+
Андерграунд VS Коронавирус, обложка статьи
Иллюстрация: Софья Почтенная

Андерграунд VS Коронавирус: Как живут и выживают независимые музыкальные исполнители в это нелегкое время

Коронавирус застал всю планету врасплох: целые государства закрываются на карантин, экономика стремится пробить дно, фондовые рынки погрузились в глубокий красный цвет. На фоне этого мы решили обсудить выживаемость русской независимой музыки с непосредственными ее представителями.

Независимая музыкальная деятельность в нашей стране и в благоприятные времена сопряжена с огромными трудностями: недостаток площадок для выступлений, предпочтение активной молодой части населения поп и хип-хоп музыке, низкая доля среднего класса, неплатежеспособность целевой аудитории. Положение в Москве и еще в нескольких крупных городах чуть получше, но и здесь собрать большой зал при цене на билеты в 600-700 рублей становится сложной задачей для многих исполнителей.

Поэтому поражающая темпами роста пандемия коронавируса, конечно, оказала очень сильное влияние на этот «бизнес». Указом мэра Москвы Сергея Собянина с 16 марта на территории Москвы запрещены мероприятия с численностью участников более 50 человек, а в Петербурге губернатор Александр Беглов ввел такой же запрет с 18 марта.

Мы решили узнать у самих исполнителей и организаторов, что они думают об этой непростой ситуации и какие действия они будут предпринимать. 


Итак, что говорят исполнители, на которых запрет практически не повлиял.

ЛОГОС (московская гранж-группа): “Нам повезло — мы смогли предугадать данное развитие событий и не намечали никаких гигов на март-апрель. Так что лично на нас [запрет на проведение концертов] повлиял не сильно.”

“Дом престарелых аутистов ответили мемом:

Группа Хмурый (московская пост-панк группа): “В конце апреля мы планировали презентацию мини-альбома, но прекратили переговоры с промоутерами и площадками, понимая, что в апреле или даже мае вряд ли нам что-то удастся сыграть.”

(the)Dead Elvis (орловская рэп-рок-группа): “Мы живем в городе Орёл, а тут и без запретов концертов почти не происходит.”

ЖЩ (московская рок-группа): “Как дополнительная реклама перенесённых концертов.”

Путь левой руки (петербургская инди-акустик группа): “На самом деле, [запрет на проведение концертов не повлиял] никак. У меня идёт запись нового альбома, в которую я ушёл с головой. О концертах пока и не думаю.”

SONIC DEATH (петербургская гараж-рок-группа): “Никак.”

Исполнители, которые понесли средней степени потери.

На Ножах (московская инди-нойз-группа): “Так совпало, что мы с февраля работаем над новым альбомом, поэтому в принципе приостановили активную концертную деятельность. Тем не менее, 29 марта должны были играть на джазовом баттле «Битва-бритва». Концерт пока перенесся, что обидно, поскольку у мероприятия очень необычный формат. Было также несколько идей на выступления в апреле-мае, но теперь все под большим сомнением.”

Сердоболь (петербургская рок-группа; отвечает Лиза, вокалистка группы): “Ну, без концертов мне лично будет очень тяжело, это моё любимое времяпровождение, но запрет понятный, и я рада, что его ввели, потому что если бы это сделали позже, то все, скорее всего, стало бы хуже. Люди должны серьёзно относится к проблеме.”

Т.Ч. ТОРМОЗ!? (новороссийская панк-группа): «В связи с запретом проведения всяческих мероприятий, мы не стали заморачиваться с организацией концерта у нас в городе и в Краснодаре. Также организаторы отменили из-за и*****й [проклятой] паники наш движ в Ростовской области, а именно — Новочеркасск и неподтвержденный Ростов-на-Дону.»

Пар Культуры (московская рок-группа): “Один концерт отменился, точнее выступление на фестивале.”

Ну и самое грустное — исполнители, которые столкнулись с отменой (или с ее угрозой) туров/множества концертов.

PLOHO (новосибирская пост-панк группа): “Запрет повлиял как и на всех музыкантов — все концерты отменены, отменились европейские и российские туры и любые мероприятия до осени.”

Краснознамённая дивизия имени моей бабушки (московская инди-рок-группа; отвечает Иван Смирнов, вокалист и гитарист): “Этой весной мы выпускаем новый альбом, и нас крайне волнует, сможем ли мы провести презентации. Пока они не отменены, даты — конец мая, но тот же Минск уже предложил перенести. Даты в Москве и Питере пока держим и надеемся. А еще наш барабанщик сейчас живет в Беларуси — если границу не откроют и его к нам не выпустят, то концерты точно придется перенести.”

808hardcore (петербургская хардкор-группа): “Запрет повлиял непосредственно. Мы попали в неприятную ситуацию с нашим гигом в начале апреля — пришлось ребятам из Москвы оставаться дома, а нам самим видимо придётся стримить или ограничивать вход.”

Суперкозлы (кировская гараж-панк-группа): “Мы вынуждены перестраивать тур, к которому готовились полгода. Это очень стремно. И смотрим, как тяжко всем знакомым турящим группам, водителям, звукарям, оргам и владельцам площадок.”

Спасибо (московская инди-группа; отвечает Расел Рахман, вокалист и гитарист): “Пока никак, но прогнозы неутешительные, есть вероятность отмены всех ближайших концертов, остаётся лишь верить и надеяться.”

Краснознамённая дивизия имени моей бабушки

Далее мы пообщались с музыкантами на тему финансов. Какую долю доходов составляет для них концертная деятельность? Появилась ли у них некая финансовая нестабильность в связи с запретом? Выручают ли их доходы от стриминговых сервисов и продажи мерча?

PLOHO: “Сейчас рано об этом говорить, запреты только начались и не везде вступили в силу. Но если концертов не будет достаточно долгое время, то конечно, финансовые проблемы — это вопрос времени.” [О доходах со стриминга/с мерча:] “Ну конечно [доходы] выручают. Как могут какие-либо доходы не выручать, если они есть?”

ЖЩ: [О доходах со стриминга/с мерча:] “Это все смешные деньги, по сравнению с затратами на производство музыки, аппарат и репетиции. Все музыканты работают на своих работах.”

Anna Havoc (петербургская хардкор-группа): “Мы нищеброды-панки, не зарабатывали и не зарабатываем на концертах.” [О доходах со стриминга/с мерча:] “В нашем случае никак не выручают, потому что копейки. Но вообще, это единственный способ заработать хоть какие-то бабки для артистов.”

JARS (московский грязный нойз-рок-бэнд): «Для группы этот доход важен, потому что позволяет оплачивать репетиции, расходники, транспорт в туре и так далее. Нестабильность появилась в плане, что неясно, сколько продлится запрет, на какие даты переносить концерты и останутся ли после этого площадки, куда можно их перенести. Ну наверное останутся. Плюс непонятно, отменять ли выезды в ближайшие месяцы – закроются ли площадки в других городах, усилится ли карантин или наоборот его снимут. Это все нельзя назвать финансовой нестабильностью, это просто нестабильность. Финансовая нестабильность только в том плане, что пропала возможность заработать на концерте и вложить бабки в запись.» [Выручают ли доходы от стриминга/мерча?] «От стриминга – нет, от мерча – отчасти. В любом случае участие в небольшой группе не покрывает расходы на жизнь, нужна основная работа. Поэтому ситуация и не катастрофическая, но и не особо приятная.»

JARS

На Ножах: “Наша группа существует всего год, на сколь-либо серьезные заработки от концертов мы еще не вышли и не то чтобы даже думали пока об этом. Поэтому я отвечу подсмотренной где-то шуткой: «Посчитал наши убытки от отмененных концертов: получилось, что мы еще и в плюсе». Концерты для нас сейчас — это, скорее, способ расширить аудиторию, и то, что мы этой возможности лишаемся в перспективе на неопределенный срок, это вот самое неприятное.” [О доходах со стриминга/с мерча:] “Нет, [доходы не выручают]. Так что если кто-то хочет поддержать — послушайте нас, поделитесь, если зайдет, то приглядитесь к мерчу. Но, опять же, мы сейчас совершенно не про бабло — не тот уровень. Стриминги, мерч, деньги от концертов — это не те вещи, на которые мы живем, это то, что немного помогает приблизить следующую запись.”

WHWH/ВХВХ (московская стонер-группа): “Бэндкэмп — единственный наш кормилец!”

Краснознамённая дивизия имени моей бабушки: “Концертная деятельность, по большей части, покрывает расходы на деятельность группы, но не более.Стриминговые сервисы приносят небольшую, но стабильную выручку. За 2019 год на заработки с них мы купили 2 хороших музыкальных инструмента, не такие уж маленькие деньги.”

Сердоболь: [О доходах со стриминга/с мерча:] “Не особо [выручают], это все мелочи. Другое дело когда кто-то донатит на Бэндкэмпе.”

808hardcore: “Мы — коллектив, состоящий из грузчика и слесаря, так что от концертов мы не только не зависим, но порой это минус. Больше печалит непредсказуемость ситуации, ведь мы хотим и дальше транслировать своё творчество.”

808hardcore

(the)Dead Elvis: “Пока что доходы от мерча и от остального совершенно незначительные, и они даже не перекрывают расходы.”

Т.Ч. ТОРМОЗ!?: “Концертная деятельность составляет ощутимую долю кайфа, отрыва, отдыха от рутины, но никак не доходов. Да б**, за 17 лет в панк-роке заработал не более 1,5 кэса. Для меня это жизнь, которая не приносит финансов, но дает то, что никакие баксы не дадут.”[О доходах со стриминга/с мерча:] “Вполне вероятно, если бы не пандемия, то наши друзья из “23Star Promo” сделали бы нам эксклюзивную деку с нашим лого для реализации в Ростовской области в качестве своего промо, ну и нашего. Ну и маек-значков бы наделали чутка.”

ЛОГОС [О доходах со стриминга/с мерча]: “Ну, за полгода у нас было где-то 8-10 тысяч прослушиваний, и это вывело как раз 8-10 долларов на сайте. Но у многих из нас есть возможность дистанционно зарабатывать на подработке. Так что живем-с!”

красен глаз (краснодарская панк-группа): “Стриминг? Что за срань..? …Мерч не выручает…”

Группа Хмурый: “Доходы от стриминга — это круто. Мы весь прошлый год репетировали на доходы от стриминга и, кажется, еще осталось. Надеемся, скоро в Россию придет Spotify.”

Суперкозлы: “Музыка это почти единственный источник доходов для нас. Стриминги в разы меньше приносят пока, чем концерты. А вот мерч это реально мамка для нас.”

Спасибо: “Концертная деятельность позволяет, прежде всего, содержать группу и вкладывать в ее развитие, также это дает приятные бонусы. Для меня проблема усугубляется тем, что все мое финансовое жизнеобеспечение связано с концертами и мероприятиями, которыми я занимаюсь, как промоутер и арт-директор, помимо менеджерства своей собственной группы. Боюсь, что придётся на время сменить профессию.” [О доходах со стриминга/с мерча:] “Выручают, сейчас любые деньги будут кстати. Если у вас есть возможность помочь своей любимой группе — сделайте это любым возможным способом: слушайте музыку в стриминг-сервисах, покупайте их мерч и альбомы на бэндкэмпе и донатьте деньги на счета и трансляции. Вместе справимся и переживем этот кризис, сколько бы он не продлился.”

SONIC DEATH: “Слава Бафомету.”

Музыкальный онлайн-сервис “Bandcamp” в чувстве солидарности с исполнителями, пострадавшими от введения карантина, объявил, что 20 марта они не будут брать никакой процент от продаж музыкальной продукции.

В мире андерграунда на слуху идея о проведении онлайн-концертов. Насколько это хорошая идея? Как быть с эмоциональной отдачей? Вот, что ответили наши исполнители.

ЖЩ: “Если проводить их на должном уровне, то они даже не окупятся. Если делать посредственно, то лучше не делать. Лучше просто на стриме на гитаре поиграть.”

Winch (московская хардкор-группа): “Онлайн-гиги это, наверное, прикольно, но у меня без прямого контакта и живого взаимодействия все равно это не получится назвать гигом. Для меня, гиг — это взаимодействие и энергообмен с залом. Думали тоже насчет того, чтобы попробовать. По сути, это ничем не отличается от трансляций, которые раньше все и так проводили время от времени.”

Володимѣръ (владимирский рок-исполнитель): “Идея как идея, почему нет? Вообще, странно, что до сих пор это на поток не поставили. По сути, достаточно адекватной реп-точки с нужным аппаратом и хороший интернет. И ВСЁ!))) Зал арендовать не надо, ехать никуда не надо, проблем никаких с оргвопросами, обычными для выездных концертов, нет. Другое дело, если кому-то хочется именно поплясать-попрыгать-в-толпу. Но и это можно, наверняка, как-то решить))”

SONIC DEATH: “Это для мажоров.”

SONIC DEATH

На Ножах: “По моим прикидкам, это не дешевое удовольствие: аренда помещения, камер, звук, команда. Не факт, что коллективу на нашем уровне с этим форматом удастся выйти хотя бы в ноль. Глобально, я вообще считаю, что формат онлайн-концертов за время эпидемии может нормально подняться, а когда все пройдет, этот формат просто останется с нами и будет таким же привычным и необходимым делом как альбомы, клипы и живые концерты. Но вновь все упирается в комендантский час. Если его введут, то и онлайн-концерты отпадают.”

Сердоболь: “Идея супер, обязательно надо осуществить.”

Церковь Детства (ростовская рок-группа): “Онлайн-концерты помогают заработать музыкантам, но сами по себе совершенно не интересны. Нет прямого контакта с аудиторией, не включается режим прямого взаимодействия. Это все равно что смотреть записи трансляции спектаклей — теряется до 80% драйва.”

808hardcore: “За онлайном будущее! Наверное. Пока тяжело представить, какая будет энергетика у таких концертов, но что-то в этом есть — потенциально гораздо большее количество людей сможет «побывать на концерте» и молодость пройдет в онлайне. Однако для андерграунда это пока вариант из разряда «извините, не надо», ведь в такой музыке бо́льшую важность имеет непосредственное общение с людьми, а не желание расширить круг слушателей. В любом случае, мы будем ставить эксперименты.”

ЛОГОС: “Очень хорошая идея! Впрочем, многие из наших подписчиков и так не имеют возможности посетить наши концерты, так как проживают далеко от Москвы (только около 25% наших подписчиков живет в столице или неподалеку).”

Суперкозлы: “Это интересно и свежо. Звучит очень реально. Н***я тогда жить в 21-ом веке).”

Масштабы пандемии увеличиваются с каждым часом. Как наши исполнители планируют пережить ее?

PLOHO: “Адекватно.”

ЖЩ: “Еще порепетируем.”

Winch: “Работа, слава богу, будет какая-то, переживем.”

На Ножах: “Зависит от того, введут ли жесткие ограничения на выход на улицу. Если введут, то будем сидеть по домам, сами с собой что-то сочинять. Если же перемещаться по городу будет возможно, то дорепаем и дозапишем новый альбом. Плюс, вероятно, сейчас возникла хорошая возможность прокачать свое присутствие в сети.”

Шумы Штормовых Широт (московская сладж-группа): “Да как-нибудь переживем :)”

Шумы Штормовых Широт

808hardcore: “Паники по поводу «пережить» никакой нет, нам бы правительство наше пережить! Будем гнуть свою линию, и все запланированные концерты отыграем хотя бы для небольшого круга наших слушателей.”

WHWH: “Переживем в студии.”

Т.Ч. ТОРМОЗ!?: “В плане обыденного — никак (типа, дом-работа-дом, иногда расслабон где-нибудь). В плане музыки — наконец-то отличная возможность побольше репать, но место, где мы репетируем и играем — студия “Conformat” — сейчас в стадии переезда, и мы не можем заниматься музыкой сейчас, но это вариант для нас самих доделать наработки песен новых, а то руки не доходят всё.”

ЛОГОС: “Пока все забаррикадировались по домам. Работаем над новыми синглами дистанционно. Все записывают свои партии. Так что переживаем организовано.”

Группа Хмурый: “Переживать карантин мы будем дома. И вообще пусть все сидят дома — тем быстрее закончится вся эта штука. Зато есть время поразгребать черновики — на них почти никогда не бывает времени.”

Спасибо: “Буду браться за все, что подвернется под руку, и пытаться реализовать в себе потаенные таланты.”

SONIC DEATH: “Мы едем в тур.”


К сожалению, нам не удалось взять комментарий у действующих концертных площадок, но зато нам ответили ребята из ныне не функционирующего московского клуба «Pluton». Вот, что они думают обо всей этой ситуации.

Сколько, по вашим ощущениям, могут прожить клубы в условиях всеобщего карантина?

А черт знает, сколько он продлится. Если быстренько все порешают — ну тогда все выживут. Ну а если эта история будет тянуться как плавленный сыр, то пойдет по сценарию домино.

Есть ли какой-то план на будущее для выхода из кризиса?

У нас вообще клевые планы на будущее — мы давно закрылись и сейчас отдыхаем. Там коллеги за рулем, пусть они там решают.

Что думаете об идее онлайн-концертов?

Ну ребята… Ну делайте, если можете. Делайте, но не забывайте, что никакой телевизор не заменит живой звук и пиво на прилавке. Да, онлайн-трансляции это круто, как что-то альтернативное, но не стоит быстро впадать в иллюзии, что онлайн-трансляция сейчас нам быстро концерты заменит. Да ребят, это как вместо поедания живых спелых краснодарских помидоров смотреть, как эти спелые краснодарские помидоры выращивают на грядке по телеку. Это не заменяет концерты. Да, это круто, но как только «черная дыра 2020» пройдет, пойдем обратно на концерты и забудем, что такое трансляции.


Послушав ответы множества групп и исполнителей, становится очевидно, что наибольший урон понесут организаторы, промоутеры, клубы и “большие” исполнители, активно гастролирующие по стране и загранице. По поводу закрытия клубов интересную точку зрения озвучил Денис Третьяков (“Церковь Детства”): “Дело ведь не запретах и не в коронавирусе. Клубы начали закрываться, и они будут закрываться, даже если снимут карантин, просто в силу того, что в разы упала платежеспособность населения с ростом цен и экономическим спадом.”

А для остальных представителей андерграунда “борьба за выживание” будет проходить в штатном режиме: работа, работа, работа, выпуск альбомов, мерча, траты, убытки и снова работа, работа, работа.

Читатели нашего журнала! Если вы действительно интересуетесь русской независимой музыкальной сценой и сопереживаете ей, то слушайте любимых исполнителей на стриминговых сервисах, покупайте их альбомы, приобретайте мерч, скидывайте им донаты. И да: не болейте. 

Кстати, на Сигме опубликована интересная инициатива по помощи некоторым малоизвестным музыкантам.

Также вы можете ознакомиться с эссе на эту тему от нашего автора Юрия Виноградова.

Авторы: Вячеслав Илларионов-Саблин, Ильдар Мухамадеев
Редактор: Ильдар Мухамадеев
Иллюстрации: Софья Почтенная

Фотографии музыкантов взяты из их групп в ВК