Аве, красная родина
Я приехала сюда в качестве волонтера: красить экспонаты рубиновой краской и сметать пыль. В итоге, узнала о неформальной площадке, железной вечеринке и бесплатных лампах накаливания.
Об эксперименте
По коридорам и лофту завода имени Турчаниновых-Соломирских много лет бродили беспризорники, местные жители собирали детали конструкций, железные плиты сдавались в металлолом. В конце концов маргинализация изжила себя. Сейчас глухие холлы освобождаются от брусков, шпатель сдирает краску. Наготове экспонат из досок “Родина”, который нужно облить ярко красным колером и вкрутить 77 ламп накаливания. Это будет главным арт-объектом музея.
Александр Савичев занимается краеведением на протяжении 15 лет. Это его идея — открыть музей в Мартеновском цехе 29 октября и создать условия для волонтеров. За всё время он вдоль и поперек изучил историю Сысерти, общаясь со старожилами и изучая архивы, выпустил книгу “Архитектурное достояние Сысерти”. И вот, решил создать арт-пространство.
Проекту уже удалось получить два гранта — от ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) и волонтерской организации “Культурный патруль”. Это значит, что именно здесь могут осуществиться проекты шестой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, а площадку будут подготавливать волонтеры. Музей, кстати, уже готов к коннекту с художниками и творческими комьюнити.
“Мы, можно сказать, проводим эксперимент, потому что каждый день что-то меняется, — рассказал Александр. — Мне звонили и говорили: “Без проблем, я отдаю тебе 3D проектор, придумай только, кто тебе сделает контент”, “Я дарю тебе десять ламп, потому что здесь должно быть очень светло” Поэтому мы пополняем экспозиции каждый день”.
С Марией Савичевой — женой Александра, редактором портала “Моя Сысерть” — мы познакомились во время работ на заводе, когда убирали железные стержни.
“Это будет не музей в привычном понимании, не помещение с экспонатами за стеклом. Здесь можно будет все трогать, смотреть и проникнуться духом Сысертского завода”, — поделилась Мария.
Якоря и пластиковые “Малютки”
История эпохального чугунно-литейного завода растягивается почти на три века.
Фабрика была основана в 1732 году дворянином Турчаниновым. Именно в ее стенах производили якоря и пушки, затем — в советские времена — стиральные машины “Малютка” (да-да, те самые, о которых грезили наши бабушки.) В 1997 году производство было остановлено, и завод купили частные лица. Вокруг локации кружили разговоры о проектах, которые бы возродили здание, но ни один из них не был осуществлен. Место пустовало и понемногу разбиралась по частям.
Нынешний владелец площадки Чугунного-литейного завода пошел навстречу хедлайнеру музея Александру Савичеву и предоставил ему пространство Мартеновского цеха на условиях аренды. Так сбылась мечта Александра.
Как воскресить завод
Знакомьтесь, сысертский архитектор Александр Ивлев. Он бесплатно разработал дизайн будущего музея. Вот как он будет выглядеть.
Это будет референс Мартеновского цеха с мягким светом и, в будущем, — с отоплением. Здесь будут располагаться бруски, инструменты, которые находил в здании сторож.
Самое время рассказать о главном экспонате — красной экспозиции “Родина”, над которой работали мы. Работа неформальная. Обильно заправленная алой краской, она вспыхнет светом десятков раскаленных ламп. Экспонат будет висеть в пространстве музея.
На полу будут стоять советские стиральные машины “Малютка”, “Урал” которые, напомню, когда-то выпускал Сысертский завод. А еще здесь разместится шкаф, который когда-то нашли на площадке завода.
“Организатор рассказал, что Мартеновский цех не является федеральным охраняемым объектом и можно взять какие-нибудь прикольные вещи для декора, мебели, — объяснил архитектор Александр Ивлев. -Там мы нашли голубой шкаф в шикарном состоянии”.
Концепт автора дизайн-проекта заключается в сооружении пандуса, по которому проложат рельсы для вагонетки.
“Проект плавно перенесет нас от современно мира внутрь здания, в историю завода. Кубики из фанеры здесь — как кирпичи, из которых строится завод. Их можно будет перекладывать в различные фигуры, конфигурации, в зависимости от экспозиций. Как вариант, выставка может быть обо всей истории, и с накоплением экспонатов, меняться от эпохи к эпохе”.
Почему работа Александра Ивлева была безвозмездной?
“Когда мне дают волю — можно придумать что хочешь, а потом придумаем, где деньги брать — такой подход меня подкупает на благотворительность и волонтерство”, — объясняет архитектор.
Жители Сысерти тоже поддержали идею арт-площадки.
Они приносили фотографии, старинные детали, инструменты, бруски металла и даже предметы со склада оружия времен Первой мировой войны. Сторож завода Сергей лично находил экспонаты и отдавал их будущему музею. Сысертчанин Кирилл Казаков помог закрыть дыры на крыше завода. Михаил Просвирнин предоставил лампы освещения, которые будут висеть на потолке — на целых два помещения.
Объединение “Made in Ural” бесплатно создало эксклюзивный логотип музея. Сконструирует стенды и напечатает материалы проект “Лаборатория индустриальности” от Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Работа продвигается, и мы уже до конца очистили место от засохшей краски. Деревянный арт-объект тоже готов.
Все, что осталось — дождаться, когда двери Мартеновского цеха будут открыты в октябре, а в проходе загорится красная “Родина”.
Иллюстраторы: Анастасия Дубинкина, Вячеслав Илларионов- Саблин
Редактор: Ильдар Мухамадеев