Держитесь в тени: как уральские неформалы несли эхо нойза
Наверное, уральские флюиды наводят на мысль узнать о необычных тусовках города. Поэтому я знакома с шумом “Мир нойза”. На первую встречу меня пригласили друзья, и тусовка в заброшенных бараках произвела отличное впечатление — она была не похожа ни на что. Фестиваль аккуратно завернут в атрибуты контркультуры и неожиданности. Фишка проекта — узнать локацию встречи можно лишь за сутки. Это для того, чтобы минимизировать вероятность приезда ОМОНа и прочие неприятности. В этот раз я добираюсь на такси и говорю тот самый адрес, который держится в секрете.
Что это такое
“Мир нойз” — коллаборация андерграундной музыки, нового искусства и вандализма в хорошем смысле слова. Каждый раз, как новый выстрел, свежая локация и другие участники. Золотое правило фестиваля — контркультура без модерации и рамок.
Каждый новый “Мир нойз” имеет фирстиль. В прошлом году им стали магнитные поля и полярность, в этом — гравюра и картины Иеронима Босха.
Первое мероприятие проходило в старых бараках на Декабристов. Их уже собирались сносить, а там вдруг родилось искусство. Второй ивент встречало здание заброшенного академгородка. “Мир нойз-эхо”, благодаря которому фестивалем были получены признание и популярность, проходил в заброшенном здании медгородка. Кстати говоря, за всё время проведения фестиваль ни разу не столкнулся с полицейской активностью, в отличие от “Маргинальной ночи”, где участников трижды разгонял ОМОН.
В этом году встреча с закрашенным сырым бетоном и нуарными нотами состоялась в четырехэтажной заброшке. Художникам удалось навести порядок всего за сутки. Крышесносящий хаос был заботливо разлит более чем в 15 работах уральских авторов. На музыкальной площадке звучали душераздирающий авангард, нойз, idm, экспериментал.
Сгустились краски
Доезжаю до локации “Мир нойза”, всматриваюсь в карту, чтобы не ошибиться с адресом. Встречаю девушку с красным беретом, она советует пойти с ней. Оказывается, нам нужно зайти в эвакуационный вход заброшенной постройки, это в задней части здания. Приходится проходить через густые кустарники и по разбитым плитам. Указателями служили кусочки красного скотча на листьях деревьев.
Первое, что я вижу — граффити:
“Оставь надежду всяк сюда входящий”.
Рядом на стене разместилась работа размером с пятерых участников “Мир нойза” — рисунок волка от екатеринбургского художника Егора Горе.
Атмосфера меня угнетает: везде битые стекла, и идти приходится с фонариком телефона.
Там, где находится свет — свободная площадка фойе и огромные окна, которые пропускают солнце. Я осторожно ступаю дальше, вижу людей, которые курят, общаются и так же как и я исследуют здание. Они доброжелательные, почти как корефаны, угощают разговором, сигаретой, алкоголем.
Заброшка оформлена экзотично. На стенах размещены различные коллажи, зеркала, к высоким потолкам здания подвешены таблицы по физике, астрономии, студенческие бланки аттестации, плакаты советских лет. Художники объяснили задумку: они изобразили «конвейер» учебных и университетских знаний.
На подоконниках лежат таблички «011» от автобусов, портретные эскизы, советские открытки, бетонная пыль. Осенние яблоки лежат на грязном кафеле. Это кажется необъяснимым и странным, и соединяется с такими же по характеру некомфортной музыкой и записью птичьего щебета.
Вижу зеркала на стенах, на которые направлены лучи лазера; на этих же зеркалах изображения улыбок. На гвоздях с верёвкой висят какие-то карикатуры. Скотчем приклеены плакаты с яростными восклицаниями и оправданиями творчества. Участник фестиваля, художник Саша Рукачереп, рисует на стене насекомых в напоминание о том, что мы смертны, как и жуки.
Ощущение, что за моей спиной таится опасность, со временем уходит. Теперь здесь так хорошо, что мне даже не хочется уходить. Да, “Мир нойз” затягивает постепенно.
“Потанцевать не запрещаем, но это и не дискотека”
Филипп Романтик — организатор ивентов “Мир нойз”. 5 сентября прошел четвертый фестиваль, и, как утверждает Филипп, он получился образцовым.
«“Мир нойз” для меня это прежде всего атмосфера. Заброшка, по идее, является синонимом деструкта, — рассказывает Филипп. — Также это супер-свобода для творчества: хоть грызи стены, хоть рисуй, хоть картины вешай — тут нет модерации, нет белых стел, блестящих платьев и стиля привычных институций. Музыка у нас всегда очень неформатная. Ее точно никогда не ставят на концертах, она очень странна, и вот когда нойз звучит в заброшке, все встает на свои места. Потанцевать не запрещаем, но это и не дискотека. Выставка, заброшка, музыка — это три ингредиента атмосферы, и ни один нельзя исключить.
Фишка фестиваля заключена в том, в группе “Мир нойза” представлены не только лайнапы и фотографии, но и рассказы о кино, книгах, а также море музыки от участников фестиваля.
“Я не провожу кастинги художников, не прошу портфолио, я просто доверяю и стараюсь помочь им скооперировать работы, — продолжает организатор ивентов Филипп Романтик. — Хочу, чтобы художник стал знакомым, своим. И я прошу посоветовать кино, культурное явление, выбрать музыку. В прошлом году это дало приятные результаты: мы получили кучу смелого треша, редкой музыки и главное — рассказали о личности художника. Это образ человека. Это больше, чем инсталляция”.
“Мир нойз” — история не про анархизм, это искусство само по себе. Филипп Романтик отмечает, что в “Мир нойзе” нет граффити, панк-разрушений, а в коридорах висят мусорные мешки. Каждый год здания прибираются, чтобы зрителям было как минимум безопасно.
“Всё делается на свои деньги, здесь всегда бесплатный вход, всегда со своими едой/водой/алкоголем, — говорит Филипп. — Я все организую и всех коллаборирую, но я ничто без этих музыкантов, художников, без инфоподдержки от “Маргинальной ночи”, без друзей, которые пускают сарафанное радио и без гостей — этой толпы, которая наполняет заброшку жизнью, делает ее по-своему уютной. И это всего на один вечер”.
“Мир нойз” Филипп Романтик сознательно проводит только раз в год, чтобы участники успели истосковаться по событию. Увы, история скоро может прекратиться. “Заброшек все меньше, фестиваль такой нереально согласовать, поэтому его хватит еще на год/два.” — объясняет организатор.
ШШШ
Солнце клонится к горизонту. “Мир нойз” становится очень громким и ритмичным в темноте. Здесь слышны электроника, перегруз, шум и еще многое другое. Потому на стене три автомобильных знака “Ш” (ШШШ). На музыкальной площадке Vitamin Youth представил альбом “Партийный съезд стройматериалов”, Капитан Трип выступил с музыкой в tripwave и post-witchhouse, Maksks перемешал виниловые диски с цифрой, Друг Дилер поделился с нами аудиоколлажем, группа «Любимые песни Настиного кота» — обрывками звукозаписей и электроники. Диджей-сеты мне показались напряженными, они раскалялись к наступлению темноты. Я видела танцы и густой дым, слышала шумы синтезаторов.
К концу фестиваля среди участников разыграли пластинку Vitamin Youth, флакон духов с густым запахом бетона и кассету с сетом bigmammaa.
Пожалуй, вишенка на андерграундном пирожном — поэзия. Неоднократные участники чтений — Семен Чирков, Антон Гусев — прочитали избранные сочинения. Это непростые и неуютные стихи, которые разнесли эхо по локации “Мир нойза”. Публикую, что запомнилось:
«Нет ни меня, ни леса
Безответная полоса бедственная
Скользкая серая колея
Немного того другого третьего
Тишина влияет себе размеренно
Диктует нечто вне временное
Кто-то в чëрном сжигает
Те самые внутренние поля
Раздвигает границы тлеющая
Добротная конопля без всякого
Внятносотканного интереса…”
(Антон Гусев)
“Творчество — яд, берегите ребят”
Мне удалось пообщаться с художниками, и узнать, что они думают о своих работах и “Мир нойз” 2020 года.
Лена Пермякова, выпускница журфака и художественной школы
Художница Лена создала для “Мир нойза” комнату антихудожественной агитации. Жемчужина экспозиции — портрет среднестатистического творца картин с табличкой “Замочи меня”. В него, кстати, гостям разрешено стрелять из пистолета краской. В комнате творческого отчаяния мы увидели плакаты с лозунгами “Сегодня — художник, завтра – ковид-диссидент”, “С художницей я не целуюсь. Я — за здоровый брак”, “Творчество — яд, берегите ребят”, “Хватит рисовать, иди звонить и продавать”, “Рисуют руки? Отруби и уверенно живи!”
“Изначально я знала о Маргинальной ночи, потому что подписана в Инстаграме на друга моего, однокурсника,” — рассказала Лена. — “Леша (друг) остался под впечатлением, когда узнал про “Мир нойз”, то просто заставил меня выползти из скорлупы и тоже принять участие. Тогда я написала организатору, рассказала про свою идею”.
Локация “Мир нойза”, по секрету, Лену сперва ошеломил.
“Если честно, когда я пришла смотреть площадку, первые полчаса очень боялась. Я тревожный человек, и осознание хрупкости здания ввело меня в дичайший ступор. Потом мысли потекли в сторону проекта на фестивале, и я забыла, где нахожусь. Но все равно ты не можешь полностью расслабиться, ведь вокруг абсолютно все может тебя убить. Но, наверное, в этом и есть странный шарм “Мир нойз”- все твои чувства обострены до предела, ты восхищаешься всем, что не вписывается в картину заброшенного места”.
“Мои работы — попытка рассказать о хрупком и оголенном внутреннем ребенке. Мы его редко видим и подчас даже не знаем о нем”, — поделилась мыслями о своем творчестве художница.
Антон Гусев или Анфанъ Террибль, поэт
Антон не только участвует в андерграундных встречах, но и приглашает на собственные квартирники. В этот раз он пришел на “Мир нойз” прочесть стихи — грустные и нелегкие. Псевдоним Антона — Анфанъ Террибль. Выбран именно такой, потому что герой его творчества — “неуживчив, труден, но добр и справедлив одновременно”. Скажем так, что “у него очень сложный и противоречивый внутренний мир.” Герой учится с этим жить.
“Я был [на “Мир нойзе”] второй раз. Первый раз ходил в том году,” — рассказал поэт. — “Понравилось то, что места было больше, равно как и всего остального. Не такой камерный, как в прошлом году. Стихов в прошлый раз тоже не было. Их появление тоже радует. Мы же читали в относительной тишине, если честно. Специально выбрали комнату на втором этаже, где музыку не так слышно. Оформление конечно же помогало, но в качестве настройки на нужное настроение. Мне понравилось, и думаю, что дальше будет только интереснее”.
Данил Маевский, флорист-любитель и художник
Данилу двадцать один год, и он впервые участвовал в фестивале. До этого его работы были гвоздями “Маргинальной ночи”. Участие сыграло свою роль.
“Я выращиваю комнатные растения 9 лет”, — рассказал Данил. — “Флористикой занимаюсь примерно год и не считал даже, что это может быть искусством, но после участия в маргинальной ночи я понял, что могу выражать себя через растительные образы и могу быть художником. Я понял, что могу просто показывать людям красоту растений и это может быть искусством”.
Там же Данил познакомился с организатором “Мир нойза”. Вскоре он создал в заброшке экспозицию с яблоками.
“В конце августа в городскую жизнь врываются яблоки”, — объясняет идею художник. — “Они непривычны, они везде, они падают, давятся и гниют до середины сентября. Их становится больше на кухне, на улице, на твоей обуви и в твоей голове. На две недели яблоки занимают часть твоего пространства. Городская пыльная, грязная жизнь наполняется сочными, вкусными, спелыми и ароматными яблоками. И в заброшенном здании ты так же не ожидаешь увидеть яблоки, как и увидеть в городе что-то живое, естественное, природное прямо под ногами”.
Данил Маевский рассказал, что место проведения “Мир нойза-2020” ему понравилось.
“Здание шикарное, люблю заброшки и давно хотел в нее залезть. Мне понравилась атмосфера свободы и творчества, понравилось ощущение уральского колорита и какой-то гордости за свой город. Мне нравится работать в заброшенных зданиях, ведь они идеальны для самых смелых идей, и ощущение умершего здания одно из самых необычных и приятных в моем опыте”.
Максим Ефременко, нойз-музыкант, трижды участник
Максим Ефременко пишет музыку от имени Maksks. Он знаком с “Мир нойзом” три года и чувствует большую разницу.
“От первого “Мир нойза” нынешний фестиваль отличается организацией в первую очередь,” — рассказал Максим. — Первый «нойз» был хепенингом на готовом пространстве, это были заброшенные бараки. Арт-объекты были обрамлением существующего интерьера. В этот раз фестиваль был более созидательным. Арт-объекты были более высокого уровня, более проработанными, более впечатляющими. Это было более серьезно. Впечатление, будто ты зашел на биеннале, только на котором можно все потрогать. Взять камень и раз****ть [разбить] его об стену. Ты чувствуешь себя участником всего происходящего, это обуславливает твое поведение, твои эмоции. Первый фестиваль был перфомансом, а здесь была подготовленная выставка с крутой качественной музыкой, хорошим оформлением, потрясающими артистами и художниками».
Алена Гурьева, художник, который любит Питер-Брейгеля Старшего
Работы Алены разнообразны: это и граффити, и живопись. “Мир нойз” произвел на художницу особое впечатление.
“Думаю, да, это классная практика интервенции, присвоения и переосмысления заброшенного пространства, наполнения его жизнью, еще и с этакими элементами игры и секретности, когда место проведения держится в тайне до последнего, а чтобы попасть на площадку, нужно продраться сквозь кусты — такой своеобразный переход из мира обыденного получается. Ну и как для художницы меня взаимодействие с заброшкой тоже радует — получаю больший импульс свободы, чтобы что-то делать, и мне нравится вступать в диалог с заброшенным пространством и говорить через него”, — поделилась своими мыслями девушка.
Экспозиция Алены заключена в зеркалах. Они отражают не всегда зеркальную надпись “я есть”.
“У работы этой — любая история. Принятие себя, эгоизм, напоминание, я, высказывание самого здания, Сильвия Плат, что-то божественное, полная бессмыслица (когда до бесконечности повторяешь одно и то же слово, что оно, в конце концов, теряет всякий смысл и становится просто невнятным шумом) — всё, что угодно, всё, что увидят или не увидят«.
Алексей Клюква, художник против конфликтов
Алексей создал композицию из изображений улыбок, зеркал и лазера. Суть работы в том, что зритель рассматривает собственное отражение в зеркале, в которое попадают лазерная указка и фотографии улыбок. Его задача — почувствовать себя мишенью или дать отпор, улыбнувшись.
“В какой-то момент я заметил за собой одну вещь. Я стал улыбаться в моменты конфликтов, — рассказал Алексей. — Я задумался о том, что это было. И понял, что в какой-то момент я стал эмоционально сильнее. Улыбка — это вообще прототип оскала. Она дает понять противнику, что ты сильнее, чем он. Затем началась пандемия и все стали ходить в масках. Я задумался о том, что маски, которые все должны носить, обезоруживают людей. Я больше не могу показать противнику, что я сильнее. Тогда я стал рисовать улыбки людей. Я решил привлечь внимание общества к идее о том, что улыбка есть оружие. Сейчас я решил преобразовать накопленный массив изображений в инсталляцию, где зритель встает в позицию мишени. Изображения расположены в виде прицела, в центре стоит зеркало, установлен лазерный указатель, который как лазерный прицел падает на зрителя. Таким образом зритель может посмотреть на себя в качестве мишени нацеленных на него улыбок, почувствовать себя под прицелом этого оружия или улыбнуться в ответ”.
В конце концов
Так прошли семь часов “Мир нойза”. Теперь все фотографии и посты можно увидеть в Инстаграме: marginalfestival и по хештегу #mirnoise. Если вам есть, чем поделиться — публикуйте. Мир – дружба — нойз.
Иллюстраторы: Анастасия Дубинкина, Вячеслав Илларионов-Саблин
Редактор: Ильдар Мухамадеев