Андерграунд VS Коронавирус: Раунд 2
Ссылка на Раунд 1: жми
Статистика
На 22 июля 16:00, с начала эпидемии было заражено 15,2 млн человек, выздоровело 9,1 млн, болеют сейчас 5,36 млн, из который в серьёзном или критическом состоянии 63 667 человек. Умерло 620 тыс., из них в России 12745 человек.
Источник: данные университета Джона Хопкинса.
Концерты и фестивали
В России и в мире были отменены либо перенесены на другие даты такие крупные музыкальные фестивали, как британский GlastonBury Festival, американский Coachella, немецкий Wacken Open Air, российские фестивали Боль, Пикник “Афиши”, Motherland и другие.
Только сейчас, в июле, спустя полгода после начала пандемии, в таких странах, как Германия и Япония, уже проводятся относительно небольшие концерты. Немцы смогли организовать музыкальное мероприятие численностью в 960 человек с ограничениями (слушатели были поделены на группы в 4 человека, но можно было не носить маски). А в Японии уже разрешены массовые мероприятия до 5000 человек.
В России ситуация очень неоднородная. Например, в большинстве регионов в данный момент по-прежнему действуют серьёзные ограничительные меры: полный запрет массовых мероприятий, закрыты бары, рестораны, клубы (за исключением летних веранд, и то не везде). А в Москве и Санкт-Петербурге концерты постепенно начинают возвращаться к обычному режиму: выступления Леонида Федорова 14 августа, Найка Борзова 21 августа, Ритуальных Услуг 25 июля, фестиваль лейбла НИША 23-26 июля и другие.
Мы решили во всём разобраться детальнее, расспросить музыкантов и организаторов разных регионов России о том, что они думают обо всём этом.
Некоторые исполнители выступают против проведения концертов в текущей обстановке.
Краснодарская группа Брысь (отвечает Вика Завгородняя, вокалистка):
“Пока явно очень рано возобновлять концертную историю. В нашей стране и так к профилактике вируса относятся легкомысленно, а давать зелёный свет массовым мероприятиям — подкреплять веру в то, что все проблемы миновали.
Лично я сейчас не пошла бы ни на какой концерт. После изоляции хочется больше времени провести на природе, отгрести куда-нибудь подальше от людей и наслаждаться свежим воздухом. За три месяца я как-то отвыкла от больших толп, а привыкать обратно пока не хочется.”
Новороссийский музыкант Александр Маликов (Супра, Туалета Нет, Петля):
“В столице ситуация была одной из самых печальных по количеству зараженных. Я бы не пошел ни на эти концерты, ни на те что будут до конца октября в Москве. Но если говорить о Краснодарском крае, где нахожусь я, может быть и рискнул бы пойти, если бы состоялось что-то стоящее. У нас по статистике (включая информацию от знакомых медиков) всё было не так страшно как рассказывали из телевизора.”
Некоторые музыканты, считают, что разбираться в вопросах разрешений/запретов концертов это вне их зоны ответственности.
Антон Образина (JARS, Москва):
“Я думаю, тут мое мнение не имеет значения. Все равно многие уже ходят по барам, сняли маски и не особо дистанцируются. Наличие или отсутствие концертов, как мне кажется, вряд ли на что-то серьезно повлияет. Но лично я в ближайший месяц не особо стремлюсь что-то делать. В августе, может быть, поиграем.”
Гриша Куликов (Winch, Москва):
«Да хрен его знает какая реальная ситуация сейчас. Говорят, что эпидемия растет, а по факту выглядит все довольно спокойно.»
Вокалист, гитарист известной инди-группы из Москвы:
«Мы, наверное, воздержимся от ответа, сорри. Это разговор уже о какой-то общественно важной проблеме, и я тут не смогу от своего лица отвечать — высказаться должны все мои ребята. А я вряд ли сейчас смогу от них получить прямо какие-то комментарии текстовые. Главное — я сам пока не могу сформулировать своего отношения и для себя тоже, не очень будет правильно в таком случае публично высказываться.»
Большинство же музыкантов из опрошенных выступает за возобновление концертов. Вот наиболее интересные мнения.
Вадим Орлов (ЛОГОС, Москва):
«Лично я весь карантин сидел дома и не высовывался, потому что ценю здоровье свое и других людей. Ребята из нашей группы тоже все сидели дома. Тем не менее, сейчас карантин сняли и, пожалуй, стоит начать возобновлять деятельность, так что да, думаю, что допустимо [возобновлять концертную деятельность].»
Андрей Иванов (ИБН, Москва):
«Концерты сейчас — крайняя мера. Барам, клубам, концертным агентствам и группам надо выживать. Поэтому мероприятия, ставящие своей задачей поддержать кого-то из вышеперечисленных, по моему мнению, имеют право на жизнь. Приходить или не приходить на такие концерты каждый должен решать для себя сам. У меня лично сформировалось более спокойное отношение к пандемии, хотя остальные участники группы до сих пор боятся пить с друзьями воду из одной бутылки!
Конечно же ситуация сейчас очень непонятная, у людей нет абсолютно никакого доверия к статистике, именно поэтому мнения по поводу безопасности очень сильно разнятся.»
Гастон Вуз (Т.Ч. ТОРМОЗ!?, Новороссийск):
«На фестивалях и концертах без травм, заражений и болячек, кажется, никто не обходился никогда. Тем более, что этот коронавирус всем уже «до одного места». Люди ходят в кафе, бары и торговые центры. Городские сцены функционируют. Нет никаких причин не проводить концерты или фестивали.»
Наиболее радикальную позицию занимает петербургская группа Dispanzer, которая недавно вернулась из своих затяжных гастролей-приключений, о которых мы писали ранее. Вот, что они сказали:
«Тут, как говорится, «бабка на двое сказала». С одной стороны, это не очень круто, в плане того, что есть возможность более жёсткого распространения вируса. Но для чистки планеты, это вполне приемлемо) Пусть заражаются и дохнут)) мы не против вымирания человечества, поэтому нам по большей части [всё равно]. Если они все умрут, кто-то будет громко смеяться))»
Для многих организаторов облегчением стало разрешение проведения концертов на «законных» верандах. А также в частности в Москве указом мэра города Собянина с 1 августа 2020 года разрешены массовые мероприятия с численностью до 3000 человек при условии 50%-ной заполненности зала. А что об этом думают музыканты?
Артем Ляховский (Казускома, Москва):
«В России, учитывая ментальность нашего народа, меры соблюдаются только на бумаге. Это трудный вопрос, фото и видео [с недавних концертов] я не видел и не особо интересуюсь ситуацией с этим гребаным ковидом, поэтому ничего не могу больше сказать.
Я дилетант в вопросах вирусного характера. Возможно, есть люди, которые принимают решения, и надеюсь что они компетентны в этом вопросе, но давайте не будем забывать, что не все созданы, чтобы работать на заводах, поэтому при соблюдении мер предосторожности, я не вижу в этом проблемы, это та же работа, отрасль, которая даёт людям рабочие места, платит зарплату.»
Лаконичная панк-группа красен глаз (Краснодар):
«Мероприятия для у****ов [редисок].»
Ироничный комментарий Т.Ч.ТОРМОЗ!?:
«А что, есть незаконная [веранда]? Вот в «незаконную» бы пошли. А в «законную» нас бы не пустили!»
Не менее ироничен в этом вопросе Вова Князев из зеленоградской психоделической группы ЗОРКИ ВО:
«К нам приходит не больше 200 человек обычно. Любые решения правительства — срань. А концерты это прекрасно.»
Понятное дело, последствия пандемии и связанных с ней ограничений негативно отразились на положении дел клубов и музыкантов. Так, некоторые исполнители, которые активно давали концерты, гастролировали, столкнулись с серьёзным кризисом.
Казускома
«Кризис сказывается катастрофически, кредиты, проценты, долги.»
Winch
«…Недавно несправедливо уволили (к слову, и так искал уже новую работу, потому что прошлая перестала устраивать), так что ищу работу в ускоренном темпе).»
А некоторые музыканты спокойно переживают кризис, так как музыка для них не больше, чем просто хобби.
JARS
«Материально никак [кризис не отразился], я работаю из дома. Весна выдалась продуктивной в музыкальном плане – это хорошо. Отменился тур – это плохо.»
ЛОГОС
«Ну, если честно, [кризис не повлиял] никак. Слава Богу, никто не заболел и, надеюсь, не заболеет. Это было время, когда мы все могли быть дома, работать, учиться, творить, так что скоро порадуем новыми песнями!»
Клубы Москвы и Санкт-Петербурга не идут на контакт, поэтому никаких комментариев мы от них не получили. Их поведение понятно — делиться мнением по такому скользкому вопросу значит показать свою позицию, которая, кажется, такова: ответственность полностью переложена на власть и посетителей, а единственная забота организаторов — спасти бизнес.
Зато мы получили комментарий от новосибирского лофт-парка “Подземка”:
“В Новосибирске, в связи с постановлением губернатора от 27.03.2020 № 43 продолжает действовать ограничение на проведение массовых мероприятий, поэтому проводить концерты, семинары и другие мероприятия с массовым посещением людей мы не имеем возможности.
Таким образом наша деятельность приостановлена, и когда она возобновится с какими-либо ограничениями или в полном объеме — мы, к сожалению, не знаем.
Мы любим нашу работу, хотим работать и, конечно, с нетерпением ждем отмены ограничений. При этом понимаем, что это будет возможно только, если санитарно-эпидемиологическая ситуация в нашем городе изменится.”
Заслуживает внимания интересная история группы Dispanzer.
Напомним, что недавно она вернулась из вынужденного затяжного европейского турне. Застряв в Германии, они столкнулись с равнодушием российских властей и вынуждены были самым настоящим образом выживать. Выживали различными способами, в том числе, не совсем легальными, и даже попадали под прицел местной полиции (к счастью, всё обошлось).
“Вернулись тоже нормально. Открыли границы, мы сели в тачку и поехали в Польшу. Сыграли там концерт, поехали в Белоруссию, отпустили водителя и поехали на пассажирском автобусе домой. Вот такие дела.”
Выступление Dispanzer в Европе.
Что мы имеем: неоднозначная ситуация в мире, разнородные мнения представителей музыкальной сферы. Исходя из этого, мы сами уверенный ответ дать не можем. В целом, все организаторы крайне разобщены: администраторы фестиваля Боль опубликовали новость об отмене за несколько дней до предполагаемого старта мероприятия, Пикник “Афиши” повис в воздухе, даже не обозначив дату переноса. Музыканты, существующие в составах “тусовок”, поддерживают только друг друга. В этой борьбе, к сожалению, каждый сам за себя.
Авторы: В. Илларионов-Саблин, В. Журавлёва, И. Мухамадеев
Иллюстраторка: Софья Почтенная
Редактор: И. Мухамадеев