздирающую музыку, выставку и заброшку, то получится “Мир-нойз”. Ивент проходил четырежды, и от каждого у меня холодок по коже. Кислотный колер, битые стекла, кэсы шумных синглов, тягучий нуар и гранж-арт... Какой инклюзив случился 5 сентября?

Наверное, уральские флюиды наводят на мысль узнать о необычных тусовках города. Поэтому я знакома с шумом “Мир нойза”. На первую встречу меня пригласили друзья, и тусовка в заброшенных бараках произвела отличное впечатление — она была не похожа ни на что. Фестиваль аккуратно завернут в атрибуты контркультуры и неожиданности. Фишка проекта — узнать локацию встречи можно лишь за сутки. Это для того, чтобы минимизировать вероятность приезда ОМОНа и прочие неприятности. В этот раз я добираюсь на такси и говорю тот самый адрес, который держится в секрете.


Что это такое

Фото: группа в ВК «МИР НОЙЗ ИЮЛЬ»

“Мир нойз” — коллаборация андерграундной музыки, нового искусства и вандализма в хорошем смысле слова. Каждый раз, как новый выстрел, свежая локация и другие участники. Золотое правило фестиваля — контркультура без модерации и рамок.
Каждый новый “Мир нойз” имеет фирстиль. В прошлом году им стали магнитные поля и полярность, в этом — гравюра и картины Иеронима Босха.

Первое мероприятие проходило в старых бараках на Декабристов. Их уже собирались сносить, а там вдруг родилось искусство. Второй ивент встречало здание заброшенного академгородка. “Мир нойз-эхо”, благодаря которому фестивалем были получены признание и популярность, проходил в заброшенном здании медгородка. Кстати говоря, за всё время проведения фестиваль ни разу не столкнулся с полицейской активностью, в отличие от “Маргинальной ночи”, где участников трижды разгонял ОМОН.

В этом году встреча с закрашенным сырым бетоном и нуарными нотами состоялась в четырехэтажной заброшке. Художникам удалось навести порядок всего за сутки. Крышесносящий хаос был заботливо разлит более чем в 15 работах уральских авторов. На музыкальной площадке звучали душераздирающий авангард, нойз, idm, экспериментал.

Сгустились краски

Фото: Филипп Романтик

Доезжаю до локации “Мир нойза”, всматриваюсь в карту, чтобы не ошибиться с адресом. Встречаю девушку с красным беретом, она советует пойти с ней. Оказывается, нам нужно зайти в эвакуационный вход заброшенной постройки, это в задней части здания. Приходится проходить через густые кустарники и по разбитым плитам. Указателями служили кусочки красного скотча на листьях деревьев.

Первое, что я вижу — граффити:

“Оставь надежду всяк сюда входящий”.

Рядом на стене разместилась работа размером с пятерых участников “Мир нойза” — рисунок волка от екатеринбургского художника Егора Горе.

Фото: Анастасия Дубинкина

Атмосфера меня угнетает: везде битые стекла, и идти приходится с фонариком телефона.

Там, где находится свет — свободная площадка фойе и огромные окна, которые пропускают солнце. Я осторожно ступаю дальше, вижу людей, которые курят, общаются и так же как и я исследуют здание. Они доброжелательные, почти как корефаны, угощают разговором, сигаретой, алкоголем.

Фото: Анастасия Дубинкина

Заброшка оформлена экзотично. На стенах размещены различные коллажи, зеркала, к высоким потолкам здания подвешены таблицы по физике, астрономии, студенческие бланки аттестации, плакаты советских лет. Художники объяснили задумку: они изобразили «конвейер» учебных и университетских знаний.

На подоконниках лежат таблички «011» от автобусов, портретные эскизы, советские открытки, бетонная пыль. Осенние яблоки лежат на грязном кафеле. Это кажется необъяснимым и странным, и соединяется с такими же по характеру некомфортной музыкой и записью птичьего щебета.

Вижу зеркала на стенах, на которые направлены лучи лазера; на этих же зеркалах изображения улыбок. На гвоздях с верёвкой висят какие-то карикатуры. Скотчем приклеены плакаты с яростными восклицаниями и оправданиями творчества. Участник фестиваля, художник Саша Рукачереп, рисует на стене насекомых в напоминание о том, что мы смертны, как и жуки.

Фото: Анастасия Дубинкина

Ощущение, что за моей спиной таится опасность, со временем уходит. Теперь здесь так хорошо, что мне даже не хочется уходить. Да, “Мир нойз” затягивает постепенно.

“Потанцевать не запрещаем, но это и не дискотека”

Филипп Романтик — организатор ивентов “Мир нойз”. 5 сентября прошел четвертый фестиваль, и, как утверждает Филипп, он получился образцовым.

«“Мир нойз” для меня это прежде всего атмосфера. Заброшка, по идее, является синонимом деструкта, — рассказывает Филипп. — Также это супер-свобода для творчества: хоть грызи стены, хоть рисуй, хоть картины вешай — тут нет модерации, нет белых стел, блестящих платьев и стиля привычных институций. Музыка у нас всегда очень неформатная. Ее точно никогда не ставят на концертах, она очень странна, и вот когда нойз звучит в заброшке, все встает на свои места. Потанцевать не запрещаем, но это и не дискотека. Выставка, заброшка, музыка — это три ингредиента атмосферы, и ни один нельзя исключить.

Фото: Анастасия Дубинкина

Фишка фестиваля заключена в том, в группе “Мир нойза” представлены не только лайнапы и фотографии, но и рассказы о кино, книгах, а также море музыки от участников фестиваля.

“Я не провожу кастинги художников, не прошу портфолио, я просто доверяю и стараюсь помочь им скооперировать работы, — продолжает организатор ивентов Филипп Романтик. — Хочу, чтобы художник стал знакомым, своим. И я прошу посоветовать кино, культурное явление, выбрать музыку. В прошлом году это дало приятные результаты: мы получили кучу смелого треша, редкой музыки и главное — рассказали о личности художника. Это образ человека. Это больше, чем инсталляция”.

“Мир нойз” — история не про анархизм, это искусство само по себе. Филипп Романтик отмечает, что в “Мир нойзе” нет граффити, панк-разрушений, а в коридорах висят мусорные мешки. Каждый год здания прибираются, чтобы зрителям было как минимум безопасно.

“Всё делается на свои деньги, здесь всегда бесплатный вход, всегда со своими едой/водой/алкоголем, — говорит Филипп. — Я все организую и всех коллаборирую, но я ничто без этих музыкантов, художников, без инфоподдержки от “Маргинальной ночи”, без друзей, которые пускают сарафанное радио и без гостей — этой толпы, которая наполняет заброшку жизнью, делает ее по-своему уютной. И это всего на один вечер”.

“Мир нойз” Филипп Романтик сознательно проводит только раз в год, чтобы участники успели истосковаться по событию. Увы, история скоро может прекратиться. “Заброшек все меньше, фестиваль такой нереально согласовать, поэтому его хватит еще на год/два.” — объясняет организатор.

ШШШ

Солнце клонится к горизонту. “Мир нойз” становится очень громким и ритмичным в темноте. Здесь слышны электроника, перегруз, шум и еще многое другое. Потому на стене три автомобильных знака “Ш” (ШШШ). На музыкальной площадке Vitamin Youth представил альбом “Партийный съезд стройматериалов”, Капитан Трип выступил с музыкой в tripwave и post-witchhouse, Maksks перемешал виниловые диски с цифрой, Друг Дилер поделился с нами аудиоколлажем, группа «Любимые песни Настиного кота» — обрывками звукозаписей и электроники. Диджей-сеты мне показались напряженными, они раскалялись к наступлению темноты. Я видела танцы и густой дым, слышала шумы синтезаторов.

К концу фестиваля среди участников разыграли пластинку Vitamin Youth, флакон духов с густым запахом бетона и кассету с сетом bigmammaa.

Пожалуй, вишенка на андерграундном пирожном — поэзия. Неоднократные участники чтений — Семен Чирков, Антон Гусев — прочитали избранные сочинения. Это непростые и неуютные стихи, которые разнесли эхо по локации “Мир нойза”. Публикую, что запомнилось:

«Нет ни меня, ни леса

Безответная полоса бедственная

Скользкая серая колея

Немного того другого третьего

Тишина влияет себе размеренно

Диктует нечто вне временное

Кто-то в чëрном сжигает

Те самые внутренние поля

Раздвигает границы тлеющая

Добротная конопля без всякого

Внятносотканного интереса…”

(Антон Гусев)

“Творчество — яд, берегите ребят”

Мне удалось пообщаться с художниками, и узнать, что они думают о своих работах и “Мир нойз” 2020 года.

Лена Пермякова, выпускница журфака и художественной школы

Фото: Лена Пермякова

Художница Лена создала для “Мир нойза” комнату антихудожественной агитации. Жемчужина экспозиции — портрет среднестатистического творца картин с табличкой “Замочи меня”. В него, кстати, гостям разрешено стрелять из пистолета краской. В комнате творческого отчаяния мы увидели плакаты с лозунгами “Сегодня — художник, завтра – ковид-диссидент”, “С художницей я не целуюсь. Я — за здоровый брак”, “Творчество — яд, берегите ребят”, “Хватит рисовать, иди звонить и продавать”, “Рисуют руки? Отруби и уверенно живи!”

“Изначально я знала о Маргинальной ночи, потому что подписана в Инстаграме на друга моего, однокурсника,” — рассказала Лена. — “Леша (друг) остался под впечатлением, когда узнал про “Мир нойз”, то просто заставил меня выползти из скорлупы и тоже принять участие. Тогда я написала организатору, рассказала про свою идею”.

Локация “Мир нойза”, по секрету, Лену сперва ошеломил.

“Если честно, когда я пришла смотреть площадку, первые полчаса очень боялась. Я тревожный человек, и осознание хрупкости здания ввело меня в дичайший ступор. Потом мысли потекли в сторону проекта на фестивале, и я забыла, где нахожусь. Но все равно ты не можешь полностью расслабиться, ведь вокруг абсолютно все может тебя убить. Но, наверное, в этом и есть странный шарм “Мир нойз”- все твои чувства обострены до предела, ты восхищаешься всем, что не вписывается в картину заброшенного места”.

Фото: Лена Пермякова

“Мои работы — попытка рассказать о хрупком и оголенном внутреннем ребенке. Мы его редко видим и подчас даже не знаем о нем”, — поделилась мыслями о своем творчестве художница.

Антон Гусев или Анфанъ Террибль, поэт

Антон не только участвует в андерграундных встречах, но и приглашает на собственные квартирники. В этот раз он пришел на “Мир нойз” прочесть стихи — грустные и нелегкие. Псевдоним Антона — Анфанъ Террибль. Выбран именно такой, потому что герой его творчества — “неуживчив, труден, но добр и справедлив одновременно”. Скажем так, что “у него очень сложный и противоречивый внутренний мир.” Герой учится с этим жить.

“Я был [на “Мир нойзе”] второй раз. Первый раз ходил в том году,” — рассказал поэт. — “Понравилось то, что места было больше, равно как и всего остального. Не такой камерный, как в прошлом году. Стихов в прошлый раз тоже не было. Их появление тоже радует. Мы же читали в относительной тишине, если честно. Специально выбрали комнату на втором этаже, где музыку не так слышно. Оформление конечно же помогало, но в качестве настройки на нужное настроение. Мне понравилось, и думаю, что дальше будет только интереснее”.

Данил Маевский, флорист-любитель и художник

Фото: Анастасия Дубинкина

Данилу двадцать один год, и он впервые участвовал в фестивале. До этого его работы были гвоздями “Маргинальной ночи”. Участие сыграло свою роль.

“Я выращиваю комнатные растения 9 лет”, — рассказал Данил. — “Флористикой занимаюсь примерно год и не считал даже, что это может быть искусством, но после участия в маргинальной ночи я понял, что могу выражать себя через растительные образы и могу быть художником. Я понял, что могу просто показывать людям красоту растений и это может быть искусством”.

Там же Данил познакомился с организатором “Мир нойза”. Вскоре он создал в заброшке экспозицию с яблоками.

“В конце августа в городскую жизнь врываются яблоки”, — объясняет идею художник. — “Они непривычны, они везде, они падают, давятся и гниют до середины сентября. Их становится больше на кухне, на улице, на твоей обуви и в твоей голове. На две недели яблоки занимают часть твоего пространства. Городская пыльная, грязная жизнь наполняется сочными, вкусными, спелыми и ароматными яблоками. И в заброшенном здании ты так же не ожидаешь увидеть яблоки, как и увидеть в городе что-то живое, естественное, природное прямо под ногами”.

Фото: Филипп Романтик

Данил Маевский рассказал, что место проведения “Мир нойза-2020” ему понравилось.

“Здание шикарное, люблю заброшки и давно хотел в нее залезть. Мне понравилась атмосфера свободы и творчества, понравилось ощущение уральского колорита и какой-то гордости за свой город. Мне нравится работать в заброшенных зданиях, ведь они идеальны для самых смелых идей, и ощущение умершего здания одно из самых необычных и приятных в моем опыте”.

Максим Ефременко, нойз-музыкант, трижды участник

Фото: Филипп Романтик

Максим Ефременко пишет музыку от имени Maksks. Он знаком с “Мир нойзом” три года и чувствует большую разницу.

“От первого “Мир нойза” нынешний фестиваль отличается организацией в первую очередь,” — рассказал Максим. — Первый «нойз» был хепенингом на готовом пространстве, это были заброшенные бараки. Арт-объекты были обрамлением существующего интерьера. В этот раз фестиваль был более созидательным. Арт-объекты были более высокого уровня, более проработанными, более впечатляющими. Это было более серьезно. Впечатление, будто ты зашел на биеннале, только на котором можно все потрогать. Взять камень и раз****ть [разбить] его об стену. Ты чувствуешь себя участником всего происходящего, это обуславливает твое поведение, твои эмоции. Первый фестиваль был перфомансом, а здесь была подготовленная выставка с крутой качественной музыкой, хорошим оформлением, потрясающими артистами и художниками».

Алена Гурьева, художник, который любит Питер-Брейгеля Старшего

Работы Алены разнообразны: это и граффити, и живопись. “Мир нойз” произвел на художницу особое впечатление.

“Думаю, да, это классная практика интервенции, присвоения и переосмысления заброшенного пространства, наполнения его жизнью, еще и с этакими элементами игры и секретности, когда место проведения держится в тайне до последнего, а чтобы попасть на площадку, нужно продраться сквозь кусты — такой своеобразный переход из мира обыденного получается. Ну и как для художницы меня взаимодействие с заброшкой тоже радует — получаю больший импульс свободы, чтобы что-то делать, и мне нравится вступать в диалог с заброшенным пространством и говорить через него”, — поделилась своими мыслями девушка.

Экспозиция Алены заключена в зеркалах. Они отражают не всегда зеркальную надпись “я есть”.

“У работы этой — любая история. Принятие себя, эгоизм, напоминание, я, высказывание самого здания, Сильвия Плат, что-то божественное, полная бессмыслица (когда до бесконечности повторяешь одно и то же слово, что оно, в конце концов, теряет всякий смысл и становится просто невнятным шумом) — всё, что угодно, всё, что увидят или не увидят«.

Алексей Клюква, художник против конфликтов

Алексей создал композицию из изображений улыбок, зеркал и лазера. Суть работы в том, что зритель рассматривает собственное отражение в зеркале, в которое попадают лазерная указка и фотографии улыбок. Его задача — почувствовать себя мишенью или дать отпор, улыбнувшись.

“В какой-то момент я заметил за собой одну вещь. Я стал улыбаться в моменты конфликтов, — рассказал Алексей. — Я задумался о том, что это было. И понял, что в какой-то момент я стал эмоционально сильнее. Улыбка — это вообще прототип оскала. Она дает понять противнику, что ты сильнее, чем он. Затем началась пандемия и все стали ходить в масках. Я задумался о том, что маски, которые все должны носить, обезоруживают людей. Я больше не могу показать противнику, что я сильнее. Тогда я стал рисовать улыбки людей. Я решил привлечь внимание общества к идее о том, что улыбка есть оружие. Сейчас я решил преобразовать накопленный массив изображений в инсталляцию, где зритель встает в позицию мишени. Изображения расположены в виде прицела, в центре стоит зеркало, установлен лазерный указатель, который как лазерный прицел падает на зрителя. Таким образом зритель может посмотреть на себя в качестве мишени нацеленных на него улыбок, почувствовать себя под прицелом этого оружия или улыбнуться в ответ”.


В конце концов

Так прошли семь часов “Мир нойза”. Теперь все фотографии и посты можно увидеть в Инстаграме: marginalfestival и по хештегу #mirnoise. Если вам есть, чем поделиться — публикуйте. Мир – дружба — нойз.

Иллюстраторы: Анастасия Дубинкина, Вячеслав Илларионов-Саблин
Редактор: Ильдар Мухамадеев