+
Обложка: Вячеслав Илларионов-Саблин

Андерграунд VS Коронавирус: Раунд 3

2020 год прошел под знаком пандемии, социального дистанцирования, локдаунов и отмены массовых мероприятий. Мы подводим итоги этого непростого года и выясняем для себя, как глобальная эпидемия повлияла на музыкальное сообщество.

В этом году у нас уже выходили большие статьи о коронавирусе и противостоящем ему андерграунде: Раунд 1 | Раунд 2

Что же мы имеем на конец 2020 года?

Сухие цифры: 81 млн заболевших, 1,8 млн умерших, 46 млн выздоровевших (источник: данные университета Джона Хопкинса). Вирус SARS-COV-2, впервые обнаруженный в Китае 17 ноября 2019 года, за 2020 проник на все континенты (включая Антарктиду), во все страны. Каждый, так или иначе, столкнулся с этим новым заболеванием. 

Основное влияние на музыкальный бизнес оказал не сам вирус, а реакция на пандемию со стороны государств. Отменилось (или перенеслось) большинство крупных концертов, международных и региональных фестивалей, сорвались (или перенеслись) крупные туры и большие сольные концерты: российские фестивали «Дикая Мята», «Боль», «Пикник Афиши», «Motherland Summer», «Чернозём» и другие.

В отношении концертов и развлекательных мероприятий в разное время принимались разные меры. Так, например, в самом начале первой волны, в марте, в крупных городах России просто ограничили заполняемость залов, и Тиллю Линдеманну приходилось давать в одном городе несколько концертов подряд. Затем ввели жесткие ограничения на заполняемость залов: не более 50 человек. А с 26 марта ввели полный локдаун. Началось время онлайн-концертов (читайте на нашем сайте: статья главного редактора о дистационном обучении и онлайн-концертах, “репортаж” с онлайн-фестиваля “Боль”).

Rammstein Тилль Линдеманн
Фото: Bild

Впрочем, время онлайн-концертов быстро закончилось. Они не собрали большую аудиторию, интерес зрителей к ним быстро упал. Из российских онлайн-концертов наиболее крупными были “Боль”, “VK Fest”, фестиваль “Афиши”, серия концертов “МТС Live”.

Степан Казарьян, организатор “Боли”, “Moscow Music Week”:
«Минус — это тот факт, что онлайн-концерт не может передать в полном объеме атмосферу, а отсутствие публики отражается на выступлении артиста. Это просто другой формат. Поэтому мы MMW проводим не только в онлайне, но и в офлайне, чтобы все-таки была возможность увидеть все.» Источник: https://tass.ru/kultura/9361167

Многие с воодушевлением встретили послабления в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах на фоне стабилизации эпидемиологической обстановки. Так, например, офлайн удалось провести “Moscow Music Week”, “Ural Music Night” и другие относительно крупные фестивали.

Но начиная с осени заболеваемость вновь начала стремительно расти, наступила вторая волна:

Медуза Коронавирус График
График заболеваемости в России. Источник: Meduza.

При этом, меры реагирования изменились: вместо полного закрытия баров — ограничение по времени работы до 23-х часов; концерты разрешены, но с учетом выполнения санитарных требований Роспотребнадзора. В таких условиях у многих артистов отменяются концерты. В частности, у группы “Дайте танк (!)” концерт по требованию Роспотребнадзора был отменен администрацией клуба за несколько часов до его начала.

В то же время существует класс исполнителей, которые проводят  концерты для многотысячной аудитории (Баста, Би-2, Кровосток, Anacondaz, известный хип-хоп-тик-ток-исполнитель). Мы решили узнать у представителей русского андерграунда, что они думают по этому поводу. 


ЭлектроПартиZаны (Санкт-Петербург; отвечает Дмитрий Горелов, ударные)

Не думаю, что андерграунд сильно пострадал в связи с тем, что попсовые артисты играют на стадионах. Да и каждый стадион в наше время (совсем как при Советской власти), условно закреплен за каким-либо государственным ведомством. Так что, никаких сюрпризов. Все вновь вернулось на прежние места. И классовое разделение в том числе.

ЖЩ (Санкт-Петербург)

Тут много нюансов. Понятно, что у кого есть деньги, тот может договориться / откупиться штрафом пост-фактум, но и людей на эти концерты никто насильно не загоняет. Еще и всякие стадионные концерты — это не те вещи, которые можно отменить за неделю без сильных последствий. Понятно, что какой-нибудь Баста не обеднеет, если не проведет пару концертов, но помимо него в индустрии трудится куча простых людей, для которых это единственный заработок, так что ситуация неоднозначная. Если кого-то на этом фоне смущают полицейские рейды в джазовых клубах на 100 человек, то скажу, что искать в действиях властей логику или благие намерения — занятие довольно бессмысленное.

Теневая Культура (Санкт-Петербург)

Конечно, ничего хорошего в этом нет, пандемия это вообще плохо. А тот факт, что некоторым артистам все-таки удается провести огромное мероприятие в условиях жестких ограничений, показывает, как работает система в целом. В том числе, это говорит о безответственности самих артистов и публики, которая подвергает себя опасности. 

Другое Дело (Воронеж)

Мы против любого классового расслоения и иронически, и серьезно. Это совершенно неприемлемо, но к сожалению, эти дикие взаимоотношения еще рассматриваются в России как норма. Есть касты тех, кому можно все, и тех, для кого есть закон, причем весьма гибкий в сторону ужесточения. Это Африка какая-то.

Денис Третьяков (Ростов-на-Дону; группы Церковь Детства, Крот, Братья Тузловы)

Поп-звезды, звезды хип-хопа в том числе, — это классические буржуи из книжек, хозяева жизни, большие любимчики российских силовиков.  Зависти к ним нет.  Как можно завидовать людям, которых не смущает, что их поклонники заразятся на концерте в толпе? Не нужно завидовать бессовестным.

SKOOKINY DETI (Екатеринбург, отвечает Кирилл Приказчиков, бас)

Я не социалист (раз уж говорим о классовости), но убежден, что перед законом, какой бы он ни был, должны быть равны все. По старой традиции в России возникают частные случаи, когда «все животные равны, но некоторые равнее, чем другие.» 

Перемотка (Екатеринбург)

Не уверены, что такое классовое разделение существует. Всё индивидуально. Если у кого-то есть влияние и возможность провести большой концерт, то почему бы не воспользоваться этим? Наше мнение — надо разрешать все концерты с любой численностью. 

Ситуация с клубами

По данным статистики Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций, убыток концертной индустрии в России составил 13 млрд рублей и именно концертные площадки понесли серьезный экономический урон. 

“Мы постарались сократить коллектив на 80%, основной костяк, и платим полную зарплату. Выручки у нас нет, ждем распоряжения властей, что будет дальше.” — из интервью Андрея Саморукова, сооснователя концертного агентства Pop Farm, изданию “Meduza”.

Несмотря на кризис и карантин, клубы продолжают работать, учитывая санитарные требования и новые экономические реалии. В обратном случае, они будут временно или навсегда принудительно вычеркнуты из индустрии.

Так после концерта Кипелова, который собрал аншлаг, концертную площадку “Adrenaline Stadium” опечатал Роспотребнадзор из-за несоблюдения санитарных норм. Это, как известно, далеко не первый случай. 

В марте закрылась легендарная концертная площадка “Дом Печати” в Екатеринбурге из-за невозможности выплачивать аренду. На данный момент временно остановлена деятельность “ГлавClub”, где последним концертом стало выступление хип-хоп-группы Кровосток.

Пока большинство клубов закрываются, но есть и исключения

Так, 20 ноября в Москве открылся клуб «Новая Искренность». Это первый либертарианский клуб в России, в котором, по задумке основателя проекта Михаила Светова, будут проходить дискуссии, его собственные мероприятия и музыкальные концерты.

«Новая Искренность» — это дом для моих собственных мероприятий и пространство, где интеллектуальная дискуссия соседствует с музыкой. Здесь будет уютно людям, которые устали от вязкого цинизма 90-х и ироничного отчуждения нулевых. Которые вырвались из ловушки постмодерна и хотят быть частью чего‑то настоящего. «Новая Искренность» — это бунт против цинизма»

В клубе уже успели выступить группы Альянс, Штадт, джазовые коллективы, экспериментальные электронщики и многие другие.

Правда, не все представители русского андерграунда желают выступать на новой площадке. На открытии клуба со скандалом отказались выступать некоторые известные рок-группы.

Нам удалось поговорить с соратником Михаила Светова, лингвистом, популяризатором языкознания и видеоблогером — Микиткой сыном Алексеевым.


Как я с этим клубом связан: 

У меня есть приятели — Михаил Светов, Ярослав Конвей, Саша Маяк, и я участвую в мероприятиях этого клуба, вот и все. То есть я фактически прихожу туда как в клуб своих друзей, для меня это более важно чем, какое-то другое определение этого клуба.

По поводу ситуации с коронавирусом и ограничениями:

Я считаю, что во многом это дурь, не нужно ограничивать людей никакими административными мерами. Все равно видно, что все эти ношения масок, перчаток, закрытие баров до 23 часов вряд ли сокращают заболеваемость, зато создают кучу неудобств. Так что кому суждено переболеть, тот переболеет. Я вот, например, через это прошел, бессимптомно, ну и ладно, а кому опасно, кто боится, то пусть сам дома сидит, не нужно заставлять всех следовать этим идиотским мерам. Поэтому считать, что в это время нельзя открывать клуб — глупость. 

В том, что клуб открылся именно сейчас, я не вижу ничего плохого. Более того, это даже хорошо было для организаторов, потому как данное помещение удалось выхватить именно сейчас: те, кто были до этого, ушли, упали цены, появилась возможность приобрести крутой особняк за малые средства, за те, которые Михаил и Ярослав могли себе позволить.

Повлияла ли ситуация на работу бара?

Насчет самого бара не знаю, для меня важнее концертная площадка в этом клубе и зал, где можно свободно сидеть и общаться.

Сталкивались ли организаторы с негативом со стороны общественности?

Да, конечно сталкивались, но по-моему, больше претензий не к тому, что бар открыт в пандемию, а к тому, кто именно этот бар открыл. А его открыл либертарианец, в том числе для проведения своих мероприятий, и одна пятая всех мероприятий в «Новой Искренности» — лично Светова. Был даже концерт открытия 20 ноября, с которого очень многие музыканты слились, отказались участвовать в последний момент просто потому, что клуб принадлежит либертарианцу, который такой плохой и нехороший. А то, что до этого выступали в клубах, которыми владеют единоросы, допустим, то это ничего, но выступить у человека, который занимается, на мой взгляд, полезной и удачной оппозиционной деятельностью — удар по репутации. Ну, тут вспомним, что большинство людей из музыкальной тусовки, как правило, интеллектом не блещут, в очередной раз я в этом убедился.

Оправдано ли было сейчас открываться?

Это не нам судить, это решать Михаилу и Ярославу, потому как они открывали это не просто как бар и концертную площадку, а как свой личный проект, который должен работать на пиар их имени: “Михаил Светов открыл первый в Европе либертарианский клуб”, а во-вторых, они хотели иметь свою площадку для мероприятий и концертной деятельности, не ныкаться каждый раз по съемным  площадкам. Им отказывают, места неудобные, люди не знают, куда ехать, а сейчас четкая одна собственная площадка.

Организаторы «Новой Искренности» делают все возможное, чтобы не было претензий со стороны органов, потому что их еще и за политику могут накрыть. У нас знаете, если за политику не накроют, то накроют за что-нибудь еще: пожарная безопасность, нарушения работы во время пандемии… У Светова это все уже было и он знает как с этим работать. В общем, все эти минусы не так существенны, для них самое главное, что они все-таки открыли свой либертарианский клуб.


Буквально через несколько дней после интервью, 25 декабря, по требованию Роспотребнадзора клуб был опечатан и его деятельность была приостановлена до решения суда.

Концерты в пандемию
Мнение эпидемиолога и вирусолога

Мы не нашли в открытых источниках информацию от экспертов относительно безопасности зрителей и артистов на площадках концертов. Однако нам удалось взять комментарий у вирусолога Алексея Аграновского.

Интервью с Алексеем Аграновским, эпидемиологом, доктором биологических наук, профессором МГУ имени М. В. Ломоносова, лидером групп “The Blues Spinners”, “Черный хлеб” и других проектов:

Какова вероятность заразиться коронавирусом на музыкальном развлекательном концерте с публикой 500 человек и выше?

Я не коронаскептик и в то же время я не преувеличиваю данную ситуацию, понимаете, я оцениваю ее трезво, к чему  всех и призываю. Если вы любите музыку и хотите послушать ее в небольшом клубе, мне кажется, опасность заразиться коронавирусом минимальна. Что ее совсем нет, я сказать не могу. Самое безопасное тогда — остаться дома и никуда не ходить. Любое появление в общественном месте может привести к инфекции. Ответственность берем на себя.

Насколько эффективны санитарные требования и введение новых ограничений?

Я думаю, в клуб идти в масках — это нелепость. Я сторонник той теории, что если нас попросят что-то делать, то лучше это делать, если это не противоречит нашим этическим установкам. Когда клубам и ресторанам предписывают закрываться в 10-11 вечера, мне это кажется смешным. Это надо понять власти тоже. Я прекрасно понимаю, что нужно ей принять какие-то меры и отписаться. Как поступать правильно? Приехать на такси. В маске. Войти в клуб. Сесть за столик. Не обниматься и не целоваться даже с теми, с кем давно не виделись. И приятно провести время. Потому что хорошее настроение — это хороший иммунитет. Вот и вся схема. 

Какова вирусная нагрузка на концерте и отличается ли она от, допустим, поезда метро?

Метро — это более серьезная ситуация по вирусной нагрузке по сравнению с концертом. Огромная текучка. Люди, которые спускаются в метро и едут на работу, гораздо больше подвержены заражению. И они вынуждены это делать.

Метро закрыть было бы просто нереально. А вот мелкие клубы регрессировать намного проще, потому что они совершенно беззащитны. Но это некрасиво, неправильно. И, кстати, в Европе ровным счетом занимаются тем же самым, и это неоправданно. Так как пандемия парализовала концертную деятельность, а продажи альбомов уже давно стремятся к нулю, то основным доходом стала выручка со стриминговых сервисов. Но ощутимую прибыль получают только звезды хип-хопа, Тик Тока, шоу-биза.


Как в итоге пандемия отразилась на экономической составляющей русского андерграунда?

ПетяевПетяев (Москва; отвечает Павел Петяев, гитара)

Наш коллектив не является коммерческим, прибыли не приносит (и никогда не приносил). По возможности мы сами платим музыкантам.

ПАТ (Санкт-Петербург)

Чтоб нести убыток, надо иметь прибыток. У нас его нет.

Yojo (Санкт-Петербург)

[О доходах со стриминга:] Стриминг существует совсем для других целей. Уж точно не для того, чтоб музыканты могли на нем что-то зарабатывать. Скорее, он удобен для слушателей и дает обогатиться владельцам стриминговых платформ. Единственное приятное исключение — Bandcamp. Он помог покрыть некоторые расходы, связанные с жизнью группы. 

ЖЩ

[О доходах со стриминга:] На стриминге у нас больших денег не водится и так. На репетиции хватает — и хорошо.

Иван Черных (Санкт-Петербург)

[О доходах со стриминга:] Я делал стриминг для музыкальных групп и театров. Где-то мы вводили платную основу и смогли даже что-то заработать. Но надо понимать, что при обилии контента в интернете, люди всегда найдут нужные им концерты на видеохостингах. Когда люди покупают билеты на концерт, они платят за атмосферу и себя в этой атмосфере. Не каждому музыканту удастся закрыть эту нишу стримингом.

Теневая Культура

Экономические убытки колоссальные. Этот год — новая веха в искусстве выживания. Это новый формат существования для нас, поскольку практически все участники заняты исключительно творчеством, а как мы знаем, самый лучший способ донести творчество — это показать его вживую. В последний год с этим много проблем. Но вообще, конечно, мы выросли за счет этих испытаний и стали более приспособленными к разного рода вещам, хоть и стали законченными психопатами и шизофрениками. В целом, это к лучшему. 

Дом Гнева (Санкт-Петербург; отвечает Андрей Григорьев)

На первый локдаун у нас выпал перенос нескольких мероприятий. Помимо этого, отменяются новогодние праздники и корпоративы. Цифры не большие, но в наших масштабах это практически все доходы. Стриминг и цифровые покупки приносят нам символические суммы, пару тысяч в удачный месяц.

юна (Казань; отвечает Элина Низамутдинова, вокал)

Огромные убытки. Ограничения не позволяют окупить необходимые затраты. Действовать невозможно. 

Бранимир (Волгоград)

Жил, в основном, концертами. С началом пандемии их не стало. Пришлось устроиться на подработки, не связанные с музыкой. Но в этом ничего страшного — всем непросто было. И будет еще года два.Но чтобы жить постоянно на стримингах — сложно. Надо этому учиться, не у всех это может получиться.

Денис Третьяков

Для нас музыка — не бизнес. Мы все работаем. Никаких убытков. Пока дымят заводы, панк-рок не помрет.

Перемотка

Мы ездили в тур по 16-ти городам в ноябре. Было здорово, много народа, без каких-либо эксцессов. Убытки мы не понесли. Даже наоборот — свободное время конвертировалось в альбом, а альбом — в тур.


Ситуация со студиями

Обычно когда пишут про пандемию и музыкальную индустрию, то незаслуженно оставляют в стороне людей, которые непосредственно заняты созданием музыки, а именно — звукозаписью. Поэтому мы обратились к независимым студиям и звукорежиссерам, чтобы узнать, как они справляются с текущей ситуацией.

Андрей Иваненко (HolyTube Studio, Оренбург)

1. [О влиянии пандемии на загруженность и работу студии:] Косвенно повлияла, стало меньше живых записей, но больше работы по сведению — люди пишутся дома и чаще отдают треки в работу.

2. [О моральном настрое записывающихся музыкантов:] Моральный настрой тех, чья работа связана была с кавер-бэнд-деятельностью, упал на пол, так как у людей тупо не стало работы, и соответственно, о творчестве в их рядах говорить не приходится. А музыканты, которые этим особо не зарабатывали, не ощутили изменений, как мне кажется.

3. [О влиянии пандемии на материал и в целом творчество артистов:] Влияние пандемии слышно и видно — кто-то на волне ковидного хайпа пишет треки про ковид, кто-то снимает сторисы в масках, но в основном, всем п**уй на меры [по борьбе с коронавирусом] и никто их всерьез не воспринимает, а воспринимают их только как очередной бредовый контроль от государства в целом и от Роспотребнадзора в частности.

УндергрундХерос в гостях на HolyTube Studio: видео.

Андрей Иваненко HolyTube Studio
Фото: Instagram @holy_tube_studio

Анатолий Никулин (cтудия KlubRekord)

1. [О влиянии пандемии на загруженность и работу студии:] Количество моих заказов уменьшилось, но незначительно. Если в прошлом году у меня вышло 19 релизов, то в этом году будет, скорее всего, 12 (некоторые релизы выйдут в следующем году).

2. [О моральном настрое записывающихся музыкантов:] Особых изменений я не увидел. Напротив, некоторые артисты воспользовались пандемией и записали новый материал (пример: дебютный альбом проекта Compassionizer).

3. [О влиянии пандемии на материал и в целом творчество артистов:] Думаю, что подавляющее большинство артистов старается в этом году абстрагироваться от происходящего. Прошлый год в целом был куда более социально направлен и в творчестве самых разных артистов прослеживалась острая повестка. В 2020-м же многие предпочли отвлечься от и без того тягостной повседневной жизни. 

Анатолий Никулин
Анатолий Никулин. Фото: личная страница в ВК.

Глеб Аут (проекты “Аут”, “Sam Takoy” и “иллюминация”; студия “native studio”; Краснодар) 

Этот год был одновременно одним из самых тяжёлых, но и самых продуктивных за все время моей творческой деятельности. Уже давно хотелось организовать сольный концерт проекта Аут и только в феврале этого года он смог состояться. После этого пришел вирус. С самого начала пандемии я отнесся к ней со всей серьезностью. Есть близкие люди, которые работают врачами. и от них я узнавал реальные масштабы проблемы. Я решил не давать до окончания пандемии никаких концертов и сам их не посещать, дабы не подвергать опасности себя и окружающих. После начала самоизоляции (в моем случае она длится до сих пор в той или иной мере), я сосредоточился на работе как над своими музыкальными проектами, так и над основной работой. За это время был записан альбом для нового проекта Sam Takoy в стиле психоделикфанк [читайте нашу заметку о нем], выпущен ЕР у проекта Аут [и о нем мы делали заметку], продолжена работа над старыми проектами, которые все еще ждут своего часа. 

Моя основная работа — написание музыки, сведение и мастеринг. Я уже давно работаю удаленно, но пандемия заставила меня больше сосредоточиться на обучении и поиске новых клиентов. Благодаря этому, мой средний заработок вырос в два с половиной раза. Что касаемо заработка от стриминга — он минимальный, скорее, как бонус для обслуживания и обновления студии. Я считаю, что людям стоит больше думать об окружающих; лучше сменить профессию, чем подвергать опасности своих слушателей. Сейчас много возможностей для получения новых знаний и удаленной работы. Конечно, тяжело сидеть дома, не ходить на концерты друзей и любимых групп, не давать своих. Но я знаю, что это все не зря. Жизнь важнее!

Павел Еремеев (музыкант в группах Usssy и Спасибо; звукорежиссер)

Я работаю звукорежиссером, свожу музыку. У меня лично было затишье в рабочих заказах весной. Вероятно, это связано с коронакризисом. В какой-то момент надо было экономить и считать, чтобы хватило до следующей зарплаты. Группы тоже, понятное дело, ничего не приносили.


Сейчас мы находимся в конце 2020 года. По планете вовсю шагает вторая волна, а сколько еще будет этих волн — никто не знает. Уже разработано и начинает применяться несколько вакцин, при этом появляются новые штаммы коронавируса, которые способны распространяться быстрее. Будущее туманно и можно лишь гадать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.

Павел Еремеев

[Об уходящем годе:] Это ужасный год, у нас сорвалось несколько отличных мероприятий. Например фестиваль Урвакан в Армении, шоукейс Tallinn Music Week, тур в поддержку нового альбома “Po Krugu” [читайте нашу заметку о нем], который вышел в сентябре, и много других мероприятий, которые могли бы быть. 

[О своем будущем в условиях пандемии:] Будем придумывать и записывать музыку не выступая или выступая очень редко. Но надеюсь, пандемия когда-нибудь все-таки прекратится.

Yojo

[Об уходящем годе:] Весной у нас вышел альбом «The Stepson» [читайте нашу заметку о нем]. Планировали сразу после его выхода съездить с концертами в Москву и Нижний Новгород. Пришлось отложить эти планы на неопределенный срок. По той же причине мы очень долго не играли и в Питере. Также мы планировали поработать над совместной записью с одной артисткой, чье имя широко известно в узких кругах, однако и этому не суждено было состояться в 2020-м году. 

[О своем будущем в условиях пандемии:] Будем вести себя примерно как обычно: собираться на репетиции (если не запремся по домам), сочинять новую музыку и выступать на небольших площадках, если уровень заболеваемости будет умеренным. 

[Об антиковидных мерах:] Наверное, не так важно, что мы считаем. Есть факты, которые указывают на то, что действенные меры не приняты, и не похоже, что люди «наверху» вообще всерьез задумывались о том, что делать. После первой волны ковида было время на подготовку к тому, чтобы смягчить вторую волну. Судя по всему, этой паузой никто не воспользовался должным образом. Не видно ни дополнительных больничных мест, ни выработки правил поведения во время эпидемии, ни оснащения больниц техникой, ни каких-либо четких действий по оказанию финансовой помощи работникам разных сфер, будь то врачи или концертные промоутеры. Складывается впечатление, что власти хотят переждать эту проблему и объявить в финале, что было сложно, но мы выстояли. Они могут сколько угодно повторять, что «можем повторить», но очевидно, в этой войне они сдали страну самым подлым образом, бросив людей на произвол судьбы. Нам не привыкать к равнодушию со стороны правительства, будем выживать как умеем. Судя по всему, никто из рядовых граждан не собирается сдаваться. У всех есть какие-то планы на пост-ковидные времена.

ЭлектропартиZаны

[Об уходящем годе:] Реализация творческих планов, связанная с публичными выступлениями, почти умерла. И, соответственно, наоборот, — студийной работы прибавилось на порядок и это замечательно. Есть время подумать не торопясь.  

[О своем будущем в условиях пандемии:] Персонально я [напоминаем, отвечает барабанщик группы] своё будущее никак не планирую. Война план покажет. Конечно, переходить на какое-то побочное ремесло не хотелось бы, но какие ещё гадости придумает государство, не знает даже само государство.  

Иван Черных

[Об уходящем годе:] Все хорошие проекты заморозились, пришлось заниматься тем, чем не хотелось заниматься. Я не домосед и когда сижу дома, начинаю гаснуть, так что я не из тех людей, которые будучи запертыми в четырех стенах мобилизуются.

[О своем будущем в условиях пандемии:] Будущее вижу аскетичным и территориально весьма ограниченным.

Наша заметка о последнем на данный момент альбоме Ивана Черных: https://undergrundheros.ru/albom-ivan-chernyh-zverstvo/

Теневая Культура

[О своем будущем в условиях пандемии:] По сути, режим выживания уже выработан. Если пандемия будет продолжаться дальше то режим выживания будет становиться все более изощренным. Мы испробовали все, даже проведение спиритических сеансов, модус операнди и заклинания духов, но все тщетно. Наверно, следующим этапом станет изменение сознания на молекулярном уровне: согласно герметической теории возникновения болезней, чтобы победить недуг нам нужно всего лишь расщепить дьявольский дух, делать мы это будем исключительно с помощью музыки. Все получится.

Дом Гнева

[Об уходящем годе:] Этот год показал, что стоит больше времени уделять онлайн-проектам. Вместо выступлений теперь нужно больше заниматься написанием нового материала и звукозаписью. Также этот год показал, что нужно иметь хорошую финансовую подушку, без этого я не мог бы так спокойно об этом рассуждать. 

[О своем будущем в условиях пандемии:] Если пандемия продолжится после 2022 года, тогда мне придется всерьез пересмотреть свои планы на творчество, круто менять формат. Год-два, однако, большой роли не сыграют, в лучшем случае запишу несколько альбомов за это время. Считай, творческий отпуск.

Бранимир

[Об уходящем годе:] В этом году была разрушена привычная схема существования, распался на куски весь основной цикл «сочинение-запись-тур». Планировать на долгосрочную перспективу стало вообще нереально. Либо клуб закроется, либо опять ограничения введут — риски увеличились. И в грядущем году все будет еще хуже. Гастроли будут строиться по принципу лотереи «срастется-не срастется». Люди перестанут активно покупать билеты в предпродаже, потому что мероприятие может в любой момент отмениться. И если еще в марте концерт слетал из-за ограничений, то по осени — из-за закрытия клуба, и мероприятия стали переноситься из-за банальной болезни музыкантов. У нас с Андреем Бледным (25\17) была подобная ситуация — наш совместный концерт в первый раз перенесся из-за моего ковида (его наличие выяснилось за двое суток до мероприятия). А во второй раз заболел уже Андрей — и это стало понятно в день концерта. И из-за опасений заразить зрителей отменяли свои концерты не только мы. Гребаный ковид… 

Выпуск подкаста «Слушай, что нашёл» от 20 декабря этого года: https://undergrundheros.ru/podkast-slushaj-chto-nashyol-36/. В нем мы обсуждаем, помимо прочего, песню Бранимира «Денди».

В 2020 году немножко выручали онлайн-концерты. Мне изначально не нравилась схема делать платный вход на такие квартирники, как, например, Литтл Биг сработал. Кто хочет — пусть донатит, кто хочет — пусть смотрит бесплатно. У всех же разные ситуации и возможности. Онлайн-концерты показали, что люди у нас очень благодарные. Спасибо им за это большое. Но онлайны — это временный заменитель. Экстренная мера, не более. Надеюсь, что живые концерты возродятся в скором времени. Они, разумеется, лучше стримов. 

Коюанда (Воронеж; отвечает Кирилл Кулаков) 

[Об уходящем годе:] 2020-й год оказал психологическое влияние, я еще пуще зарылся в нору. Писать музыку стало сложнее, ведь и жить стало сложнее. Я лично планирую найти работу и меньше писать, а мой гитарист уже давно это сделал.

Брысь (Краснодар — Санкт-Петербург)

[Об уходящем годе:] Этот год повлиял скорее положительно, на карантине было много времени, чтобы сочинить новые песни. Чем больше препятствий, тем интереснее работать. Мы сняли клип на песню уже на карантине с помощью скайпа — такой прием мы бы вряд ли бы задействовали в обычной жизни. И получилось даже круто! Главное теперь — записать все придуманное без потерь для здоровья. 

[О своем будущем в условиях пандемии:] Пандемия в любом случае продолжится. Точнее, будет продолжаться еще какое-то длительное время. Мы видим будущее, возможно, с меньшим количеством концертов, но с бОльшим качеством музыки, с бОльшим временем, отведенным на её создание.

Наше большое аудио-интервью с музыкантами проекта Брысь в рамках подкаста «HEROOFTHEDAY»: Часть 1 | Часть 2.

Перемотка

[Об уходящем годе:] Не хочется концентрироваться на пандемии, ведь в этом году было много других важных событий для музыкальной индустрии. Например, запуск Спотифай в России, скачок популярности стриминговых сервисов и т.д. Поэтому это все мотивирует писать больше песен.

[О своем будущем в условиях пандемии:] Не уверены, что что-то сильно поменяется. Единственное, будет чуть меньше народа на концертах из-за ограничений. Но тут вопрос ценовой политики. Убытки всегда можно восполнить просто повысив цену на билет. Проблемы тут для нас нет.


Что мы имеем в итоге? Лишь туманную неопределенность. Вирусологи не могут дать точных ответов: когда пандемия окончательно уйдет в прошлое? сколько еще продлятся все ограничения? Этого никто не знает. Заболеваемость все так же держится на примерно одном уровне, концерты продолжают проходить или срываться по странной логике, артисты в замешательстве, клубы и концертные площадки продолжают бороться за выживание, но уцелели, конечно, не все. Сами исполнители придерживаются разных мнений: кто-то приверженец теории классового разделения, а кто-то, наоборот, не видит ничего подобного; кто-то отчаялся, кто-то смог собраться с новыми силами. В любом случае, весь этот коронавирусный период так или иначе внес свои изменения во все сферы жизни общества, и в музыкальную в том числе. Поэтому все, что нам остается, это надеяться и ждать, ждать изменений к лучшему и возвращения к привычному ритму жизни.

Текст: Вячеслав Илларионов-Саблин, Виктория Журавлёва, Анастасия Дубинкина, Ильдар Мухамадеев
Обложка: Вячеслав Илларионов-Саблин
Редактура: Ильдар Мухамадеев