42 минуты с видом из окна вагона
С музыкой Accasari я до этого был знаком, поэтому навряд ли меня ждало какое-то музыкальное откровение, но вот сама идея проехаться под эту музыку в поезде, смотря из окна вагона, мне показалась интересной. И так как это ответственная миссия, то я её постоянно откладывал. Наконец, я всё же решился на эти прослушивание и просмотр.
Путешествие не начинается, ты просто уже оказываешься внутри него. Музыка гудит, свистит, топчется на месте. А ты, не имея возможности отвлечься, смотришь в окно. За окном проезжает Россия. Как и с музыкой Accasari, она не слишком разнообразна. Все эти элементы пейзажа ты уже видел много раз в своей жизни. Они стандартизованы, ГОСТом, отмерены и очерчены. Поэтому в целом неважно, откуда началось это путешествие, и куда вместе с камерой автора видео ты направляешься. Плюсом такого виртуального путешествия является то, что лично я теперь могу посмотреть на эту самую Россию, так как обычно я всегда выбираю вторые полки плацкартного вагона, а со второй полки не увидеть Россию.
Берёзы. Много берёз. Даже слишком много берёз. Слишком стереотипное получается видео. Берёзы стоят голые, видимо, это межсезонье. Страшно подумать, каково было бы мне, аллергику, оказаться здесь в где-то в мае месяце.
Музыка, ближе к десятой минуте путешествия, начинает абсолютно сливаться с фоном. Ты её уже не воспринимаешь. С процессами, где сложно выделить какую-нибудь понятную для тебя информацию, мозг достаточно быстро расправляется, сводя все к какому-то шуму.
Пейзаж за окном под стать музыке. Бесконечные березы начинают сливаться в некоторую массу. Лес вообще тоже можно воспринимать как шум. Он и производит звуковой шум, и сам является шумом. Ты смотришь на него, а он постепенно рассыпается. Появились сосны. Хоть какое-то разнообразие. Ненадолго. Теперь просто сменился характер этого шума.
Ум не может долго находиться в этом состоянии, особенно когда ты именно сконцентрирован на этом окне в Россию. Тебя не отвлекает ни запах российских вагонов, который получается из смеси запахов жаренной курицы, вареных яиц, грязных носков, пота и лапши быстрого приготовления. Тебя не отвлекают разговоры. Ты погружаешься в лес, в дрон, в эмбиент, сливаясь с экраном монитора.
Так вот разуму все это не нравится и он отчаянно пытается найти хоть что-то, за что можно зацепиться. Начинаю наблюдать за волнами на линиях электропередач. Вспоминаю, что примерно также “развлекал” себя в длинных железнодорожных путешествиях лет пятнадцать назад. Гаджетов, интернета — ничего не было, а линии электропередач были. И вот волна поднимается и опускается. Да, это тоже не слишком увлекательно. Но ничего большего пейзаж тебе не предоставляет.
Еще вспомнились мне занятия в детском саду (наверное, их проводили психологи, а может быть и нет), на которых мы садились на пол или на большие напольные подушки, и нам воспитатели (психологи) включали какую-нибудь “медитативную” музыку, и мы с закрытыми глазами её слушали. Или, может быть, только я с закрытыми глазами был. Я уже не помню. Примерные ощущения испытываю я и сейчас, когда временная отметка видео близится к двадцатой минуте. Ты, вроде бы, смотришь в экран, но разум где-то далеко.
Прошло две минуты, а кажется, что больше. Вечно погружают в сон эти раскачивания звуков и волн на проводах. Впервые попался на глаза прохожий, хотя до этого проехали уже несколько населенных пунктов. Россия достаточно пустынна. Нет. Неправильная характеристика. Россия просто брошена.
Гаражи, какие-то дома, может быть, чьи-то дачи. Все выглядит так, словно человека тут не было не 22 минуты, а несколько лет. Возможно, так оно и есть. Кажется, мы направляемся в Москву, видимо, все люди там. Она как огромная черная дыра — пожирает все вокруг, пожирает города, деревни, людей, судьбы.
Приближаясь мысленно к этой сущности, вдруг понимаешь, что за окном пейзаж на что-то похож. Похож на что-то достаточно родное, хотя сам ведь ты родом с Урала, где бескрайние степи простираются от одного края до другого. Так почему же возникает это чувство дежавю? Спустя несколько минут приходит понимание. Музыка такая неспешная и неповоротливая, что и мысли не бегут, как привычно, а переливаются, словно огромный желеобразный ждун. Напоминают эти пейзажи классические сюжеты из работ И. Левитана. Только, конечно, испорчены они присутствием человека. С другой стороны, если Москва всех пожрёт, то наверное, через сто лет природа очистится и вновь перед нами предстанет этот пейзаж среднерусского ландшафта.
Близится конец видео, а значит и конец путешествия. В Москву мы не попали, может быть оно и к лучшему. Сейчас стали появляться многоэтажки — по сути, бараки, фавелы. Видимо, мысли действительно двигаются медленно. Оказывается, до этого мы проехали ту самую одноэтажную Россию.
Смотрю на полоску прокрутки, близится финал. Интересно, сознательно авторы пошли на то, что продолжительность этого трипа 42:42? Это ли ответ на тот самый главный вопрос?
Когда видео и путешествие закончились, музыка больше не убаюкивает рассудок, мысли и ход жизни начинают приобретать привычный ход. А в чём был смысл? Зачем я это просмотрел или прослушал? Наверное, для того, чтобы прочувствовать все эти эмоции, записать их. То есть это произведение ценно не само по себе, а ценно теми мыслями и переживаниями, которые будут возникать в каждом отдельном человеке. Наверное, ценно этим.